icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ѕочему нельз€ женитьс€ в високосный год?

  • 3042
  • 7

ѕочему нельз€ женитьс€ в високосный год?

Ѕ
Ѕрак Ц это на всю жизньЕ по крайней мере, так было до недавнего времени, да и сейчас в это хочетс€ верить в день свадьбы Ц и потому-то так хочетс€ предусмотреть всЄ. ѕотому-то окружаетс€ заключение брака многочисленными ритуалами и приметами, и некоторые из них касаютс€ подход€щего/неподход€щего времени. ѕроисхождение одних примет лежит на поверхности (Ђв мае женитьс€ Ц всю жизнь ма€тьс€ї: тут элементарна€ звукова€ ассоциаци€+їзолотое правилої магии Ц Ђподобное рождает подобноеї), а вот почему нельз€ женитьс€ в високосный годЕ ту придЄтс€ копнуть поглубже!

ѕрежде всего, вспомним, что такое високосный год Ц в самых общих чертах: оборот «емли вокруг —олнца длитс€ чуть больше, чем 365 дней, на которые мы делим год, это знали ещЄ древние, и поэтому ёлий ÷езарь Ц в соответствии с расчЄтами александрийских астрономов Ц постановил каждые четыре года прибавл€ть дополнительные сутки, в которые за это врем€ складывались Ђпотер€нныеї часы. Ётот календарь назвали юлианским (правда, Ђтер€емоеї каждый год врем€ составл€ет не ровно 6 часов, как рассчитали античные учЄные, а 5 часов 48 минут 46 секунд, так что впоследствии Ц уже в —редние века Ц потребовалась ещЄ одна календарна€ реформаЕ но это уже друга€ истори€). ƒень был приплюсован к последнему мес€цу года Ц таковым в ƒревнем –име был февраль Ц как Ђвторой шестой день перед мартовскими календамиї (т.е. первым днЄм марта). ¬торой шестой по-латыни Ц Ђбит секстусї, вот это словосочетание впоследствии и трансформировалось в слово Ђвисокосныйї, которым называем год в 366 днейЕ почему же мы ждЄм от него несчастий вообще и угроз дл€ брачующихс€ в частности?

’оть февраль уже давно не €вл€етс€ последним мес€цем года, Ђлишнийї день по-прежнему прибавл€етс€ к нему Ц 29 феврал€. ѕравославна€ церковь чтит в этот день пам€ть св.  ассиана Ц  ась€на в русском просторечном произношении, поэтому високосный год в народе называли Ђкась€новым годомї. „ем примечателен этот человек?

ƒа, собственно, св€той как св€той Ц писал книги о монашеской жизни, основал первые монастыри на территории современной ‘ранции (тогда Ц √аллии) и уж конечно никому ничего плохого не делал Ц иначе бы не канонизировали. Ќо это не помешало нашему народу создать мрачный и даже демонический образ, Ђнагражда€ї ни в чЄм не повинного св€того такими эпитетами, как Ђ ась€н Ќемилостивыйї, Ђ ась€н-завистникї и т.п. Ќичуть не лучше и пословицы, св€занный с ним: ЂЌа что  ась€н ни гл€нет Ц всЄ в€нетї, Ђ ась€н на траву Ч трава сохнет,  ась€н на скот Ч скот дохнетї. Ќа ”рале ещЄ в середине XX в. пугали непослушных детей: Ђ ась€н в окно посмотрит Ц и ты умрЄшьї. » уж конечно, в Ђкась€нов деньї (29 феврал€) не рекомендовалось ничего начинать: ни работу (всЄ равно не получитс€), ни жизнь (родившийс€ в этот день не будет счастливым и не проживЄт долго) Ц и, конечно, не играть свадьбы (дл€ брака, заключЄнного в такой день, тоже хорошего ждать нечего)Е “акое Ђтлетворное вли€ниеї было распространено и в целом на год, в котором такой страшный день есть.

¬р€д ли следует объ€сн€ть, что к св€тому  ассиану все эти ужасы никакого отношени€ не имеют. Ёто один из тех многочисленных случаев, когда им€ христианского св€того Ђприклеилосьї к €зыческому богу Ц по дню, посв€щаемому ему, и по созвучию. „то ж, поищем в слав€нской мифологии злобного, смертоносного бога, чьЄ им€ созвучно имени  ась€нЕ √де будем искать? –азумеетс€, в русских народных сказках! ¬едь сказка, как известно, Ђдит€ мифаї, и там Ђзарытої очень многое, а герои вполне могут оказатьс€ Ђзамаскированнымиї €зыческими богами.

ѕерсонаж, соответствующий указанным критери€м, знаком нам всем с детства Ц  ащей Ѕессмертный, страшный неумирающий мертвец, разрушающий счастье героев. ќтносительно этимологии этого имени (употребл€емого иногда в форме  ощей) мнени€ учЄных расход€тс€: его св€зывают и со словом Ђкостьї (что вполне соответствует образу костл€вого Ђживого мертвецаї), и со словом Ђкостеритьї (бранить, возможно Ц отсюда же Ђкощунствої). »звестно также, что коще€ми в ƒревней –уси называли пленников Ц тоже Ђнаполовину мЄртвыеї в системе мифологического мышлени€Е т.о. им€ этого персонажа тоже коренитс€ в пон€тии смерти, которую он олицетвор€ет. Ќеудивительно, что и он Ц как и св€занный с ним день Ц внушал нашим предкам такой ужас. ѕочему именно конец феврал€? ¬озможно, потому, что в это врем€ начинаетс€ ожесточЄнна€ схватка между приближающейс€ весной и зимой, не желающей уходить.

“ак вот кого мы боимс€, ожида€ несчастий от високосного года Ц  аще€ Ѕессмертного из сказки! ј стоит ли его бо€тьс€ Ц или, подобно сказочному »вану-царевичу Ц вступить с ним в борьбу и победить Ц каждый решает сам.


spe
Ќадежда «аколюкина

ќчень интересно!!! «дорово!!! +++
4 абз: "“акой Ђтлетворное вли€ниеї было..." - не согласовано

deb
ёрий Ћобанов

я родилс€ 29 феврал€, поэтому стать€ очень интересной стала дл€ мен€! +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+