Прежде всего, вспомним, что такое високосный год – в самых общих чертах: оборот Земли вокруг Солнца длится чуть больше, чем 365 дней, на которые мы делим год, это знали ещё древние, и поэтому Юлий Цезарь – в соответствии с расчётами александрийских астрономов – постановил каждые четыре года прибавлять дополнительные сутки, в которые за это время складывались «потерянные» часы. Этот календарь назвали юлианским (правда, «теряемое» каждый год время составляет не ровно 6 часов, как рассчитали античные учёные, а 5 часов 48 минут 46 секунд, так что впоследствии – уже в Средние века – потребовалась ещё одна календарная реформа… но это уже другая история). День был приплюсован к последнему месяцу года – таковым в Древнем Риме был февраль – как «второй шестой день перед мартовскими календами» (т.е. первым днём марта). Второй шестой по-латыни – «бит секстус», вот это словосочетание впоследствии и трансформировалось в слово «високосный», которым называем год в 366 дней… почему же мы ждём от него несчастий вообще и угроз для брачующихся в частности?
Хоть февраль уже давно не является последним месяцем года, «лишний» день по-прежнему прибавляется к нему – 29 февраля. Православная церковь чтит в этот день память св. Кассиана – Касьяна в русском просторечном произношении, поэтому високосный год в народе называли «касьяновым годом». Чем примечателен этот человек?
Да, собственно, святой как святой – писал книги о монашеской жизни, основал первые монастыри на территории современной Франции (тогда – Галлии) и уж конечно никому ничего плохого не делал – иначе бы не канонизировали. Но это не помешало нашему народу создать мрачный и даже демонический образ, «награждая» ни в чём не повинного святого такими эпитетами, как «Касьян Немилостивый», «Касьян-завистник» и т.п. Ничуть не лучше и пословицы, связанный с ним: «На что Касьян ни глянет – всё вянет», «Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет». На Урале ещё в середине XX в. пугали непослушных детей: «Касьян в окно посмотрит – и ты умрёшь». И уж конечно, в «касьянов день» (29 февраля) не рекомендовалось ничего начинать: ни работу (всё равно не получится), ни жизнь (родившийся в этот день не будет счастливым и не проживёт долго) – и, конечно, не играть свадьбы (для брака, заключённого в такой день, тоже хорошего ждать нечего)… Такое «тлетворное влияние» было распространено и в целом на год, в котором такой страшный день есть.
Вряд ли следует объяснять, что к святому Кассиану все эти ужасы никакого отношения не имеют. Это один из тех многочисленных случаев, когда имя христианского святого «приклеилось» к языческому богу – по дню, посвящаемому ему, и по созвучию. Что ж, поищем в славянской мифологии злобного, смертоносного бога, чьё имя созвучно имени Касьян… Где будем искать? Разумеется, в русских народных сказках! Ведь сказка, как известно, «дитя мифа», и там «зарыто» очень многое, а герои вполне могут оказаться «замаскированными» языческими богами.
Персонаж, соответствующий указанным критериям, знаком нам всем с детства – Кащей Бессмертный, страшный неумирающий мертвец, разрушающий счастье героев. Относительно этимологии этого имени (употребляемого иногда в форме Кощей) мнения учёных расходятся: его связывают и со словом «кость» (что вполне соответствует образу костлявого «живого мертвеца»), и со словом «костерить» (бранить, возможно – отсюда же «кощунство»). Известно также, что кощеями в Древней Руси называли пленников – тоже «наполовину мёртвые» в системе мифологического мышления… т.о. имя этого персонажа тоже коренится в понятии смерти, которую он олицетворяет. Неудивительно, что и он – как и связанный с ним день – внушал нашим предкам такой ужас. Почему именно конец февраля? Возможно, потому, что в это время начинается ожесточённая схватка между приближающейся весной и зимой, не желающей уходить.
Так вот кого мы боимся, ожидая несчастий от високосного года – Кащея Бессмертного из сказки! А стоит ли его бояться – или, подобно сказочному Ивану-царевичу – вступить с ним в борьбу и победить – каждый решает сам.