icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Интересные факты

Почему Москва – третий Рим?

  • 6728
  • 8

Почему Москва – третий Рим?

М
Москва – третий Рим… мы слышим эти слова всё чаще, не всегда задумываясь о смысле (как это всегда бывает с «избитыми» фразами)… но ведь кто-то когда-то произнёс это изречение впервые, вложив в него глубокий смысл… кто это был?

Чтобы узнать это, перенесёмся в 1492 год. Начнём с того, что год это был «юбилейный» – оказывается, наши предки любили юбилеи ничуть не меньше, чем мы с вами – и привязывать к ним даты конца света тоже любили… Как известно, в допетровские времена время у нас исчисляли не от Рождества Христова, а от Сотворения мира – и по такому календарю это был 7000 год. Апокалиптические настроения в обществе тогда существовали (примерно так же, как и у нас в связи с пресловутым календарём майя, а не так давно – с наступлением 2000 года), но не все им поддавались. Были и разумные люди – в том числе и среди святых отцов – которые собирались жить долго и счастливо – и предполагали, что земные дела уже есть… например, надо рассчитать сроки празднования Пасхи на следующее тысячелетие.

Вот этим и занялся митрополит Московский и всея Руси Зосима (известный как Зосима Брадатый). Он составил пасхалию «на осьмую тысящу лет». И в предисловии к ней он говорит о великом князе Иоанне III как о «новом царе Константине новому граду Константинову – Москве и всей Русской земле». Откуда взялась такая идея? Для этого вспомним историю.

За 12 лет до описываемых событий (в 1480 г.) Русь окончательно освободилась от ордынского ига – уже повод для усиления национальной гордости. А почти за полвека – в 1453 г. – произошло событие поистине трагическое: перестала существовать великая империя! Конечно же, речь идёт о падении Константинополя под ударами турок…

Но к гибели Византии – этой прямой наследнице Римской империи, павшего в своё время под натиском варваров (она-то и мыслилась как «второй Рим») приложили руку не только турки. За два с небольшим века до того – в 1204 году – её разгромили католики-крестоносцы во время 4-го Крестового похода. Правда, в 1261 г. Византийская империя была восстановлена – но такие события не проходят бесследно…

Да и к падению Византии в 1453 г. тоже приложил руку католический Рим. В 1439 г. на церковном соборе во Флоренции представители восточной церкви (византйиской – т.е. православной) признали истинным вероучение римско-католической церкви и подписали резолюцию, восстанавливающую единство западной и восточной ветвей христианства (т.н. Флорентийская уния). Впоследствии они утверждали, что сделали это под давлением, что им угрожали – может быть, и это имело место, но в основном мотивы тут были политические: католический Запад обещал помощь в борьбе с турками, угрожавшими Византии. Обещание выполнено не было…

Между тем, русские князья имели давние родственные связи с Византией. На византийской царевне Анне был женат святой князь Владимир, крестивший Русь. Мать великого князя киевского Владимира Мономаха была дочерью византийского императора. Сестра Василия II Анна была женой византийского императора Иоанна VIII Палеолога…

Но родственные связи с византийскими императорами имели и правители других православных стран – и они тоже претендовали на звание наследников Рима – сербский царь Стефан Душан, болгарский царь Иоанн-Александр (в болгарской литературе XIV века даже высказывается идея, что Тырново – тогдашняя столица Болгарии – это «Новый Константинополь»)… Что же позволило Зосиме провозгласить «новым царём Константином» именно Иоанна III?

Через 7 лет после падения Константинополя турки захватили и полуостров Морею, где правил Фома Палеолог – брат погибшего императора Константина. Он вынужден был бежать на остров Корфу, а затем – искать приюта в Риме. Через пять лет после этого в Рим были привезены его дети – 7-летний Андрей, 5-летний Мануил и дочь Зоя, родившаяся предположительно в 1443 или 1449г. Чтобы получить поддержку в Риме, Фома вместе со всей семьёй принял католичество – и через год после этого умер.

Теперь корону и титул Палеологов наследовали дети Фомы – но сыновья оказались недостойными наследниками: Андрей впоследствии продавал своё право то одному европейскому монарху, то другому (и, видимо, никто его всерьёз не принимал как наследника великой империи) и в конечном итоге умер в бедности. Мануил подался в Стамбул, где сдался на милость султана, принял мусульманскую веру и служил в турецком флоте.

Таким образом, последней наследницей рода византийских императоров осталась Зоя. Тем не менее, европейские титулованные особы не спешили «наложить лапу» на её титул. Так, кипрский король Жак II де Лузиньян отказался от брака с ней (предлагаемого венецианской синьорией): Лузиньяну нужен был не императорский титул, а военная помощь – а родственников, способных предоставить её, у Зои не было.

Тем временем папа Римский планирует новый крестовый поход и ищет союзников… таким союзником мог бы стать московский великий князь Иоанн III. Но какое ему дело до войн, затеваемых католиками… а вот если предложить ему отвоевать его собственные владения на бывшей территории Византии… а эту территорию с полным правом можно будет назвать его владениями, если он женится на последней византийской принцессе! А там, глядишь, можно будет и затянуть православную Русь в «орбиту» влияния римско-католической церкви…

Не сразу состоялся этот брак – против брака великого князя с воспитанницей католиков возражал митрополит. Но в конечном итоге в 1472 г. Зоя – вернувшаяся в православие и получившая имя Софья – стала женой Ивана III. Правда, все надежды папы римского пошли прахом – ни отвоёвывать какие-то территории у турок, ни тем более вводить на Руси католичество не собирались ни Иоанн III, ни Софья, которой – наконец-то! – не надо было больше скрывать свою веру… но право именоваться наследником византийских императоров Иоанн III получил – как супруг последней представительницы этой династии… что и провозгласил митрополит Зосима.

Развивает эту идею – уже в 20-х гг. XVI в. – Филофей, старец Елеазарова монастыря (г.Псков): ««Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Иными словами, в этом послании старец напоминает московскому князю, что его держава – последний (после падения Византии) оплот истинной веры – Православия, передать эстафету будет некому, а значит – Россия должна сохранить себя во что бы то ни стало.

За 400 с лишним лет эти слова ничуть не устарели: и по сей день Россия – самая мощная из православных стран, пожалуй, единственная православная страна, с которой кто-то ещё считается… И чтобы преемники московских государей могли оставаться истинным оплотом веры, не грех и сегодня вспомнить совет старца Филофея из того же послания: ««Не преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадеды».

spe
Лариса Попруга

Удивительная статья, прочитала с большим удовольствием +++++++

deb
Иван Иванов

класно - вот это да - я просто тут потрясен - вау - но комент

deb
Титова Елена

очень интересно. и впрямь, всегда было любопытно, почему "третий Рим")))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+