icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

ѕочему ћосква Ц третий –им?

  • 6346
  • 8

ѕочему ћосква Ц третий –им?

ћ
ћосква Ц третий –имЕ мы слышим эти слова всЄ чаще, не всегда задумыва€сь о смысле (как это всегда бывает с Ђизбитымиї фразами)Е но ведь кто-то когда-то произнЄс это изречение впервые, вложив в него глубокий смыслЕ кто это был?

„тобы узнать это, перенесЄмс€ в 1492 год. ЌачнЄм с того, что год это был Ђюбилейныйї Ц оказываетс€, наши предки любили юбилеи ничуть не меньше, чем мы с вами Ц и прив€зывать к ним даты конца света тоже любилиЕ  ак известно, в допетровские времена врем€ у нас исчисл€ли не от –ождества ’ристова, а от —отворени€ мира Ц и по такому календарю это был 7000 год. јпокалиптические настроени€ в обществе тогда существовали (примерно так же, как и у нас в св€зи с пресловутым календарЄм май€, а не так давно Ц с наступлением 2000 года), но не все им поддавались. Ѕыли и разумные люди Ц в том числе и среди св€тых отцов Ц которые собирались жить долго и счастливо Ц и предполагали, что земные дела уже естьЕ например, надо рассчитать сроки праздновани€ ѕасхи на следующее тыс€челетие.

¬от этим и зан€лс€ митрополит ћосковский и все€ –уси «осима (известный как «осима Ѕрадатый). ќн составил пасхалию Ђна осьмую тыс€щу летї. » в предисловии к ней он говорит о великом кн€зе »оанне III как о Ђновом царе  онстантине новому граду  онстантинову Ц ћоскве и всей –усской землеї. ќткуда вз€лась така€ иде€? ƒл€ этого вспомним историю.

«а 12 лет до описываемых событий (в 1480 г.) –усь окончательно освободилась от ордынского ига Ц уже повод дл€ усилени€ национальной гордости. ј почти за полвека Ц в 1453 г. Ц произошло событие поистине трагическое: перестала существовать велика€ импери€!  онечно же, речь идЄт о падении  онстантинопол€ под ударами турокЕ

Ќо к гибели ¬изантии Ц этой пр€мой наследнице –имской империи, павшего в своЄ врем€ под натиском варваров (она-то и мыслилась как Ђвторой –имї) приложили руку не только турки. «а два с небольшим века до того Ц в 1204 году Ц еЄ разгромили католики-крестоносцы во врем€ 4-го  рестового похода. ѕравда, в 1261 г. ¬изантийска€ импери€ была восстановлена Ц но такие событи€ не проход€т бесследноЕ

ƒа и к падению ¬изантии в 1453 г. тоже приложил руку католический –им. ¬ 1439 г. на церковном соборе во ‘лоренции представители восточной церкви (византйиской Ц т.е. православной) признали истинным вероучение римско-католической церкви и подписали резолюцию, восстанавливающую единство западной и восточной ветвей христианства (т.н. ‘лорентийска€ уни€). ¬последствии они утверждали, что сделали это под давлением, что им угрожали Ц может быть, и это имело место, но в основном мотивы тут были политические: католический «апад обещал помощь в борьбе с турками, угрожавшими ¬изантии. ќбещание выполнено не былоЕ

ћежду тем, русские кн€зь€ имели давние родственные св€зи с ¬изантией. Ќа византийской царевне јнне был женат св€той кн€зь ¬ладимир, крестивший –усь. ћать великого кн€з€ киевского ¬ладимира ћономаха была дочерью византийского императора. —естра ¬асили€ II јнна была женой византийского императора »оанна VIII ѕалеологаЕ

Ќо родственные св€зи с византийскими императорами имели и правители других православных стран Ц и они тоже претендовали на звание наследников –има Ц сербский царь —тефан ƒушан, болгарский царь »оанн-јлександр (в болгарской литературе XIV века даже высказываетс€ иде€, что “ырново Ц тогдашн€€ столица Ѕолгарии Ц это ЂЌовый  онстантинопольї)Е „то же позволило «осиме провозгласить Ђновым царЄм  онстантиномї именно »оанна III?

„ерез 7 лет после падени€  онстантинопол€ турки захватили и полуостров ћорею, где правил ‘ома ѕалеолог Ц брат погибшего императора  онстантина. ќн вынужден был бежать на остров  орфу, а затем Ц искать приюта в –име. „ерез п€ть лет после этого в –им были привезены его дети Ц 7-летний јндрей, 5-летний ћануил и дочь «о€, родивша€с€ предположительно в 1443 или 1449г. „тобы получить поддержку в –име, ‘ома вместе со всей семьЄй прин€л католичество Ц и через год после этого умер.

“еперь корону и титул ѕалеологов наследовали дети ‘омы Ц но сыновь€ оказались недостойными наследниками: јндрей впоследствии продавал своЄ право то одному европейскому монарху, то другому (и, видимо, никто его всерьЄз не принимал как наследника великой империи) и в конечном итоге умер в бедности. ћануил подалс€ в —тамбул, где сдалс€ на милость султана, прин€л мусульманскую веру и служил в турецком флоте.

“аким образом, последней наследницей рода византийских императоров осталась «о€. “ем не менее, европейские титулованные особы не спешили Ђналожить лапуї на еЄ титул. “ак, кипрский король ∆ак II де Ћузинь€н отказалс€ от брака с ней (предлагаемого венецианской синьорией): Ћузинь€ну нужен был не императорский титул, а военна€ помощь Ц а родственников, способных предоставить еЄ, у «ои не было.

“ем временем папа –имский планирует новый крестовый поход и ищет союзниковЕ таким союзником мог бы стать московский великий кн€зь »оанн III. Ќо какое ему дело до войн, затеваемых католикамиЕ а вот если предложить ему отвоевать его собственные владени€ на бывшей территории ¬изантииЕ а эту территорию с полным правом можно будет назвать его владени€ми, если он женитс€ на последней византийской принцессе! ј там, гл€дишь, можно будет и зат€нуть православную –усь в Ђорбитуї вли€ни€ римско-католической церквиЕ

Ќе сразу состо€лс€ этот брак Ц против брака великого кн€з€ с воспитанницей католиков возражал митрополит. Ќо в конечном итоге в 1472 г. «о€ Ц вернувша€с€ в православие и получивша€ им€ —офь€ Ц стала женой »вана III. ѕравда, все надежды папы римского пошли прахом Ц ни отвоЄвывать какие-то территории у турок, ни тем более вводить на –уси католичество не собирались ни »оанн III, ни —офь€, которой Ц наконец-то! Ц не надо было больше скрывать свою веруЕ но право именоватьс€ наследником византийских императоров »оанн III получил Ц как супруг последней представительницы этой династииЕ что и провозгласил митрополит «осима.

–азвивает эту идею Ц уже в 20-х гг. XVI в. Ц ‘илофей, старец ≈леазарова монастыр€ (г.ѕсков): ЂЂяко вс€ христианска€ царства приидоша в конец и снидошас€ во едино царьство нашего государ€, по пророчьским книгам то есть –омеиское царство. ƒва убо –има падоша, а третий стоит, а четвертому не бытиї. »ными словами, в этом послании старец напоминает московскому кн€зю, что его держава Ц последний (после падени€ ¬изантии) оплот истинной веры Ц ѕравослави€, передать эстафету будет некому, а значит Ц –осси€ должна сохранить себ€ во что бы то ни стало.

«а 400 с лишним лет эти слова ничуть не устарели: и по сей день –осси€ Ц сама€ мощна€ из православных стран, пожалуй, единственна€ православна€ страна, с которой кто-то ещЄ считаетс€Е » чтобы преемники московских государей могли оставатьс€ истинным оплотом веры, не грех и сегодн€ вспомнить совет старца ‘илофе€ из того же послани€: ЂЂЌе преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадедыї.


spe
Ћариса ѕопруга

”дивительна€ стать€, прочитала с большим удовольствием +++++++

deb
»ван »ванов

класно - вот это да - € просто тут потр€сен - вау - но комент

deb
“итова ≈лена

очень интересно. и впр€мь, всегда было любопытно, почему "третий –им")))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+