icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Интересные факты

Почему молодые христиане покидают церковь?

  • 1253
  • 3

Почему молодые христиане покидают церковь?

Ч
«Что ты в церковь ходишь?! Там же одни старухи!» – кричала 75-летняя бабушка на 20-летнюю внучку. Пожилую даму при этом абсолютно не смущал тот факт, что она и сама принадлежит к той возрастной социальной категории, о которой только что высказалась с таким презрением – и что как раз она церковь не посещает…

Подобная ситуация достаточно типична для нашего времени. Если в советские времена был «традиционен» конфликт между внучкой-пионеркой/комсомолкой и бабушкой-«богомолкой», то сегодня ситуация развернулась на 180 градусов: старая коммунистка-бабушка, неспособная смириться с религиозными убеждениями детей и внуков. Именно молодые христиане постоянно жалуются на форумах и социальных сетях, что представители старшего поколения изводят их скандалами и насмешками по поводу их веры, запрещают соблюдать посты, бросают трубку, когда звонят их друзья из прихода, выбрасывают из их комнат иконы и книги духовного содержания и т.п.

В таких условиях явно преждевременно было бы говорить о тенденции к уходу молодёжи из храмов – молодые люди упорно продолжают посещать храмы даже при таких обстоятельствах… и тем более – если конфликта в семье по этой линии нет. Регулярно посещая храм, с уверенностью могу сказать: молодых людей там ничуть не меньше, чем пожилых – во всяком случае, по воскресеньям. Догадываюсь, что в будни на богослужениях присутствуют в основном пенсионеры – и это вполне объяснимо: ведь молодые и зрелые люди в эти дни заняты работой или учёбой…

Вряд ли наш храм является исключением: существует немало молодёжных православных форумов – и пользователей там ничуть не меньше, чем на всех прочих; существуют даже православные сайты знакомств, тоже пользующиеся изрядным спросом (хотя зарегистрироваться там несколько сложнее, чем на обычном сайте такого рода: придётся ответить на некоторые вопросы, раскрывающие ваше отношение к проблеме любви и брака, и если хоть на один ответите неправильно, не по-христиански – в регистрации вам будет отказано).

Но, разумеется, есть и те, кто храмы покидает – опять же, здесь нельзя разделить по возрастному признаку: это может случиться в любом возрасте. Так, бывает, что от веры человека отвращает большое горе – но опять же, не всегда, бывает и наоборот – страдание приводит к вере…

И всё же в отношении молодёжной «аудитории» можно выявить некоторую закономерность – и она сходна с той, которую доводилось наблюдать мне в бытность мою преподавателем в музыкальной школе.

В то время – ради заработка – приходилось преподавать ещё и игру на гитаре, и у многих учеников ситуация развивалась по одному и тому же сценарию: ребёнок приходил вроде бы с желанием научиться играть – но начинались занятия, для него становилось очевидным, что просто сесть и заиграть не получится, что надо приложить усилия даже для того, чтобы правильно взять инструмент – и всё желание пропадало… никогда не забуду ученицу, которая – вот так промучившись год на гитаре и меня тоже изрядно промучив – перешла на фортепиано… потом она с горечью говорила: «Я думала, на фортепиано хоть полегче будет!» А многие – кто ещё не определился, на какой инструмент записываться, спрашивали открытым текстом: «А на чём проще играть?»

Вот в этом – как и в отношении к церкви – проявляется одна из опаснейших черт нашего времени. Современный человек привык, что слишком многое делается за него: бельё постирает машина, грамматические ошибки исправит Word, «споёт» проигрыватель и т.д. – и он уже не хочет прилагать усилий и там, где никто за него ничего сделать не может. И вот – приходит такой человек в храм: какой-то непонятный язык, непонятные действия, непонятная музыка… а оказывается – ещё надо соблюдать посты (подумать только – 40 дней без колбасы!), исповедоваться (это как же я возьму и выскажу всю свою «грязь» постороннему человеку!)…

А пробовал ты прислушаться к песнопениям (прислушаешься – обнаружишь, что многое понятно: «Господи, помилуй!» – что, разве непонятно? Или – «Пресвятая Богородице, спаси нас»), пробовал ты залезть в соответствующую литературу или расспросить священника, что означает каждая деталь богослужения? Пробовал ты проявить силу воли? А священник, к которому ты будешь ходить на исповедь постоянно, со временем перестанет быть для тебя «посторонним»…

Но ведь вслушиваться, вдумываться, читать, узнавать что-то новое – это же утомительно!

Вот так и уходит человек… и помочь этому человеку достаточно затруднительно. Как сказал герой одного замечательного фильма, «есть моменты, когда никто человеку помочь не может: рождается сам и умирает сам!»

deb
Игорь Переверзев

В связи с инцинентом с Пусси, с церкви уйдет много народу, а придут вообще единицы+

deb
Алексей Шахлай

Тема для статьи интересная, однако я не поставил положительную оценку, потому что у автора не хватает широты взгляда на вопрос. По статье получается что из Церкви уходят лишь потому, что она не даёт возможности "потребить" веру и заставляет прилагать определённые усилия чтобы начать понимать что к чему. А как быть с переходами в другие конфессии? А как с переходами в другие веры? А с превращением в атеистов? А с недоверием к священнослужителям? Это только на вскидку такие мысли.
В части изложенной автором, всё очень хорошо. Моя рекомендация - больше широты охвата при написании подобных статей.

pro
Леонид Девятых

справильно. Нынче никто никаких усилий ни к чему прилагать не хочет. Хапнуть все и сразу - вот девиз времени...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+