icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

ѕочему люди станов€тс€ вероотступниками?

  • 538
  • 2

ѕочему люди станов€тс€ вероотступниками?

¬
¬ероотступничество, пожалуй, можно назвать одним из самых страшных пон€тий с точки зрени€ приверженца любой религии. ≈сли человек в силу каких-то причин (например, из-за рождени€ и воспитани€ в атеистической семье) не имел возможности приобщитьс€ к вере Ц такого человека можно жалеть, можно наде€тьс€, что у него все впереди, но если человек, став членом ÷еркви, добровольно отказываетс€ и от нее, и Ц главное Ц от Ѕога, это уже серьезно, если не сказать Ц безнадежно (конечно, о полной безнадежности говорить нельз€, пока человек жив, но веро€тность приобщени€ такого человека к вере на пор€док ниже, чем у того, кто прежде ее не имел). ѕочему же подобное происходит с верующими?

Ќаиболее очевидна€ причина Ц человек и не имел никогда веры фактически, приобщение к ней было чисто внешним, формальным: родители заставл€ли ходить в храм, исповедоватьс€, причащатьс€, молитьс€ утром и вечером, но о воспитании глубокого понимани€ духовных истин не заботились, вот человек и рос внешне воцерковленным, но по сути дела Ц не верующим. Ќе стало родительского авторитета Ц исчезла и внешн€€ воцерковленность, а со стороны это может выгл€деть как вероотступничество.

—лучаетс€ так, что от веры человека отвращает большое горе. ѕримечательно, что веро€тность подобного событи€ никоим образом не коррелирует с образовательным уровнем. “ак, одна деревенска€ старушка в отча€нии выбросила из дома все иконы, когда нелепо погиб ее сын, а великого „арльза ƒарвина Ц вопреки распространенному заблуждению Ц отвратила от веры отнюдь не эволюционна€ теори€, а безвременна€ смерть дочериЕ Ќе нам судить этих людей (осуждать вообще никого не рекомендуетс€), но все же следует признать, что в таком виде вера выгл€дит как нека€ сделка: Ђ“ы, √осподи, не обеспечил благополучи€ мне и моим близким, значит, € не об€зан иметь с “обой делаї. ≈сли изначально человек не испытывает таких иллюзий, не ждет, что Ѕог об€зан Ђавтоматическиї обеспечить ему благополучную жизнь на «емле, веро€тность подобного вероотступничества на пор€док ниже. ¬ конце концов, истори€ знает примеры, когда такое горе, как смерть близких, приводилс€ человека не к утрате веры, а к св€тости (достаточно вспомнить св. сению ѕетербургскую).

≈ще одна угроза дл€ веры напоминает известные пушкинские строки: ЂЌо сколько не любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчасї. ѕривычность может стать губительной не только дл€ любви к женщине, но и дл€ веры. “акой Ђпривычнойї может стать и религи€, в которой человек вырос, котора€ обычна дл€ его народа Ц и тогда более привлекательной может показатьс€ кака€-то Ђэкзотическа€ї религи€: ислам или буддизм дл€ жител€ традиционного православного региона, так называемое Ђродновериеї или даже кака€-то секта. ѕротестантские течени€ нередко привлекают бывших праволавных своей простотой: не нужно сто€ть во врем€ богослужений, не нужно надевать юбку, не нужно молитьс€ по-церковнослав€нски, не нужно исповедоватьс€ и т.д. —тоит ли говорить, что и такое вероотступничество свидетельствует о поверхностности веры Ц скажем, если человек действительно испытывает глубокое почтение к Ѕогу, у него никогда не возникнет вопроса, почему к Ќему нужно обращатьс€ сто€ (в конце концов, даже школьники встают при по€влении учител€).

ќдна из наиболее часто декларируемых причин отпадени€ от ÷еркви Ц разочарование в ее членах, прежде всего Ц в св€щеннослужител€х. ќбнаружив, что единоверцы Ц не некие идеальные Ђангелыї, а обычные люди со своими достоинствами и недостатками, человек немедленно объ€вл€ет религию Ђложью и лицемериемї, с которым он не желает иметь никакого дела. “акого человека всегда хочетс€ спросить: Ђј ты-то сам идеален? ј ты уверен, что гл€д€ на теб€, никто не сказал бы того же самого?ї

ѕутей, которыми человек приходит к вероотступничеству, много, но исходна€ точка всегда одна: непомерна€ гордость, стремление мерить мир собственной мерой и отсутствие глубокой веры изначально.


top
Halida Rojkova

ј если отвергаетс€ вера в ’риста и ее замен€ет неистовое служение јллаху, как это называетс€? »ли уход в саентологию? »ли в адвентисты, баптисты и т.д.?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+