Наиболее очевидная причина – человек и не имел никогда веры фактически, приобщение к ней было чисто внешним, формальным: родители заставляли ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться утром и вечером, но о воспитании глубокого понимания духовных истин не заботились, вот человек и рос внешне воцерковленным, но по сути дела – не верующим. Не стало родительского авторитета – исчезла и внешняя воцерковленность, а со стороны это может выглядеть как вероотступничество.
Случается так, что от веры человека отвращает большое горе. Примечательно, что вероятность подобного события никоим образом не коррелирует с образовательным уровнем. Так, одна деревенская старушка в отчаянии выбросила из дома все иконы, когда нелепо погиб ее сын, а великого Чарльза Дарвина – вопреки распространенному заблуждению – отвратила от веры отнюдь не эволюционная теория, а безвременная смерть дочери… Не нам судить этих людей (осуждать вообще никого не рекомендуется), но все же следует признать, что в таком виде вера выглядит как некая сделка: «Ты, Господи, не обеспечил благополучия мне и моим близким, значит, я не обязан иметь с Тобой дела». Если изначально человек не испытывает таких иллюзий, не ждет, что Бог обязан «автоматически» обеспечить ему благополучную жизнь на Земле, вероятность подобного вероотступничества на порядок ниже. В конце концов, история знает примеры, когда такое горе, как смерть близких, приводился человека не к утрате веры, а к святости (достаточно вспомнить св.Ксению Петербургскую).
Еще одна угроза для веры напоминает известные пушкинские строки: «Но сколько не любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Привычность может стать губительной не только для любви к женщине, но и для веры. Такой «привычной» может стать и религия, в которой человек вырос, которая обычна для его народа – и тогда более привлекательной может показаться какая-то «экзотическая» религия: ислам или буддизм для жителя традиционного православного региона, так называемое «родноверие» или даже какая-то секта. Протестантские течения нередко привлекают бывших праволавных своей простотой: не нужно стоять во время богослужений, не нужно надевать юбку, не нужно молиться по-церковнославянски, не нужно исповедоваться и т.д. Стоит ли говорить, что и такое вероотступничество свидетельствует о поверхностности веры – скажем, если человек действительно испытывает глубокое почтение к Богу, у него никогда не возникнет вопроса, почему к Нему нужно обращаться стоя (в конце концов, даже школьники встают при появлении учителя).
Одна из наиболее часто декларируемых причин отпадения от Церкви – разочарование в ее членах, прежде всего – в священнослужителях. Обнаружив, что единоверцы – не некие идеальные «ангелы», а обычные люди со своими достоинствами и недостатками, человек немедленно объявляет религию «ложью и лицемерием», с которым он не желает иметь никакого дела. Такого человека всегда хочется спросить: «А ты-то сам идеален? А ты уверен, что глядя на тебя, никто не сказал бы того же самого?»
Путей, которыми человек приходит к вероотступничеству, много, но исходная точка всегда одна: непомерная гордость, стремление мерить мир собственной мерой и отсутствие глубокой веры изначально.