В нашем опросе приняло участие 207 человек – разумеется, это нельзя считать репрезентативной выборкой (тем более, что нет возможности узнать пол, возраст, уровень образования и прочие характеристики испытуемых) – но некоторое представление о настроениях наших современников получить мы можем.
Итак, почти треть принявших участие в опросе – 29% – являются убеждёнными атеистами. С этими всё ясно (почему люди становятся атеистами – это тема для отдельного разговора).
19% полагают, что Бог, о котором рассказывают в церкви, не похож на Бога в их представлении… Очевидно, себя эти люди считают истиной в последней инстанции.
13% хотят общаться с Богом напрямую – без посредников (как-то забывая о том, что Бог – высшее существо, встреча с которым приводила в трепет даже великих пророков… или они считают себя более великими, чем пророки?).
6% считают, что священники слишком грешны, чтобы быть духовными наставниками. Как оценивают эти люди степень собственной грешности/безгрешности – сказать трудно… но они, видимо, так и не осознали, что в церковь ходят не к священнику, а к Богу.
4% недовольны тем, что в церкви за что-то берут деньги – как-то забывая о том, что церковь – объект материальный, его надо содержать, время от времени ремонтировать, менять износившееся облачение священников, утварь и т.д., наконец – что любой труд должен оплачиваться (ведь священникам, псаломщикам и певчим тоже надо на что-то жить). Или они считают этих людей бесплотными существами?
2% не нравятся ограничения в одежде – запрет на брюки для женщин и на головные уборы для мужчин… примечательно, что церковь – единственное место, где требования к одежде вызывают нарекания: почему-то никто не возмущается, что в рестораны в определённое время пускают только в вечерних платьях, и в театр пойти в плавках никто не пытается.
У 3% вызывают раздражение опытные прихожане – а чаще прихожанки, по большей части пожилые, имеющие склонность делать замечания… Да, надо признать, пожилые дамы иногда грешат несдержанностью (и не только в церкви). С другой стороны, я не припомню, чтобы меня оскорбляли в церкви… Но я не отрицаю, что у кого-то может быть негативный опыт. И таких людей всегда хочется спросить: а что – вас никогда не оскорбляли в магазинах или автобусах? И что – вы после этого перестали ходить за покупками или пользоваться общественным транспортом? Впрочем, некоторые люди - как показывает практика, склонны воспринимать как оскорбление любое замечание, даже высказанное самым корректным образом.
1% не понимает смысла молитв, исполняемых по-церковнославянски. То, что этому можно научиться – им почему-то в голову не приходит.
2% жалуются, что стоять во время богослужения тяжело, а присесть на скамеечку стесняются – возраст ещё не тот. По правде сказать, сомнительно, чтобы здоровый молодой человек не мог постоять полтора часа. А если со здоровьем действительно проблемы – чего тогда стесняться?
1% объясняют свою позицию тем, что сейчас слишком многие ходят в церковь – и они не хотят быть как все… Что ж, остаётся только пожелать этим людям всю жизнь прожить в окружении воров, террористов и маньяков – страшно представить, во что они превратятся, оказавшись среди честных, порядочных и просто психически здоровых людей – ведь «как все» они не будут принципиально.
8% признаются, что слишком далеки от вопросов веры… тут ещё на что-то можно надеяться – возможно, когда-нибудь придёт время задуматься на эту тему.
9% руководствуется другими причинами. Среди таких причин называют непереносимость запаха ладана (видимо, это люди, страдающие аллергией или бронхиальной астмой – что делать, болезни заставляют с собой считаться… но по крайней мере, у таких людей есть возможность прийти в храм, когда нет богослужения и поговорить со священником). Другая причина – духота и толкотня в храмах (такая проблема действительно существует: храмов элементарно не хватает – те, что есть, не могут вместить всех желающих). Называют даже такую причину, как… лень (что ж, по крайней мере, это честные люди).
Итак, если оставить в стороне атеистические убеждения и проблемы со здоровьем, на которые пришлось около трети, то в остальных 2/3 мы получим «групповой портрет» нашего современника, не склонного посещать храм: «Я требую, чтобы всё было так, как я хочу: чтобы одеваться позволяли так, как мне хочется, молились только на том языке, который я понимаю, чтобы мне позволяли вести себя так, как я хочу – и не делали замечаний, чтобы всеобщее представление о Боге соответствовало моему, чтобы мне всё предоставляли бесплатно – и чтобы мной восхищались, как оригинальной личностью».
Иными словами, причина отказа от посещения храма выявляется в большинстве случаев одна: поклонение самому себе. Для Бога попросту не остаётся места.