Прежде всего, в городе и в селе принципиально различная организация жизни. «От людей на деревне не спрячешься», – поется в известной песне, и с этим трудно поспорить. Село или деревня – поселение небольшое, что позволяет если не всем, то многим быть лично знакомыми друг с другом, жизнь проходит, что называется, «на виду» – и это предполагает некоторую открытость, которая воспринимается как должное. Для города же в большей степени характерна замкнутость – не всякий горожанин знает всех своих соседей по подъезду, не говоря уже о соседних домах – и это тоже воспринимается как норма. Что же происходит, когда эти два «мира» вступают во взаимодействие?
Мне вспоминается эпизод из детства. В наш подъезд переехала пожилая женщина из села. Как же я боялась встретить ее на улице или на лестнице! При каждой такой встрече приходилось отвечать на уйму вопросов: куда я ходила, что купила в магазине, дома ли сейчас мои родители, чем они занимаются и т.д. – элементарная вежливость и уважение к старшим не позволяли мне откровенно заявить этой даме, что личная жизнь нашей семьи ее не касается! И только повзрослев, я поняла: этой женщине попросту не приходило в голову, что она ведет себя нагло и бесцеремонно – в рамках сельских нравов и обычаев она вела себя совершенно естественно!
Кстати, в городе эта женщина так и не смогла прижиться – вскоре уехала обратно в деревню. Возможно, у нее вызывали неприязнь горожане – черствые, необщительные и весьма подозрительные (ведь если человек скрытный – значит, ему есть, что скрывать) – ведь именно так выглядит горожанин с его привычкой скрывать от посторонних свою личную жизнь в глазах сельских жителей – и, разумеется, может вызывать неприязнь.
Еще одно культурное различие проходит по линии образования – которое в наших селах, по-видимому, оставляет желать лучшего. Отсутствие же знаний создает ту пустоту, которую с легкостью заполняют самые нелепые суеверия, с которыми не всегда способна справиться даже Церковь (впрочем, и с этим не во всяком селе дело обстоит благополучно – мы все еще пожинаем плоды эпохи воинствующего атеизма) – и это тоже не может не шокировать горожан. Так, однажды пришлось лежать с ребенком в детской больнице – и так случилось, что почти все «товарищи по несчастью» были из сельской местности. Так вот, эти женщины абсолютно всерьез обсуждали, на кого наводит порчу чья-то свекровь, как с этим бороться и т.п. Было стойкое ощущение, что я попала если не в каменный век, то, по крайней мере, в Средневековье – и это, конечно, не могло не шокировать. Дело усугублялось тем, что эти люди не ругались, а разговаривали матом – еще одно последствие плачевного состояния сельских школ.
С другой стороны, горожанин в глазах селянина тоже может выглядеть пренеприятнейшим субъектом: изнеженный, непривычный к физическому труду, неспособный выжить в экстремальных условиях – более того, склонный воспринимать условия, в которых живут селяне постоянно, как экстремальные. Такое «нежизнеспособное существо», естественно, не может не вызывать презрения.
Так что же, культурная «пропасть» между городом и селом непреодолима? Разумеется, нет! Каждый из нас может вспомнить немало положительных примеров такого общения. В целом, как показывает практика, все культурные различия вполне преодолимы там, где соблюдается правило: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».