Наиболее старыми представителями семейства принтеров являются матричные. Печать в них осуществлялась посредством особых стерженьков-иголок, которые били по бумаге через особую красящую ленту, пропитанную чернилами. Лента помещалась в картридж и протягивалась пред печатающей головкой. Стоимость такого картриджа была относительно невелика, поэтому особой нужды экономить на расходниках у пользователя не было. Впрочем, в российских условиях перезаряжали и такие устройства.
Вопрос перезаправки картриджей поднял голову после начала массового применения лазерных и струйных принтеров. В первых использовалось явление электрофотографического переноса сухого красителя (тонера) на бумагу. Вторые печатали крошечными капельками жидких чернил, дозируемых особым устройством в печатной головке. Поначалу новинки были весьма дороги, и объём продаж не радовал производителя. И тогда маркетологи предложили продавать эти принтеры по цене, примерно равной себестоимости, или даже чуть ниже.
Абсурд, казалось бы… Но когда довольный пользователь распечатывал пачку-другую бумаги, опустошал картридж с тонером или чернилами и бежал в магазин, его ждал неприятный сюрприз. Цена свежего комплекта расходников оказывалась сопоставимой с ценой нового принтера! Так что фирмы отнюдь не в ущерб себе продавали принтер, он становился тем дороже, чем дольше работал. Эту стратегию назвали Freebie marketing, что можно перевести, как «халявный маркетинг».
Покупатели принтеров достаточно быстро адаптировались к ситуации, сделали несложные подсчёты и перестали покупать расходники вообще. Лазерный принтер достаточно просто заправлялся дешёвым тонером в многочисленных компьютерных салонах или даже самостоятельно. Струйники же выбрасывались после опустошения чернильниц, поскольку купить новый было если и дороже, то ненамного. Если же принтер почему-то было жалко выкидывать, в продаже было полно чернил для разных моделей, а в Сети – инструкций по перезаправке.
Производители не хотели мириться с таким наглым покушением на сверхприбыли и приняли ответные меры. Картриджи стали комплектоваться специальным чипом, производящим подсчёт распечатанного и блокирующим устройство, когда пользователь, по их мнению, распечатал слишком много. Так пресекались попытки перезаправки. Новые принтеры тоже стало невыгодно покупать, поскольку в них заряжались т.н. «стартовые картриджи», заполненные от силы наполовину, а то и меньше.
Таким образом, война между производителями сверхдорогой краски (дороже французских духов!), и желающими сэкономить вышла на новый этап - программный. В Интернете сейчас можно найти рекомендации по обходу электронной защиты любых картриджей, в продаже полно недорогого тонера или чернил. В прайс-листе одной из наугад взятых компьютерных фирм килограммовая канистра тонера для лазерного принтера стоит примерно 15$, а оригинальный картридж к тому же принтеру – 70$.
Примерно такая же ситуация и с расходными материалами для струйных моделей. Картридж такого принтера содержит ложку чернил, стоит от 20$ и перестаёт работать, распечатав пару-тройку сотен страниц. Как правило, вскрытие показывает, что чернил в нём ещё немало, но встроенный чип решил, что с пользователя хватит. А в случае с цветным картриджем печать идёт до иссякания одного из цветов, после чего весь трёхцветный блок можно выбрасывать.
Если вам не нравится поощрять неумеренные аппетиты корпораций, то ваш путь – самостоятельная заправка картриджей. Конечно, придётся внимательно ознакомиться с рекомендациями по перезаправке из Сети, соблюдать их и быть готовыми к неудачам – не всегда всё проходит гладко. Да и руки желательно иметь относительно прямые – процедура правильной заправки картриджа лазерного принтера, например, состоит из 12-15 операций, в том числе достаточно сложных и тонких.
Перезаправка струйных картриджей обычно проще и сводится к просверливанию отверстия в корпусе, аккуратной заливке чернил с последующей герметизацией устройства и программным обнулением чипа-счётчика. При интенсивной печати к струйному принтеру рекомендуют купить и смонтировать систему непрерывной подачи чернил (СНПЧ), где краска к головкам подаётся из больших емкостей. Стоимость даже большой бутылочки чернил от «альтернативных производителей» всяко будет дешевле покупки нового фирменного картриджа…
Таким образом, мы выяснили, что заправка картриджей вместо их покупки весьма выгодна и широко распространена. Но давайте сразу уясним себе, какие подводные камни ждут потребителя на этом пути. Во-первых, дешёвые альтернативные тонеры и чернила не всегда дотягивают качеством до оригиналов и могут привести как к ухудшению результата печати (что ещё полбеды), так и к порче самого печатающего устройства. Во-вторых, поломка принтера по причине «неправильных» комплектующих или вмешательства в программный код устройства приводит к отказу в гарантии. Да и таланты к подобного рода манипуляциям есть не у всех.
Для тех, кто не рискует самостоятельно лезть в нутро принтера и производить небезопасные действия, есть ещё один способ – обратиться к людям знающим, предложениями которых пестрит Интернет. Они на этом собаку съели и вряд ли нанесут ущерб вашей технике. Конечно, заправка вам обойдётся уже не в цену банки тонера, но, как правило, не дороже трети от стоимости нового картриджа. Ну а если вы считаете, что лучше переплатить, но гарантированно не иметь проблем – к вашим услугам раздел прайса с фирменными расходниками. Каждый выбирает сам…