icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

ѕочему жених должен перенести невесту через порог дома на руках?

  • 3112
  • 5

ѕочему жених должен перенести невесту через порог дома на руках?

Ђ“ак прин€тої, Ц так обычно отвечаем мы на вопрос о смысле того или иного обр€да (а всЄ, что св€зано со свадьбой Ц это именно обр€ды). ƒругой распространЄнный ответ Ц Ђна счастьеїЕ Ќо ведь это не ответы! ѕочему то или иное действие, не несущее никакого практического смысла, Ђоб€заної сделать кого-то счастливым? ј чтобы что-то было Ђприн€тої Ц т.е. усто€лось в качестве традиции Ц оно изначально должно было иметь какой-то смысл, т.е. когда-то люди должны были знать, что именно и с какой целью они делают!

„тобы пон€ть, почему невеста должна не войти в дом жениха, а быть перенесЄнной на руках, нам придЄтс€ Ђвлезть в шкуруї наших далЄких предков и распутать целый клубок мифологических представлений. » начнЄм мы с того, что такое свадьба вообще.

ƒаже в наше врем€ в свадьбе можно выделить две составл€ющие: юридическую (приобретение определЄнных прав и об€занностей с точки зрени€ закона) и сакральную. ƒаже те, кто отказываетс€ от церковного венчани€, как правило, одевают невесту в белое платье с фатой, устраивают при отъезде в «ј√— действо с символическим выкупом или по крайней мере устраивают застолье Ц хот€ бы дл€ самых близких (ЂотдалЄнное эхої древних жертвенных пиров)Екакими они были изначально?

ёридическа€ сторона свадьбы дл€ древнего человека была проста. –од на заре цивилизации исчисл€лс€ по материнской линии Ц и дело было не только в матриархате: св€зь между половым атом и наступлением беременности Ц а значит, и роль отца в рождении ребЄнка Ц была осознана далеко не сразу, в то врем€ как роль матери была очевидна. » это было удобно и пон€тно: мать из рода ¬орона Ц и сын тоже из рода ¬оронаЕ кстати, древний род Ц пон€тие довольно сложное и многозначное. Ёто не только совокупность людей, св€занных кровным родством (причЄм не только живых, но и умерших, продолжающих покровительствовать своему роду в потустороннем мире) Ц это и территори€, и даже жилище (вспомните выражени€: Ђцарствующий домї, Ђдружить домамиї) Ц это всЄ то, что дл€ древнего человека св€зывалось с пон€тием ЂсвоЄї. ј за пределами Ђсвоегої начинаетс€ Ђчужоеї Ц изначально воспринимаемое вообще как потусторонний мир, населЄнный демонами и Ђнелюд€миї (не случайно самоназвани€ многих народов изначально означают Ђлюдиї). —о временем приходит понимание, что и Ђтамї Ц тоже люди, и с ними можно иметь дело, но настороженное отношение к Ђчужомуї всЄ ещЄ остаЄтс€.

Ќо вот на смену матриархату приходит патриархат Ц и человек уже хочет исчисл€ть род не по матери, а по отцуЕ но как это сделать? ¬едь рождение ребЄнка Ц мистический акт (приход души из потустороннего мира через женщину), просто так его не отменишьЕ «начит, надо сделать так, чтобы женщина на момент рождени€ ребЄнка была в роду мужчины! ƒл€ этого над ней совершаетс€ специальный обр€д, во врем€ которого она должна Ђумеретьї и снова Ђродитьс€ї Ц уже в другом роду (ритуальна€ смерть дл€ наших предков была обычным €влением: так же обсто€ло дело во врем€ обр€да посв€щени€).

Ќо шутка ли Ц ввести в род чужого человека, нарушить сакральное пространство рода! „то-то скажут духи-покровители, предки? ƒа и духам-покровител€м рода невесты тоже не понравитс€, что девушка уходит из рода Ц как бы не покаралиЕ «начит, надо убедить их, что она не по своей воле это делает Ц пусть родичи отказываютс€ еЄ отдавать (и соглас€тс€, только получив Ђматериальную компенсациюї), пусть сама девушка плачет, причитает, сопротивл€етс€ жениху, который будет Ђсилой тащитьї еЄ в своЄ жилище Ц может, повер€т, что девушка не виновата, и не станут на неЄ гневатьс€Е ƒа и покровители рода жениха могут не заметить, что в доме по€вилась Ђчужа€ї, если она не войдЄт, не переступит порог Ц а будет внесена человеком, который изначально принадлежит этому роду.

¬от почему сложены свадебные песни-плачи. ¬от почему мы до сих пор закрываем невесте лицо фатой Ц как мЄртвой, устраиваем церемонию Ђсвадебного выкупаї, считаем, что жених должен внести невесту в дом на руках, а у некоторых народов довольно долго продержалась традици€ похищать невестуЕ ќбр€д Ц вместе с €зыком Ц всегда был и остаЄтс€ великим хранителем »стории!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+