icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Интересные факты

Почему жених должен перенести невесту через порог дома на руках?

  • 2740
  • 5

Почему жених должен перенести невесту через порог дома на руках?

Т
«Так принято», – так обычно отвечаем мы на вопрос о смысле того или иного обряда (а всё, что связано со свадьбой – это именно обряды). Другой распространённый ответ – «на счастье»… Но ведь это не ответы! Почему то или иное действие, не несущее никакого практического смысла, «обязано» сделать кого-то счастливым? А чтобы что-то было «принято» – т.е. устоялось в качестве традиции – оно изначально должно было иметь какой-то смысл, т.е. когда-то люди должны были знать, что именно и с какой целью они делают!

Чтобы понять, почему невеста должна не войти в дом жениха, а быть перенесённой на руках, нам придётся «влезть в шкуру» наших далёких предков и распутать целый клубок мифологических представлений. И начнём мы с того, что такое свадьба вообще.

Даже в наше время в свадьбе можно выделить две составляющие: юридическую (приобретение определённых прав и обязанностей с точки зрения закона) и сакральную. Даже те, кто отказывается от церковного венчания, как правило, одевают невесту в белое платье с фатой, устраивают при отъезде в ЗАГС действо с символическим выкупом или по крайней мере устраивают застолье – хотя бы для самых близких («отдалённое эхо» древних жертвенных пиров)…какими они были изначально?

Юридическая сторона свадьбы для древнего человека была проста. Род на заре цивилизации исчислялся по материнской линии – и дело было не только в матриархате: связь между половым атом и наступлением беременности – а значит, и роль отца в рождении ребёнка – была осознана далеко не сразу, в то время как роль матери была очевидна. И это было удобно и понятно: мать из рода Ворона – и сын тоже из рода Ворона… кстати, древний род – понятие довольно сложное и многозначное. Это не только совокупность людей, связанных кровным родством (причём не только живых, но и умерших, продолжающих покровительствовать своему роду в потустороннем мире) – это и территория, и даже жилище (вспомните выражения: «царствующий дом», «дружить домами») – это всё то, что для древнего человека связывалось с понятием «своё». А за пределами «своего» начинается «чужое» – изначально воспринимаемое вообще как потусторонний мир, населённый демонами и «нелюдями» (не случайно самоназвания многих народов изначально означают «люди»). Со временем приходит понимание, что и «там» – тоже люди, и с ними можно иметь дело, но настороженное отношение к «чужому» всё ещё остаётся.

Но вот на смену матриархату приходит патриархат – и человек уже хочет исчислять род не по матери, а по отцу… но как это сделать? Ведь рождение ребёнка – мистический акт (приход души из потустороннего мира через женщину), просто так его не отменишь… Значит, надо сделать так, чтобы женщина на момент рождения ребёнка была в роду мужчины! Для этого над ней совершается специальный обряд, во время которого она должна «умереть» и снова «родиться» – уже в другом роду (ритуальная смерть для наших предков была обычным явлением: так же обстояло дело во время обряда посвящения).

Но шутка ли – ввести в род чужого человека, нарушить сакральное пространство рода! Что-то скажут духи-покровители, предки? Да и духам-покровителям рода невесты тоже не понравится, что девушка уходит из рода – как бы не покарали… Значит, надо убедить их, что она не по своей воле это делает – пусть родичи отказываются её отдавать (и согласятся, только получив «материальную компенсацию»), пусть сама девушка плачет, причитает, сопротивляется жениху, который будет «силой тащить» её в своё жилище – может, поверят, что девушка не виновата, и не станут на неё гневаться… Да и покровители рода жениха могут не заметить, что в доме появилась «чужая», если она не войдёт, не переступит порог – а будет внесена человеком, который изначально принадлежит этому роду.

Вот почему сложены свадебные песни-плачи. Вот почему мы до сих пор закрываем невесте лицо фатой – как мёртвой, устраиваем церемонию «свадебного выкупа», считаем, что жених должен внести невесту в дом на руках, а у некоторых народов довольно долго продержалась традиция похищать невесту… Обряд – вместе с языком – всегда был и остаётся великим хранителем Истории!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+