icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

ѕочему ЂЅог троицу любитї?

  • 5883
  • 1

ѕочему ЂЅог троицу любитї?

¬
¬се мы, чита€ в детстве сказки, невольно задумываемс€: почему там всегда всего по три? “ри дочки у цар€, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебр€ное и медное, три задани€, которые должен выполнить герой и т.д.? ќбычно бабушки объ€сн€ют нам Ц Ђѕотому, что Ѕог “роицу любит!ї ј раз Ѕог Ђлюбитї Ц значит, число Ђтриї должно быть основой ћироздани€.

Ќародна€ поговорка Ц ЂЅог “роицу любитї Ц требует некоторого уточнени€: правильней будет сказать ЂЅог “роицей €вл€етс€ї. ѕредставление о троичности Ѕога, о ≈го единстве в трЄх лицах Ц это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергаетс€ Ц это уже не христианство. ¬едь вера в ≈диного Ѕога характерна и дл€ других религий (ислам, иудаизм), вера же в “роицу Ц одна из отличительных черт именно христианства.

„то же такое —в€та€ “роица? ѕон€ть это пытались многие великие умы, в их числе јвгустин Ѕлаженный, один из первых христианских богословов. ќн размышл€л об этом посто€нно, и как-то раз продолжал это делать, прогулива€сь по берегу мор€. ¬друг философ увидел мальчика, который выкопал €мку в песке и лил в неЄ воду, черпа€ из мор€ ракушкой. Ђ„то это ты делаешь?ї Ц спросил јвгустин. ћальчик объ€снил, что хочет вычерпать всю воду. јвгустин объ€снил малышу, что это невозможно, но ребЄнок ответил: Ђ—корей € вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну —в€той “роицы!ї “огда философ пон€л, что перед ним ангел, посланный Ѕогом, чтобы объ€снить ему: он пытаетс€ пон€ть то, что выше пределов человеческого разума.

Ќо всЄ же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Ѕог так или иначе €вл€л себ€ человечеству. » главное, что мы смогли пон€ть их этих €влений Ц это то, что ЂЅог есть Ћюбовьї. Ќо ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! Ќа кого направлена Ѕожественна€ Ћюбовь? ѕон€тно, что Ѕог любит мир, сотворЄнный им, и именно Ћюбовь была причиной и орудием “ворени€, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Ѕог безначален и вечен.  ого ќн любил до сотворени€ мира? “еоретически, пока не было ничего и никого, кроме Ѕога, ќн мог любить только себ€Е все мы встречали людей, которые никого, кроме себ€, не люб€т, с Ѕожественной Ћюбовью их душевное состо€ние точно не имеет ничего общего. “аким образом, изначальна€ Ѕожественна€ Ћюбовь была любовью к кому-то и одновременно к самому ЅогуЕ » мы легко разрешаем это противоречие, ввод€ пон€тие —в€той “роицы: это любовь, существующа€ между ≈Є ипостас€ми!

»постаси эти Ц Ѕог-отец, творец всего сущего, Ѕог-сын, предвечно от него –ождающийс€, и Ѕог-ƒух —в€той, предвечно от ќтца исход€щий. “ем не менее, говор€ о трЄх Ћицах —в€той “роицы, мы в молитвах никогда не говорим: Ђ¬ыї, Ђ¬седержителиї, ЂЅогиї и т.д., мы говорим Ђ“ыї, Ђ¬седержительї, ЂЅожеїЕ это значит, что Ѕог, им€ три ипостаси, всЄ-таки остаЄтс€ ≈диным. Ђќн Ц свой же —ын!ї Ц говорит английский богослов  .—.Ћьюис, подчЄркива€ творческую силу Ѕога, а св. »оанн ƒамаскин сравнивает св.“роицу с огнЄм: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огн€ как такового, хот€ вообще-то это разные вещи.

»ногда от противников православи€ приходитс€ слышать, что “роица Ц это человеческое измышление, что в Ѕиблии этого пон€ти€ нет. —амого термина Ђ“роицаї там действительно нет, его потребовалось ввести дл€ обозначени€ €влени€, указани€ на которое разбросаны по всему —в€щенному ѕисанию. —амое главное из них Ц это повеление, которое адресует апостолам сам »исус ’ристос: крестить во »м€ ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха. ћог ли —паситель, который, как известно, пришЄл Ђне нарушить закон, но исполнитьї, причЄм речь идЄт о законе религии, котора€ всегда было монотеистической Ц повелевать крестить во им€ кого-то, кроме ≈диного Ѕога? —ледовательно, ќтец, —ын и —в€той ƒух Ц это и есть ≈диный Ѕог. ѕон€ть это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить Ц верить безогл€дно, как влюблЄнный верит в чистоту своей возлюбленной.

Ќо хоть —в€та€ “роица и недоступна человеческому воспри€тию, на иконах же надо как-то изображать! ¬ыход из положени€ был найден благодар€ моменту, описанному в ¬етхом «авете: Ѕог €вилс€ јврааму и —арре в образе трЄх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о —в€той “роице: почему ќн так поступил, если не €вл€етс€ “роицей?). ѕожалуй, самое совершенное творение на эту тему Ц Ђ“роицаї ј.–ублЄваЕ

ј что с самим числом Ђтриї, с которого мы начали разговор? ѕожалуй, его действительно можно найти в основах мироздани€: вещества существуют в трЄх состо€ни€х; атомы состо€т из частиц трЄх типов Ц протонов, нейтронов и электронов; молекула воды Ц вещества, без которого невозможна жизнь Ц состоит из трЄх атомовЕ ј семь€ становитс€ действительно семьЄй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!


mas
ћарк Ѕлау

ј еще св€той ѕатрик объ€сн€л единство “роицы на листочке клевера. ѕоскольку проповедовал он ирландцам, то один из символов »рландии до сих пор - лист клевера. ј национальный цвет - зеленый.  то праздновал день св€того ѕатрика - знает.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+