В наше время – увы, надо признать это! – понятие «педагог» стало чуть ли не синонимом «неудачника», что выразилось даже в известной поговорке: «Ума нет – иди в пед». В сущности, в современной школе и ученики, и их родители видят нечто вроде слуги, который должен танцевать вокруг каждой «деточки», ято-то там «раскрывать», «формировать», «стимулировать», «ставить в активную позицию» – учебники педагогики не скупятся на формулировки, а главное – ученик, как подобает клиенту, всегда прав, а учитель всегда виноват… Такое унизительное положение современного учителя заставляет вспомнить историю самого слова «педагог», которое когда-то обозначало… раба!
Слово «педагог» пришло к нам из греческого языка. Проанализируем это слово. Первый корень – «пед» – заставляет вспомнить такие слова, как «педиатр» (врач, который лечит детей), «педофил» (извращенец, испытывающий сексуальное влечение к детям), иными словами, «педос» – это по-гречески «ребенок». Второй корень напоминает музыкальный термин «агогика» – отклонение от темпа, буквально – «отведение в сторону». Таким образом, педагог – это «тот кто ведет ребенка».
Первоначально педагог «вел ребенка» не в переносном смысле, а в прямом. Так называли в Древней Греции раба, в обязанности которого входило сопровождать мальчика в школу. Как правило, такую работу поручали либо пожилым рабам, либо ставшим инвалидами – словом, тем, которые к более тяжелой и сложной работе были неспособны.
Впрочем, сопровождение в школу – это лишь одна из обязанностей древнегреческого раба-педагога. Он должен был постоянно сопровождать мальчика, куда бы тот ни направлялся, следить за ним, а до поступления в школу – еще и учить грамоте. Таким образом, уже тогда в обязанности человека, именуемого педагогом, входило обучение, только учителем его никто не называл, настоящие учителя – «дидаскалы» – преподавали в школах.
Тем не менее, понятие «педагог» уже тогда соединилось с представлением о наставничестве. Этот смысловой оттенок стал еще более глубоким у римлян, которые переняли термин у древних греков. В Риме у раба-педагога появилась еще одна важная обязанности: обучать мальчика греческому языку, без знания которого невозможно было познакомиться с наследием великих философов и поэтов Эллады. Примечательно, что такая обязанность могла возлагаться и на женщину-рабыню (пол в данном случае был не важен – лиши бы рабыня в достаточной степени владела греческим языком).
Итак, в Древнем Риме слово «педагог» уже обозначала не только и не столько того, кто водит ребенка, сколько того, кто его учит. По аналогии с этим римляне стали называть педагогами опытных рабов, на которых возлагалась обязанность по обучению молодых «коллег». Такие обучающиеся рабы жили в особых помещениях – «педагогиумах», а их самих называли «педагогиями». Впоследствии этот термин трансформировался во французское слово «page» – паж.
А в судьбе слова «педагог» победило не понятие рабства, а понятие наставничества. Впоследствии и сама его структура подверглась переосмыслению: тот, кто ведет ребенка в жизнь, вводит его в общество, в мир знаний…
Но хоть слово «педагог» и происходит от названия раба, это не означает, что к современным педагогам можно относиться, как к рабам! И было бы прекрасно, если бы родители и сами об этом помнили, и вовремя объясняли это детям.