icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

ѕедагог Ц это кто?

  • 1646
  • 0

ѕедагог Ц это кто?

ќ
ќтношение к профессии педагога может быть разным. Ќапример, в царской –оссии педагоги, преподающие в гимнази€х, носили мундиры, что роднило их с государственными чиновниками Ц да они и приравнивались по своему статусу к государственным чиновникам: педагог был по отношению к ученикам Ђполномочным представителемї государства и общества, в которые ему надлежало ввести детей и подростков.

¬ наше врем€ Ц увы, надо признать это! Ц пон€тие Ђпедагогї стало чуть ли не синонимом Ђнеудачникаї, что выразилось даже в известной поговорке: Ђ”ма нет Ц иди в педї. ¬ сущности, в современной школе и ученики, и их родители вид€т нечто вроде слуги, который должен танцевать вокруг каждой Ђдеточкиї, €то-то там Ђраскрыватьї, Ђформироватьї, Ђстимулироватьї, Ђставить в активную позициюї Ц учебники педагогики не скуп€тс€ на формулировки, а главное Ц ученик, как подобает клиенту, всегда прав, а учитель всегда виноватЕ “акое унизительное положение современного учител€ заставл€ет вспомнить историю самого слова Ђпедагогї, которое когда-то обозначалоЕ раба!

—лово Ђпедагогї пришло к нам из греческого €зыка. ѕроанализируем это слово. ѕервый корень Ц Ђпедї Ц заставл€ет вспомнить такие слова, как Ђпедиатрї (врач, который лечит детей), Ђпедофилї (извращенец, испытывающий сексуальное влечение к дет€м), иными словами, Ђпедосї Ц это по-гречески Ђребенокї. ¬торой корень напоминает музыкальный термин Ђагогикаї Ц отклонение от темпа, буквально Ц Ђотведение в сторонуї. “аким образом, педагог Ц это Ђтот кто ведет ребенкаї.

ѕервоначально педагог Ђвел ребенкаї не в переносном смысле, а в пр€мом. “ак называли в ƒревней √реции раба, в об€занности которого входило сопровождать мальчика в школу.  ак правило, такую работу поручали либо пожилым рабам, либо ставшим инвалидами Ц словом, тем, которые к более т€желой и сложной работе были неспособны.

¬прочем, сопровождение в школу Ц это лишь одна из об€занностей древнегреческого раба-педагога. ќн должен был посто€нно сопровождать мальчика, куда бы тот ни направл€лс€, следить за ним, а до поступлени€ в школу Ц еще и учить грамоте. “аким образом, уже тогда в об€занности человека, именуемого педагогом, входило обучение, только учителем его никто не называл, насто€щие учител€ Ц Ђдидаскалыї Ц преподавали в школах.

“ем не менее, пон€тие Ђпедагогї уже тогда соединилось с представлением о наставничестве. Ётот смысловой оттенок стал еще более глубоким у римл€н, которые перен€ли термин у древних греков. ¬ –име у раба-педагога по€вилась еще одна важна€ об€занности: обучать мальчика греческому €зыку, без знани€ которого невозможно было познакомитьс€ с наследием великих философов и поэтов Ёллады. ѕримечательно, что така€ об€занность могла возлагатьс€ и на женщину-рабыню (пол в данном случае был не важен Ц лиши бы рабын€ в достаточной степени владела греческим €зыком).

»так, в ƒревнем –име слово Ђпедагогї уже обозначала не только и не столько того, кто водит ребенка, сколько того, кто его учит. ѕо аналогии с этим римл€не стали называть педагогами опытных рабов, на которых возлагалась об€занность по обучению молодых Ђколлегї. “акие обучающиес€ рабы жили в особых помещени€х Ц Ђпедагогиумахї, а их самих называли Ђпедагоги€миї. ¬последствии этот термин трансформировалс€ во французское слово Ђpageї Ц паж.

ј в судьбе слова Ђпедагогї победило не пон€тие рабства, а пон€тие наставничества. ¬последствии и сама его структура подверглась переосмыслению: тот, кто ведет ребенка в жизнь, вводит его в общество, в мир знанийЕ

Ќо хоть слово Ђпедагогї и происходит от названи€ раба, это не означает, что к современным педагогам можно относитьс€, как к рабам! » было бы прекрасно, если бы родители и сами об этом помнили, и воврем€ объ€сн€ли это дет€м.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+