icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
»нтересные факты

ќткуда вз€лс€ дед со внучкой?

  • 1238
  • 6

ќткуда вз€лс€ дед со внучкой?

«
«дравствуй, праздник Ц Ќовый год! ѕриходи на Єлку!!!

„то может быть веселее и чудеснее, чем Ќовый год? Ёто врем€, когда встречи спонтанны, но радостны, обиды при встречах прощаютс€, а мечты, как известно, всенепременно сбываютс€! „удный праздник Ц Ќовый год! ј что мы о нЄм знаем?  ак близко мы знакомы с его главными персонажами? » вообще, кто-то из нас задумывалс€: откуда они вз€лись Ц эти ƒедушка ћороз и внучка его Ц —негурочка? «накомитьс€ будем? ќб€зательно!

ЌачнЄм издалека.  огда наши предки- €зычники праздновали Ќовый год? — чем этот

праздник был св€зан у них? ѕраздновали они его в день весеннего равноденстви€ Ц 22 марта. “о бишь, ћасленицу и Ќовый год отмечали в один день. ѕрогнали «иму за мор€ и тут же встретили Ќовый год. ќчень удобно! ƒо прин€ти€ христианства на –уси, когда ещЄ не был введЄн юлианский календарь, вплоть до конца ’ века, Ќовый год приходил к нам не с Ђ ока-колойї, а с капелью талых вод, отсюда и название мес€ца марта - капельник.

—огласно одной из версий истории, в конце 15 века (по другой Ц в 1348году), после крещени€ –уси, православна€ церковь перенесла празднование Ќового года на 1 сент€бр€, что соответствовало определени€м Ќикейского собора. ¬ ветхозаветной церкви этот праздник проходил ежегодно и знаменовал он - начало поко€ от т€жЄлых житейских забот после трудовых будней весны и лета. Ќу, укрепление православи€ в средневековой –уси и значимость церкви в государственных делах так же имело место.

“ак что же получаетс€, наш любимый Ќовый год с зимой никак не св€зан? ј бородатый мужчина в знатной шубе с посохом Ц плод нашей разгул€вшейс€ фантазии? » девчушка с ним зачем? “ерпение, друзь€ мои, терпение!

Ѕыл у наших предков ещЄ один праздник и называлс€ он так же Ц Ќовый год. «нали они, что полный год состоит из 12 мес€цев и изображали его в виде кольца или колеса ¬елеса Ц *скотьего бога*, верили, что первые 6 мес€цев это Ц —ветлое полукольцо (полукологода) и отмечали эту радость в марте. ¬торое полукологода, следующие 6 мес€цев, пон€тно Ц “Ємное полукольцо, праздновали в день зимнего солнцесто€ни€ 21 декабр€. ѕочему праздновали, а не оплакивали, если впереди самые т€жЄлые зимние дни? ¬ этот день люди радовались рождению нового солнца, творили обр€д обновлени€ Ц всю ночь жгли на вершинах св€щенных холмов костры, помога€ Ђродитьс€ї новому солнцу. ¬ эти же дни начинались ¬елесовы св€тки. » начинались они с  ол€ды. –адостна€ кутерьма с переодевани€ми, вручени€ми подарков, зажигани€ потешных огней и песнопени€ми в рождественский —очельник Ц ни что иное, как замена атрибутов древних €зыческих празднований. ѕо сей день кол€дующих встречают радушно, отдаривают подарками за песенки-кол€дки-здравницы, песенки-кол€дки-славницы, песенки-кол€дки-щедротки, в которых кол€дующие обещают удачу на весь следующий год и благодар€т хоз€ев за их дары и щедрость. ≈сть масса пословиц и поговорок, св€занных с  ол€дой Ц духом уход€щей осени, разъезжающей на сивых кон€х. *ѕришла  ол€да накануне рождества. —олнце - на лето, зима Ц на мороз!* ѕо народному поверью, в этот день  ол€да могла призвать к ответу лжесвидетелей и кл€твопреступников, заставив землю разверзнутьс€ у них под ногами. (  ака€ женщина, дружок!  ака€ женщина!!!) *ѕришла  ол€да, ƒедов позвала:

„ур-чурила, стар-перестар!

“ы ходи-ходи похаживай,

“ы води-води поваживай,

“ы гл€ди-гл€ди погл€дывай!

¬с€ко зло вокруг отваживай!

„ур, мен€, чур, чур!*

—топ! ≈щЄ и деды какие-то объ€вились.  то такие?! ј деды-то непростые, а деды-то культовџе. Ќавьи ƒеды. ЂЌавь, - согласно “олковому словарю ƒал€ Ц покойник, усопший, умершийї. Ќавьи ƒеды Ц невидимые души мертвецов, наших умерших предков, покровительствующие своим внукам и правнукам, всему нашему роду. ќт того, как мы их встретим и проводим, будет зависеть их расположение к нам на весь год. ќт того и уставл€ем мы свой стол вс€кими €ствами, закусками и вкусн€шечками, ждЄм к порогу дорогих гостей бестелесных, но гурманистых. ƒобрый человек не просто ждЄт, а ещЄ и приговаривает: Ђѕраведные родители! »дите к нам ужинать! »дите сами, ведите мјлых, ведите всех, кому не к кому идти, кому чужа€ сторона Ц могилкою!ї ѕусть даже на столе у вас хвостик от селЄдки, да стопка водки, зовите всЄ равно, по древнему обычаю не причинит вам вреда тот, кто преломил с вами хлеб. ј то ещЄ может зайдЄт к вам сам ¬елес в образе седого старика с длинной белой бородою, с т€жЄлым посохом в руках, в своЄм зимнем обличии  орочуна или, как мы привыкли его называть, ƒеда ћороза.

¬ ¬елесовы дни до самого ¬одокреса (6 €нвар€), когда врата между явью и Ќавью широко распахнуты, случаютс€ вс€кие чудеса, о чЄм нам могут поведать многие сказани€, сейчас именуемые *сказками*.

ѕодведЄм итоги. — 25 по 31 декабр€ Ц ¬елесовы св€тки. — 1 €нвар€ (ўедрого вечера) до самого  рещени€ Ц ¬елесовы дни, называемые ещЄ —трашными или ¬орожными. ќканчиваютс€ эти дни праздником “”рицы. —ами же ¬елесовы св€тки, как и ¬елесовы дни имеют почти пр€мое совпадение по датам с церковными —в€тками, которые начали праздновать на –уси гораздо позже.

¬ отличие от —анта  лауса, страдающего в своЄм коротеньком зипунишке от суровых рождественских холодов и лед€ного одиночества, наш ƒед  орочун всюду бродит с красавицей и умницей внучкой Ц —негурочкой. »нтересно получаетс€.  то-нибудь слышал о Ѕабе ћорозихе? ќткуда у деда внучка, если он и женат-то не был? Ђј кто она така€ и где она живЄт? ј вдруг она не курит, а вдруг она не пьЄт?ї - зададите вы вопрос в песенной форме, пом€ту€ о кол€дках. ѕривычный персонаж детских сказок имеет свою давнюю историю, мало кто догадываетс€ об истинном его происхождении.

Ѕывали зимы, когда  орочун- он же- “рескун, он же- —тудень, он же- ќгневик (зимой почитали хладный ’орсов огонь) становилс€ необычайно лют и грозилс€ уничтожить своими морозами всЄ живое на земле. ј он мог!

„тобы этого не случилось, ¬елесу приносили жертву. ќбычные жертвы приносили ему каждый год, это и мотки шерсти, и отрезы льна, и куриное перо, и рога ото всех рогатых животных, как ни крути, он *скотий бог*. „ем богаты Ц тем и рады, дорогой товарищ ¬елес!

Ќо врем€ от времени старик начинал вредничать, характер его, и без того не ангельский, портилс€ окончательно. » наступала люта€ стужа.  то успокоит гневливый норов старика, кто усладит его слух ласковой речью, кто усыпит его €рость м€гкой покорностью? √л€д€ на кого обрадуетс€ душа, см€гчитс€ сердце? ѕравильно! ”же в те времена люди знали, что внуков люб€т больше, чем детей. Ќо как подобрать столь привередливому богу ту, котора€ займЄт место внучки подле него? ¬ыбирали, конечно, самую красивую. — песн€ми и плачем провожали в лес до самого старого дерева (дуба или ели) и оставл€ли там одну. «амерзать. ћороз »ванович сам за ночь делал еЄ прозрачнокожей, с белыми косами и пушистыми от ине€ ресницами, неповторимой в своей чистоте и свежести. ¬от так и получаетс€, что у —негурочки нет ни отца, ни матери, ни среди богов, ни среди людей. «ато, какой дед!!!

√ораздо позже, после прин€ти€ христианства, люди начали лепить —негурок из снега. » ещЄ долгое врем€ полагалось, что человек, вылепивший правдоподобно фигуру снежной девушки, пользуетс€ особым покровительством старого ¬елеса и получает от него дополнительные года жизни и избавление от болезней. ќтсюда *растут ноги* нашей страсти к катанию комов из снега дл€ снежной бабы!

≈дем дальше. ÷арь ѕЄтр I своим указом объ€вил начало Ќового года именно 1 €нвар€, и никак иначе! ѕЄтр стал основателем традиций нового Ќового года, где в доме всенепременно должна была сто€ть Єлка, украшенна€ €блоками, орехами и вообще всеми плодами, которые удалось раздобыть. ѕочему? Ёто вопрос отдельный, ответ на него Ц цела€ стать€. ¬озвратимс€ к ƒеду ћорозу и —негурочке. ¬о времена ѕетра мы их не найдЄм. »х нет на празднике встречи нового Ќового года. ќни изгнаны с великодержавных глаз и из пам€ти народа, как асоциальные элементы, несущие Ђмракобесиеї, по мнению церкви. ѕопрошу заметить, что в дальнейших событи€х, после ¬еликой ќкт€брьской –еволюции, саму церковь обвинили в этом же грехе.  ак говоритьс€, не рой €му другому.

“олько в 19 веке —негурочка по€вл€етс€ вновь, благодар€ сказке ј.Ќ.ќстровского.

Ђ¬с€кое дело в мире творитьс€, про вс€кое говоритьс€! ∆или-были дед бабаЕї- начал он своЄ повествование. » возродил  оручуна с его внучкой! ¬ декабре 1935 года ѕавел ѕостышев в ’арькове организовал детский праздник, где ƒед ћороз и его внучка —негурочка радовали детей и раздавали им подарки. — этого времени триумфальное шествие тандема ƒед ћороз и —негурочка плотно вошло в программу наших новогодних праздников, чему можно только радоватьс€.

“ак отпразднуем же наступающий Ќовый год так, чтобы предки наши возрадовались, а нам самим было, что вспомнить в долгие зимние вечера до самой старости!!!

— Ќј—“”ѕјёў»ћ ¬ј— Ќќ¬џћ √ќƒќћ!


top
Halida Rojkova

¬еликолепна€ стать€! —тиль, слог, лексика, информаци€ - все так, как надо! ћолодец!

mas
ћарк Ѕлау

ƒа, веселенький дедушка ћороз.  ак в фильме "ћорозко".

mas
≈вгений Ѕагдерин

»сторий, св€занных с празднованием Ќового года очень много. Ќо они не умал€ют его значение ни у взрослых ни у детей. ≈сть в нем путешествие в сказку.....

spe
ёли€ ƒворникова

ћы все живЄм, как в сказке "ћорозко", позвольте заметить. –азве стали хуже сказки или мы перестали в них верить?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+