icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ќткуда берутс€ Ђплохиеї дети

  • 1218
  • 5

ќткуда берутс€ Ђплохиеї дети

ѕ
ѕомнитс€, в университете преподавательница психологии заклеймила книгу ƒж.Ѕарри Ђѕитер ѕэнї как вреднуюЕ € не могла пон€ть Ц откуда така€ ненависть, пока знала произведение лишь по отечественной экранизации. Ќо недавно Ц с подачи старшего сына Ц € познакомилась с литературным первоисточником и пон€ла, что вызвало Ђправедный гневї учЄной дамы: Ђвечный ребЄнокї ѕитер у ƒж.Ѕарри Ц далеко не самый привлекательный персонажЕ мы же привыкли детство идеализировать (вот это несоответствие традиции и вызывает у нашей преподавательницы непри€тие).

ћежду тем, верить сентиментальной легенде о ребЄнке как некоем безгрешном существе может разве что тот, кто сам не была ребЄнком Ц кого ни разу не избили одноклассники за то, что читал учебник на перемене или просто волосы Ђне тогої цвета, кто ни разу не видел, как подкладывают кнопку на стул Ђучилкеї или прив€зывают кошке к хвосту консервную банку, а то и гор€щую паклюЕ Ёто было всегда Ц но в последние дес€тилети€ принимает поистине угрожающие масштабы: люди не хот€т работать в школе не только из-за низкой зарплаты Ц но и потому, что это небезопасно, и ведь не взрослые же выкладывают в »нтернет леден€щие душу видеозаписи зверских избиений (а если их упрекнуть в этом, за€вл€ют: Ђј мы неподсудны!ї).

ќдну из возможных причин возникновени€ такого Ђзвериного лика детстваї определил ещЄ лет 30 назад Ё.”спенский:

Ѕыло в доме много взрослых,

ј ребЄнок был один.

—емей, где только один ребЄнок, всЄ больше (этому способствует и отказ от брака: мать-одиночка уж точно второго ребЄнка не родит), а единственному ребЄнку намного легче почувствовать себ€ Ђцентром ¬селеннойї Ц ведь нет брата или сестры, с которыми надо считатьс€, которыми невозможно манипулировать с помощью капризов и слЄз (как родител€ми) Е —итуацию усугубл€ет увеличение продолжительности жизни: вокруг единственного и потому особо любимого чада Ђтанцуютї не только родители Ц но и бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки (даже в неполной семье получаетс€ минимум 5 взрослых на одного ребЄнка). Ђћаленький тиранї привыкает, что весь мир вращаетс€ вокруг него Ц и впоследствии жестоко мстит тем, кто с этим не согласен.

ѕодливает масла в огонь и современна€ психологическа€ доктрина, давно проникша€ в умы не только учителей, но и родителей: ребЄнка надо Ђактивизироватьї, заинтересовывать, создавать ему ситуацию успеха и психологический комфортЕ “ак, одна мамаша предъ€вила учителю претензии за то, что еЄ ребЄнокЕ хронически опаздывает в школу: это вы виноваты, если бы ребЄнку было у вас интересно Ц он бы в школу бегом бежалЕ » ошибаютс€ те, кто думает, что ребЄнок этого не понимает: оп€ть закладываетс€ порочна€ Ђпрограммаї: Ђћне все что-то должны Ц € ничего никому не долженї.  огда собираетс€ множество таких Ђцентров ¬селеннойї Ц столкновени€ не миновать.

¬ детской жестокости люб€т обвин€ть кинематограф. ƒа, фильмов со сценами насили€ не мало Ц но ведь Ђжестокоеї искусство было всегда. –азве не жестока, например, Ђ»лиадаї? ѕравда, сейчас еЄ читают только интеллектуалы, у которых есть Ђпрививкаї от агрессии в виде интеллигентного воспитани€ Ц но в ƒревней √реции она, надо полагать, провоцировала жестокость не меньше, чем современные боевики. ѕравда, там каждый свободный мужчина был воином, а каждый мальчик готовилс€ им стать, провод€ врем€ в спортивных и воинских упражнени€х Ц иными словами, агресси€, возбуждаема€ искусством, находила социально одобр€емый выход. ” современного же ребЄнка или подростка такой Ђточки приложени€ї не находитс€: о гр€дущей службе в армии он и слышать не желает (пребыва€ в уверенности, что родители об€заны его от этого избавить любой ценой Ц хот€ бы и ценой преступлени€), спортом заниматьс€ не хочет Ц ведь спорт предполагает взаимодействие с другими людьми, не желающими a priori считать его Ђцентром мираїЕ

¬от, примерно такова ситуаци€ в современном мире. „то мы можем этому противопоставить? ƒа только воспитание собственных детей! ¬ конце концов, это же не трудно Ц объ€снить ребЄнку, что в своих неудачах виноват только он сам, что у него тоже есть об€занности, что окружающие Ц не игрушкиЕ » растить хот€ бы двоих Ц тоже не так трудно, как кажетс€.

deb
Ќиколай ћартынов

«лые детишки были всегда, они всего лишь отражение родителей.. а вот детишки-приспособленцы, кажетс€, досто€ние нового времени.

deb
Olek Lewandowsky

+ » стать€ и вывод отличные. ƒети —ЋџЎј“ и ¬»ƒя“ ¬—≈, что делают взрослые, ребенок - просто наше зеркальное отражение. » не дети плохие (они еще не выросли), а семь€ и окружение.

spe
Ћариса ѕопруга

«а статью +
ƒействительно, "плохими" их делают взрослые.  онечно, основы закладываютс€ в семье, но школа тоже играет не последнюю роль. ¬спомните, с каким желанием и энтузиазмом все дети идут в 1 класс. » то, что где-то к классу 5 у них зачастую отпадает желание учитьс€ во многом виноваты учител€

deb
јлександр  уц

ƒетей плохих не бывает, бывают родители, которые допускают чтобы дети становились "плохими". Ѕывает общество, которое заставл€ет детей становитьс€ "плохими". ¬от и все. +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+