icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Откуда берутся «плохие» дети

  • 1083
  • 5

Откуда берутся «плохие» дети

П
Помнится, в университете преподавательница психологии заклеймила книгу Дж.Барри «Питер Пэн» как вредную… я не могла понять – откуда такая ненависть, пока знала произведение лишь по отечественной экранизации. Но недавно – с подачи старшего сына – я познакомилась с литературным первоисточником и поняла, что вызвало «праведный гнев» учёной дамы: «вечный ребёнок» Питер у Дж.Барри – далеко не самый привлекательный персонаж… мы же привыкли детство идеализировать (вот это несоответствие традиции и вызывает у нашей преподавательницы неприятие).

Между тем, верить сентиментальной легенде о ребёнке как некоем безгрешном существе может разве что тот, кто сам не была ребёнком – кого ни разу не избили одноклассники за то, что читал учебник на перемене или просто волосы «не того» цвета, кто ни разу не видел, как подкладывают кнопку на стул «училке» или привязывают кошке к хвосту консервную банку, а то и горящую паклю… Это было всегда – но в последние десятилетия принимает поистине угрожающие масштабы: люди не хотят работать в школе не только из-за низкой зарплаты – но и потому, что это небезопасно, и ведь не взрослые же выкладывают в Интернет леденящие душу видеозаписи зверских избиений (а если их упрекнуть в этом, заявляют: «А мы неподсудны!»).

Одну из возможных причин возникновения такого «звериного лика детства» определил ещё лет 30 назад Э.Успенский:

Было в доме много взрослых,

А ребёнок был один.

Семей, где только один ребёнок, всё больше (этому способствует и отказ от брака: мать-одиночка уж точно второго ребёнка не родит), а единственному ребёнку намного легче почувствовать себя «центром Вселенной» – ведь нет брата или сестры, с которыми надо считаться, которыми невозможно манипулировать с помощью капризов и слёз (как родителями) … Ситуацию усугубляет увеличение продолжительности жизни: вокруг единственного и потому особо любимого чада «танцуют» не только родители – но и бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки (даже в неполной семье получается минимум 5 взрослых на одного ребёнка). «Маленький тиран» привыкает, что весь мир вращается вокруг него – и впоследствии жестоко мстит тем, кто с этим не согласен.

Подливает масла в огонь и современная психологическая доктрина, давно проникшая в умы не только учителей, но и родителей: ребёнка надо «активизировать», заинтересовывать, создавать ему ситуацию успеха и психологический комфорт… Так, одна мамаша предъявила учителю претензии за то, что её ребёнок… хронически опаздывает в школу: это вы виноваты, если бы ребёнку было у вас интересно – он бы в школу бегом бежал… И ошибаются те, кто думает, что ребёнок этого не понимает: опять закладывается порочная «программа»: «Мне все что-то должны – я ничего никому не должен». Когда собирается множество таких «центров Вселенной» – столкновения не миновать.

В детской жестокости любят обвинять кинематограф. Да, фильмов со сценами насилия не мало – но ведь «жестокое» искусство было всегда. Разве не жестока, например, «Илиада»? Правда, сейчас её читают только интеллектуалы, у которых есть «прививка» от агрессии в виде интеллигентного воспитания – но в Древней Греции она, надо полагать, провоцировала жестокость не меньше, чем современные боевики. Правда, там каждый свободный мужчина был воином, а каждый мальчик готовился им стать, проводя время в спортивных и воинских упражнениях – иными словами, агрессия, возбуждаемая искусством, находила социально одобряемый выход. У современного же ребёнка или подростка такой «точки приложения» не находится: о грядущей службе в армии он и слышать не желает (пребывая в уверенности, что родители обязаны его от этого избавить любой ценой – хотя бы и ценой преступления), спортом заниматься не хочет – ведь спорт предполагает взаимодействие с другими людьми, не желающими a priori считать его «центром мира»…

Вот, примерно такова ситуация в современном мире. Что мы можем этому противопоставить? Да только воспитание собственных детей! В конце концов, это же не трудно – объяснить ребёнку, что в своих неудачах виноват только он сам, что у него тоже есть обязанности, что окружающие – не игрушки… И растить хотя бы двоих – тоже не так трудно, как кажется.

deb
Николай Мартынов

Злые детишки были всегда, они всего лишь отражение родителей.. а вот детишки-приспособленцы, кажется, достояние нового времени.

deb
Olek Lewandowsky

+ И статья и вывод отличные. Дети СЛЫШАТ и ВИДЯТ ВСЕ, что делают взрослые, ребенок - просто наше зеркальное отражение. И не дети плохие (они еще не выросли), а семья и окружение.

spe
Лариса Попруга

За статью +
Действительно, "плохими" их делают взрослые. Конечно, основы закладываются в семье, но школа тоже играет не последнюю роль. Вспомните, с каким желанием и энтузиазмом все дети идут в 1 класс. И то, что где-то к классу 5 у них зачастую отпадает желание учиться во многом виноваты учителя

deb
Александр Куц

Детей плохих не бывает, бывают родители, которые допускают чтобы дети становились "плохими". Бывает общество, которое заставляет детей становиться "плохими". Вот и все. +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+