И всё же музыкальные школы, хоть и испытывают трудности с набором (что объясняется не только непрестижностью музыкального образования, но отчасти и демографической ситуацией в стране), однако же, не пустуют - и в большинстве случаев не прекращают существование. Значит, всё-таки находятся родители, желающие приобщить детей к высокому искусству. Логично предположить, что в таких условиях в музыкальных школах должны остаться только те, кто действительно любит музыку - а не следует моде...
Но это далеко не так. Сегодня в музыкальных школах случайных людей больше, чем когда-либо. Эти ученики изрядно отравляют жизнь и учителям, и родителям, сами же приобретают стойкое отвращение к музыке - что с полным правом можно назвать духовной инвалидностью. Почему же так происходит?
Думается, ответственность за это - как и за всё, что случается с детьми - лежит на родителях.
Если вы имеете намерение отдать своего ребёнка в музыкальную школу, прежде всего, спросите себя - почему вы это делаете? Вероятнее всего, вы руководствуетесь одним из следующих мотивов:
1.Вы сами в детстве мечтали учиться музыке, но у вас не было такой возможности - теперь вы хотите дать ребёнку то, чего не было у вас.
На этом даже останавливаться не стоит! Ваш ребёнок - это не вы, у него своя судьба, свои пристрастия, свои склонности - и не надо навязывать ему чужие. Кстати, нежелание заниматься музыкой - не всегда безусловный признак лени, чёрствости и бездарности: великому Бенвенуто Челлини в юности пришлось выдержать нешуточную борьбу с отцом, который хотел видеть сына флейтистом - а в результате вместо посредственного музыканта мир получил великого скульптора и ювелира.
2.Одна из самых распространённых причин - "Чтобы не шатался по подворотням". Родителям кажется: чем больше занят ребёнок - тем меньше времени у него остаётся на глупости. Увы, отсутствие свободного времени само по себе ничего не гарантирует! Ничто не мешает ребёнку сказать вам, что он пошёл в музыкальную школу, а учителю - что ему надо в библиотеку писать доклад по истории - и отправиться туда, куда ему хочется (и где вы менее всего хотели бы его видеть)- и ни учитель, ни вы, ни о чём не будете догадываться, пока однажды к вам в дом не явится инспектор по делам несовершеннолетних. К тому же, задумываться о "профилактических мерах" родители начинают тогда, когда склонность к "подворотням" проявляется уже довольно явственно. В таких случаях следует понимать, что музыкальная школа - не исправительная колония, учителя там - не надзиратели. Это интеллигентные люди, приходящие в ужас от непристойных слов, и они умеют учить игре на музыкальных инструментах - а не заниматься личностной коррекцией трудных подростков, а значит - не надо этого от них требовать (вы же не требуете, чтобы зубной врач починил вам часы). Если отклонения в поведении ребёнка заметны настолько, что стали очевидны даже родителям (которые склонны считать своих детей ангелами) - значит, нужна уже не музыкальная школа, а консультация детского психолога, а может быть, и врача-нарколога. А о музыкальной школе надо было думать раньше - пока маленький ангелочек считал маму и папу истиной в последней инстанции и делал всё, что они скажут!
3.Вы считаете своего ребёнка гениальным и мечтаете видеть его лауреатом международных конкурсов.
Родители всегда склонны идеализировать своих детей, это, в общем-то, нормально - но иногда такая идеализация переходит все границы. Они способны "бросать" своё чадо от учителя к учителю, из школы в школу, удивляясь - ну почему же никто из них не может разглядеть талант в ребёнке? То, что таланта просто нет - им не приходит в голову. Именно в таких семьях вырастают истерики... Таким родителям нелишне будет ознакомиться с концепцией американского психолога Дина Симонтона, который считал, что талантливыми в той или иной области можно признать не более 0,5% человечества. Какова вероятность, что ваш ребёнок принадлежит к этим 0,5% - считайте сами. И учтите: гениальность - это не только особенности слуха и анатомическое строение руки, но и высокая мотивация избранного рода деятельности: малолетнего Моцарта чуть ли не за уши оттаскивали от клавесина. Так что если вашего ребёнка приходится палкой гнать к инструменту - он определённо не гений (во всяком случае, в области музыки).
4. Ребёнок сам об этом просит.
Пожалуй, единственный случай, когда вопрос о музыкальной школе следует рассматривать серьёзно - но именно рассматривать, а не решать сгоряча. Детям свойственна склонность к подражанию: записался приятель в музыкальную школу - я тоже хочу, другой приятель записался в секцию каратэ - теперь я хочу заниматься восточными единоборствами, а музыку побоку (если подобная ситуация не доставит особого беспокойства вам - подумайте хотя бы об учителе, для которого это означает "пятно в трудовой биографии"). Особенно вероятно такое развитие событий, если ребёнок уже успел бросить два кружка и три секции... В любом случае, отложите решение этого вопроса на пару месяцев: если желание учиться музыке серьёзно - он и тогда будет об этом просить, если же оно было поверхностным - забудет.
5. Ребёнок серьёзно увлечён музыкой.
Один из показателей серьёзности такого увлечения - любовь к какому-то конкретному инструменту (желание учиться музыке "вообще" редко бывает глубоким). Пожалуй, это единственный вариант, когда ребёнку стоит учиться в музыкальной школе - все остальные изначально обречены на провал.
И главное - помните: музыкальное образование само по себе ещё никому не принесло вреда. Но человеку всегда приносит вред принудительное принятие того, к чему он не готов.