Совет первый: придумав, на чем заработать, не спешите. Иногда самая привлекательная (с вашей точки зрения, разумеется) идея оказывается провальной. Избежать первой ошибки просто: для начала стоит внимательно изучить рынок. Вполне вероятно, кто-то уже успешно реализует «вашу идею», а стать конкурентоспособным сегодня – трудная задача. Бояться не нужно: задача выполнимая, но для ее решения понадобится больше затрат. Если идея совершенно новая и на рынке ее нет, то «раскрутить» товар тоже будет непросто. Народ у нас в рекламу не верит, а потому тратить лишние деньги на эксперименты не станет. Будет ждать, пока соседи или сотрудники воспользуются и вынесут свой вердикт. Придется набраться терпения и ждать. Так же, как и в первом случае, вас выручат терпение и деньги, а если их нет или катастрофически мало?
Второй совет плавно вытекает из первого: если у вас недостаточно средств, если вы надеетесь только на кредит или взятые взаймы у кого-то деньги, то дело начинать не стоит. Любой бизнес – это риск, и если нет приличного размера «подушки безопасности», то он повышается до 99, 9 %. Не хватает денег? Не берите в долг! Никогда! Ни у кого! Потерпите, копите, но не кидайтесь в бизнес с головой при минимальном количестве средств.
Третий совет: составляем бизнес-план. Не умеете сами? Не беда: сегодня есть отличные специалисты, обратитесь – вам помогут. Но ищите такого специалиста (компанию), который уже кому-то из ваших знакомых эту услугу оказывал. То есть, вы должны быть уверенны, что это профи, дилетантизм в этом деле быстро приведет к разорению.
Четвертый совет: четко определяем целевую аудиторию. Булочки, пирожки, шанежки, бутерброды раскупят возле любого колледжа или института, на большой остановке и в парке во время выходных. Здесь главными критериями станут цена и качество. А вот открывать в этом месте магазин запчастей вряд ли стоит.
Пятый совет: проведем тест на жизнеспособность нашей сверхгениальной идеи. Как? Найдем первых покупателей и заработаем первые реальные деньги. Причем, сделаем это, не снимая офис и не заказывая шумной и дорогостоящей рекламы. Поработали месяц, и снова анализ:
- Сколько было покупателей?
- Не ошиблись ли с ценой? Какая цена устроит и вас, и того, кто купил?
- Что следует улучшить, скорректировать, убрать или исправить?
А теперь делаем выводы: сколько потрачено, сколько заработано и что в сухом остатке. Вот тут стоит еще раз подумать, стоит ли открывать свое дело.
Шестой совет: следите за качеством продукта, которым вы собираетесь торговать. Если он уникален (то есть, больше такого на рынке нет), то в первое время он будет продаваться. В дальнейшем выручит только высокое качество. А если у вас уже есть конкуренты, то опять же можно выиграть только за счет высокого качества.
Седьмой совет: документация, начиная с момента регистрации и дальше, должна находиться в полном соответствии с законом. Не владеете бухгалтерскими навыками? Наймите специалиста. Не пытайтесь укрывать доходы. Платите налоги вовремя. Такого рода правонарушения рано или поздно вскрываются, а наказание – потеря бизнеса и репутации – может дорого стоить.
Восьмой совет: не стоит вначале тратить много денег на рекламу. Огромные растяжки, ролики по TV стоят дорого и в малом бизнесе почти никогда не окупают себя. Гораздо эффективнее работают флаеры, для раздачи которых можно привлечь членов семьи, друзей или студентов. Небольшие постеры можно наклеить на досках объявлений в парках, в учебных заведениях, на остановках.
Девятый совет: постоянно делайте скидки, создайте накопительные карточки, дарите бонусы и небольшие подарки. Это один из лучших маркетинговых приемов, и работает безотказно.
Десятый совет: если ваш бизнес требует наличия нескольких сотрудников, то найдите способ стимулировать их. Помните:
- трудно работать, не имея перспективы
- работать хорошо невозможно, зная, что в конце месяца тебя ждет маленькая зарплата.
Даже небольшая премия поднимает дух коллектива. И не стоит тратить огромные деньги на корпоративы. Поверьте: вашим сотрудникам очень пригодились бы деньги, потраченные вами на стол и музыкантов. Хотите порадовать – дайте премию и организуйте небольшой фуршет.
И последний совет: не бойтесь расставаться с плохими сотрудниками. Склочный характер, неумение и нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, мелкое воровство, постоянные перекуры и перекусы в рабочее время – все это следует искоренять сразу же.
А еще опытные предприниматели предостерегают новичков от вполне понятного стремления все делать самому. Устанете, быстро выдохнетесь и потеряете, как говорят цирковые, кураж. Придется учиться доверять. Боитесь ошибиться? Чаще проверяйте.
Эти советы новички обычно выслушивают, но, увы, порой не следуют им. Тогда еще один совет: учиться лучше все-таки на чужих ошибках, а не на своих.