icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Интересные факты

Ордалия - способ доказать свою правоту?

  • 190
  • 8

Ордалия - способ доказать свою правоту?

Ч
Человек, совершивший преступление, должен понести наказание. На этом стояло, стоит и, скорее всего, будет еще долго стоять правосудие. Составлены своды законов, созданы судебные органы. Кажется, все продумано до мелочей. Предполагаемый преступник пойман, но он решительно заявляет о своей невиновности. Но так говорят все, а суд на слово никому не верит. Суду нужны железное алиби и надежные свидетели.

Что делать, если нет ни того, ни другого? В древности этот вопрос решали самым простым способом – назначали ордалию, то есть отдавали решение в справедливые руки Господа. Собирался суд из числа самых уважаемых граждан или церковнослужителей. Состав суда зависел от преступления: обычных уголовников судила светская власть, а разного рода богохульников церковь предпочитала наказывать сама. Если обвиняемый упорно отказывался признавать свою вину, то суд объявлял ордалию – назначал испытание.

Мягким вариантом ордалии считалась проверка хлебом и сыром. Церковнослужители верили, что преступник не сможет проглотить ни кусочка освященного хлеба. Как ни странно, глотали все. Да еще умудрялись, не поперхнувшись, запить вином или водой.

Как вариант, спорящим сторонам предлагалось вступить в поединок. Победитель признавался невиновным, потому что его рукой действовал сам Господь.

Проверить невиновность можно было водой или огнем. Преступник права выбора не имел, это делал суд. Испытание не должно было быть простеньким и легко выполнимым. Суровость проверки, как утверждали судьи, определялась тяжестью совершенного преступления. А на деле она зависела только от уровня жестокости и изуверского воображения людей, выносящих вердикт об испытании.

Сначала проводили процедуру благословения воды или огня, потом мессу и только после этого приступали к ордалии. Казалось бы, ну что страшного может быть в проверке водой? Судите сами. Человек, невиновность которого проверяли горячей водой, должен был опустить руку в кипящий котел, найти в нем кольцо, достать и отдать судьям. Кричать, стонать, вынимать руку из кипятка нельзя: это воспринималось, как неопровержимое доказательство вины. Если подсудимый, проявив мужество, находил кольцо, то его руку внимательно осматривал врач. На руке появились волдыри и кожа повисла ломтями? Виновен! Сам Господь подтвердил вину преступника!

Если судьи выбирали холодную воду, то испытуемый не спешил радоваться. Шансов выжить и быть оправданным у него больше не появлялось. Крепко связав преступника, палач и его подручные бросали несчастного в ледяную воду и наблюдали, как он себя поведет. Дергается? Это значит, бесы из него пытаются выскочить! Безропотно открыл рот и сразу же утонул? Это тяжесть греха волею Господа утопила преступника. А что если обвиняемый вдруг оказывался человеком с тренированными легкими (редчайший случай!) и тонуть не собирался? Тут не мудрили, а просто держали человека в воде минут десять.

В церковных отчетах об ордалии, проведенной «утоплением», зафиксирован такой факт. Поскольку преступник никак не хотел признавать свою вину, то судьям пришлось проявить твердость. Палач получил приказ держать обвиняемого под водой. Человек не сопротивлялся, не было обычных попыток вынырнуть, он не дергался. Палач решил, что преступник утонул и вытащил его из воды. Оказалось, что человек просто задержал дыхание. Посовещавшись, судьи решили, что «бесовская хитрость помогла преступнику ввести в заблуждение палача». Назначили повторное испытание, увеличив время ордалии в два раза. Сцена повторилась – человек был жив. Пришлось топить его в течение пятнадцати минут, чтобы «справедливость Господа была явлена миру».

В тех местах, где протекали быстрые реки, ордалию проводили без лишних хлопот. Отмеряли три километра вниз по течению и устанавливали на берегу кресла для судей. Выше по течению палачи связывали преступника и бросали в воду. За все время проведения таких испытаний выплыть не сумел ни один человек. Утонул? Значит, Господь оправдал несчастного, забрав его на небеса.

Испытание огнем – не менее страшная пытка. Выдержал? Оправдан! Нет? Виновен! Здесь можно было кричать и плакать, главное – дойти до конца.

Положить руку на раскаленные угли и не убирать до тех пор, пока песок в часах не вытечет. Всего минута – и ты оправдан. Правда, не сразу. Рану бинтовали, через три дня снимали повязку и осматривали обожженное место. По его состоянию выносили вердикт. Сильное воспаление? Рана имеет какой-то необычный вид? Виновен.

Можно и по-другому: палач накаливает кусок железа, а обвиняемый берет его двумя руками и держит. Бросил? Виновен. Не бросил? Будем рассматривать ожоги, а там, как Господь решит.

Разводили большой костер, ждали, пока он прогорит, а потом начиналась ордалия. Преступник должен был босиком пройти по горящим углям примерно метр. Не бежать, не прыгать, а медленно идти. Если человек не умирал от болевого шока, то он все равно погибал после ордалии от полученных им во время испытания ожогов. Но зато был оправдан.

Ордалии (лат. - приговор) широко применяли в Средневековье, но появились они гораздо раньше. Историки относят их к разновидности архаического права, упоминание об испытаниях такого рода присутствуют в Законах Хаммурапи. У индейцев Северной Америки, у представителей африканских племен тоже был обычай доказывать свою невиновность, проходя испытание огнем. Причем, нужно отметить, что на испытание Божьим судом во все времена и на всех континентах преступник соглашался добровольно .

Разумеется, были и сторонники ордалии, и противники такого рода испытаний. Агобард Лионский написал большой труд «Против Божьего суда». В своем труде он откровенно смеется над глупостью судей и доказывает, что слова Господа люди используют в своих, порой, корыстных целях. Интересно, что этот труд появился почти одновременно с указом короля Карла Великого, который требовал не сомневаться в силе и справедливости ордалий. Самое смешное в этой ситуации, что и сторонники, и противники ордалий, доказывая свою правоту, за аргументами обращались к Библии. Поистине, кто ищет, то находит.

spe
Владислав Черных

Именем бога его "образы и подобия" натворили столько мерзостей, что существуй он на самом деле, давно бы сам утопился от разочарования...

top
Halida Rojkova

Это точно. Иной раз читаешь и думаешь, как человек мог дойти до подобной мерзости? Как упал так низко? Это было давно, но разве сегодня что-то изменилось? Скотство в чести, педофилия узаконена в половине стран мира, в другой половине скрыто процветает, садизм и мазохизм - просто формы жесткого секса и никого не удивляют. Куда смотрит Господь? Если он вообще смотрит на Землю.

pro
Семен Цыгановский

В "Тиле Уленшпигеле" описано, как свели с ума Катилину такой пыткой на правду.

top
Halida Rojkova

Ордалия часто применялась, а потому оставила большой след в искусстве: есть полотна, графика, офорты и множество эпизодов в художественной литературе.

mas
Марк Блау

Вообще диковатые нравы были в том Средневековье. Впрочем, в благословенные 1930-е годы в Советском Союзе было не лучше.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+