Самым известным примером оферты является рассылка по домашним адресам потенциальных клиентов писем с предложением активировать кредитную карту какого-нибудь банка. Это и есть оферта. Она отвечает всем требованиям статьи 435 Гражданского Кодекса РФ. То есть письмо адресовано одному или нескольким конкретным лицам, вполне определенно указывает на цель, выражает намерение заключить договор с адресатом, и содержит почти все существенные условия предлагаемого договора.
На такое письмо получивший его адресат может отреагировать по-разному. Один человек будет счастлив подписать договор с банком, а другой ухмыльнётся и выбросит его в мусорное ведро. И тот и другой будут совершенно правы, так как оферта влечёт ответственность только для банка, направившего это письмо. Банк не имеет права отказать в предоставлении кредитной карты человеку даже в случае, если адресат предоставит паспорт и письменную оферту, но не подтвердит свои доходы.
Но оферта не влечёт для банка обязанности заключить договор, если он успел направить другое письмо с извещением об отзыве оферты. Если дополнительное письмо получено адресатом ранее или одновременно с самой офертой, то банк имеет право отказать человеку в предоставлении своих услуг.
Оферта может быть твёрдой или безотзывной, если в её тексте нет дополнительного пункта о сроке для отзыва оферты. То есть в примере с банковской кредитной картой в приглашении может быть оговорён срок, в который банк не имеет права отзывать свою оферту. Например, указана дата, по которую сотрудники банка будут ждать потенциального клиента с распростёртыми объятиями. После этой даты оферта не имеет юридической силы, следовательно, адресат оферты сможет оформить кредитную карту банка только на общих основаниях.
Ещё один вид оферты - публичная оферта. Это реклама в виде рассылки каталогов товара, рекламных буклетов или объявлений в периодической печати с указанием в них названия товара и его цены. Хотя в данном случае нет обращения к конкретным лицам, и не оговариваются существенные условия договора, но такая реклама является публичной офертой и влечёт за собой обязанности по её исполнению. К этой же форме оферты относятся и объявления о купле-продаже частного имущества, расклеенные на столбах или напечатанные в газете, а также объявления о предоставлении услуг. Например, «Русская строительная бригада быстро, качественно и недорого выполнит косметический ремонт в вашей квартире». Такое обращение к любому заинтересованному лицу даёт возможность понять существенные условия договора: кто – русские строители, как – быстро и качественно, цена – недорого (хотя у каждого свои представления о «недорого», но можно рассчитывать на приемлемые расценки), услуга - косметический ремонт, где – в вашей квартире.
Реклама, которой пестрят улицы, журналы, газеты, а также телеэкран, не является офертой. Это приглашение к оферте. Реклама не отвечает требованиям, предъявляемым к оферте Гражданским Кодексом РФ, и не влечёт за собой обязанности заключить договор с любым отозвавшимся на неё человеком.