Сразу следует оговориться, что одиночество – понятие относительное. Если говорить о том одиночестве, которое бывает на необитаемом острове – т.е. о полной изоляции от себе подобных – оно, безусловно, вредно. Надо обладать огромной силой духа (а желательно, и интеллекта) чтобы в таких условиях сохранить человеческий облик. Но чаще, говоря об одиночестве, такие крайности все-таки не имеют в виду.
Одиночество – если понимать под этим временную изоляцию от людей – в определенной степени необходимо. Полчаса одиночества в день, не считая сна – это минимальная норма психогигиены (да, существует такое понятие: правила обычной гигиены надо соблюдать, чтобы не подцепить инфекционные болезни, а правила психогигиены – чтобы не заполучить нервные расстройства). Нарушение этой нормы блестяще охарактеризовал В. Высоцкий: «За день так накувыркаешься, придешь домой – там ты сидишь!» С поэтом нельзя не согласиться: в наших условиях выполнение такой психогигиенической нормы для большинства людей оказывается недоступным.
Об одиночестве говорят и применительно к тем людям, которые не имеют семьи. Считать ли такое одиночество благом или злом? Это однозначно зло, если человек испытывает потребность в создании семьи – для него такая ситуация некомфортна, он будет чувствовать себя обделенным судьбой. Причем человеку, имеющему такие ценностные ориентации, не обязательно жить одному в пустой квартире, чтобы чувствовать себя одиноким – он может приходить с работы в квартиру, где живут кроме него/нее родители, дед, бабушка, брат или сестра – и он будет там одинок, потому что это – уже не его семья. При этом дозированного одиночества (той самой психогигиенической нормы, о которой мы говорили) он как раз будет лишен – в его комнату (если она вообще у него есть) постоянно кто-то будет вламываться, что-то требовать, дергать и т.п. Такая вот парадоксальная ситуация одинокого человека, лишенного права на одиночество.
Но бывают и другие люди – которые на создание семьи не нацелены. Речь не идет о ловеласах, альфонсах или «бесплатных блудницах» – это люди, которым ни спутник жизни, ни т.н. «сексуальный партнер» вообще не нужен – ни временный, ни постоянный. Как правило, это люди, которых психологи называют интровертами – их душевная жизнь сосредоточена на собственном внутреннем мире, куда они с трудом кого-то допускают. У них могут быть друзья – немногие, но проверенные, близкие и преданные – но дома такому человеку необходимо быть одному.
Каковы преимущества такого образа жизни, кроме того, что конкретный человек в силу душевного склада испытывает в нем потребность? У такого человека меньше домашней работы – мыть посуда за одним собой все-таки легче, чем за 3-5 людьми. Он может довольствоваться меньшим заработком – ведь ему не надо содержать детей, а значит – не надо лезть вон из кожи в поисках дополнительного приработка, не надо отказываться от любимой работы из-за того, что там недостаточно высокая зарплата. За пределами работы он полностью принадлежит себе – ему не надо ни с кем согласовывать планы на выходные, не надо выключать телевизор потому, что он кому-то мешает спать.
Но у образа жизни «одиночки» есть и немало подводных камней. Ему не к кому кинуться за помощью и утешением, когда что-то случилось (друзья друзьями – но у них ведь своя жизнь). И самое страшное – никто не поможет в случае серьезных проблем со здоровьем. Любой полицейский может вспомнить хотя бы одну жуткую историю о том, как вскрывали дверь квартиры такого вот «одиночки» – соседей стал беспокоить подозрительный неприятный запах оттуда. Вряд ли следует уточнять, какая картина за этой дверью обнаруживалась – потому, что человек жил один, некому было вовремя вызвать «Скорую помощь».
Особый вариант одиночества – монашество (собственно, слово «монах» в переводе с греческого как раз и означает «одинокий»). Правда, одиночество здесь оказывается весьма условным: монах-то себя одиноким не считает – он настолько поглощен общением с Богом, что люди ему уже не нужны. Впрочем, даже монахи в конце концов отказались от практики отшельничества (полного одиночества) и стали объединяться в монастыри – т.е. в определенной степени даже им нужны себе подобные, хотя бы для взаимопомощи. Есть и другой аспект: легко быть праведным в пустыне, где никто не раздражает – а вот ты попробуй избегать греха среди людей! Впрочем, даже у отшельников уединение не было абсолютным – люди приходили к ним за советом, за благословением…
Таким образом, о пользе и вреде одиночества можно говорить лишь с учетом его степени, «дозы» и индивидуальности конкретного человека.