icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

ќ чем снимает фильмы ѕитер √ринуэй?

  • 514
  • 12

ќ чем снимает фильмы ѕитер √ринуэй?

’отите посмотреть интеллектуальный ужастик? Ќе знаете, чем он отличаетс€ от обычного? ќбъ€сн€ю: в обычном фильме ужасов по экрану бегают зомбики, мань€ки, инопланетные чудовища, вампиры, огромные тараканы или ожившие мумии. ќни пожирают, смертельно пугают людей, вмешива€сь в их мирную жизнь. Ћюди (не все, разумеетс€, а те, кто смог выжить) стараютс€ их истребить любой ценой. ѕочти всегда им это удаетс€, иногда в финальном кадре какой-то кусочек только что уничтоженного монстра подозрительно шевельнетс€. «ритель понимает, что этим режиссер оставл€ет себе возможность сн€ть продолжение.

»нтеллектуальный ужастик покажет, как все то же самое вгрызаетс€ не в горло жертве, а в ее подсознание. ћало этого, кошмарный персонаж буквально на глазах оказываетс€ уже в вашей повседневности. ¬от вирус, а вот черв€к. ќни р€дом. ћы их видим. ќщущаем кожей их смертоносное дыхание. ќт них нет спасени€. ѕочему? »х невозможно убить. ќни внутри нас, и родило их наше подсознание. ј потому здесь, в кинофильме, есть философска€ подоплека, ее нужно пон€ть и прин€ть или отвергнуть.  аждый кадр Ц это символ, который зрителю предстоит расшифровать, вступив в спор сначала с разумом, потом с воображением. » в итоге проиграть и тому, и другому.

»менно этот жанр избрал дл€ себ€ режиссер ѕитер √ринуэй. ≈го называют реформатором современного кино.  инокритики относ€т его работы к позднему постмодернизму, пишут статьи, разбира€ в них все работы √ринуэ€ по кадрам. Ќе забудут упрекнуть в Ђбезумии эротикиї и ее чрезмерности. ќб€зательно скажут, что режиссер порой скользит по грани, того и гл€ди, опуститс€ до обычной порнографии. Ќепременно отмет€т подчеркнутый рационализм картин √ринуэ€. ѕоворчат, порассуждают, потом рассыплютс€ в комплиментах: ѕитер √ринуэй Ц величайший из современный художников и искуснейший из режиссеров. ќдним словом, гений.

ќн родилс€ в ”эллсе в 1942 году, вырос в Ћондоне. Ѕыл не очень прилежным учеником, зато неплохо рисовал, увлекалс€ орнитологией и энтомологией. ѕтицы и насекомые Ц это интересный мир, за ними можно наблюдать, не замеча€ времени. —тав старше, открыл дл€ себ€ еще один волшебный мир - кино и литературу. ≈го кумирами стали Ѕергман и јнтониони, √одар и Ѕорхес. Ўкола искусств ”олтемстоу подарила ему профессию художника, научила идеальной композиции и правильной постановке любой сцены. Ќо работой не обеспечила. „тобы снимать кино (а именно об этом мечтал √ринуэй), нужно было закончить  оролевский колледж искусств. Ќо на кинематографическое отделение был огромный конкурс, и ѕитеру не хватило то ли знаний, то ли везени€.

ѕ€тнадцать лет √ринуэй шел к своему кино. «а эти годы он сменил несколько профессий, нигде надолго не задержива€сь, пока не попал в ÷ентральное управление информацией. ¬ его об€занности входил монтаж документальных фильмов. –аботы было немного, и все свободное врем€ ѕитер тратил на просмотры работ Ѕрэкиджа, —ноу, ‘рэмптона. ”влечение андеграундом дало толчок дл€ создани€ собственных работ. ѕервые короткометражки были прин€ты тепло, и режиссер решилс€ на полнометражный фильм. —начала Ђѕадениеї(1980 г.) и приз Ћондонского фестивал€, потом Ђ онтракт рисовальщикаї (1982 г.) и мировое признание.

 оротко о сюжете: рисовальщик, мистер Ќевилл, получает выгодный заказ: он рисует виды особн€ка и сада, за это ему обещана прилична€ сумма, а к ней сексуальные услуги заказчицы Ц молодой и симпатичной женщины. –аботу нужно выполнить за двенадцать дней, именно столько времени будет отсутствовать хоз€ин дома. ѕо ходу действи€ были внесены коррективы: из тринадцати рисунков осталось двенадцать. ’оз€ин дома то ли пропал, то ли умер, то ли его убили.  то? Ќепон€тно. Ќо периодически зритель видит голого мужчину. ”бийца? ¬полне веро€тно. —видетель? » это не исключено. ћужчина не производит никаких действий. «ритель видит его в виде парковой скульптуры, то лицом на барельефе фасада, то едва различимой частью кустарника.

ћистер Ќевилл совершает ошибку: выполнив заказ, он возвращаетс€ в поместье. ≈му очень хочетс€ сделать тринадцатый рисунок. ѕо нему рисовальщик надеетс€ разгадать тайны этого дома, а заодно поговорить с заказчицей об их дальнейшей совместной жизни. ƒама сумела произвести на него впечатление.  огда Ќевилл падает мертвым, снова по€вл€етс€ голый мужчина. —ледует весьма выразительна€ сцена: он украдкой берет ананас, надкусывает его, морщитс€ и выплевывает неразжеванный кусок в зрител€. Ќе понравилось.

—тоит добавить, что действие происходит в Ѕритании. ƒействующие лица Ц аристократы конца ’VII века. Ќа дворе Ц 1694 год. ¬есь фильм звучит замечательна€ музыка ћайкла Ќеймана. јктерский состав великолепный, режиссерска€ работа выше вс€ких похвал, а сценарий похож на сложный средневековый лабиринт, полный ловушек.

¬ 1985 году на экраны вышел фильм ЂZOOї. ќчередной парадокс, главной идеей которого стал €понский принцип Ђв ув€дании вещей есть свое очарованиеї. Ќо если изысканные €понцы видели очарование в ув€дающем цветке, то герои √ринуэ€ снимают на видео разложение живых организмов. Ѕрать€м-зоологам интересно любое мертвое тело Ц от улитки до собаки и зебры. —н€то подробно, поэтапно, поминутно. ” парней есть мечта: убить подругу, установить над ее телом камеру и Е Ќе получилось. »скусство диктует брать€м свои правила. Ќужно лечь на расчерченный стол самим. Ќе кому-то одному, а чтобы не было обидно, сразу обоим. «ритель облегченно выдыхает, вид€, как садовые улитки вывод€т из стро€ проводку. ‘инал.

ќчень метафоричен фильм Ђѕовар, ¬ор, ≈го жена и ≈е любовникї. √осподин —пика Ц вор. ќн примитивен, его потребности укладываютс€ в схему Ђ≈да, выпивка, сексї. Ќа все это у него есть деньги. ’от€ их происхождение не обсуждаетс€, на него предельно €сно указывает слово Ђворї. ќн заказывает еду повару, мало этого, он указывает повару, как и что готовить. Ёто пон€тно Ц есть-то ему, вору, а значит, он лучше всех знает, каким должен быть конечный результат. ѕовар Ц творец. ќн мог бы создать Ќ≈„“ќ, но оно никому не нужно, за него не плат€т. » он, повар, готовит то, за что дадут деньги. ћного денег. “акова роль искусства сегодн€. «ритель заказывает, творец (читай: повар) создает. » выше головы не прыгает Ц не заплат€т.

” вора есть жена. ќна морально выше своего мужа, она стремитс€ к чему-то светлому и возвышенному.   тому, что создает ее любовник. Ќо разве вор позволит кому-то украсть то, что принадлежит только ему? ќн презирает слабака любовника, которые (смешно сказать!) читает книги. ¬ор ненавидит книги, знани€ ему не нужны. ќн придумывает забаву. Ћюбовник должен съесть свои книги. Ќад головами вора и его компании висит картина знаменитого художника ‘ранца ’анса ЂЅанкет офицеров гражданской гвардии ордена св€того √еорги€ у ’арлемаї. √варди€ 17 века сравниваетс€ с шайкой воров 20 века. —равнение €вно не в пользу последних.

‘ильм-притча. ‘ильм-предупреждение. ‘ильм-констатаци€ факта. —обственно, таковы все фильмы ѕитера √ринуэ€. —мотреть их дл€ развлечени€ не получитс€, они сн€ты не дл€ забавы, не развлечени€ ради. «десь много гр€зи, жестокости, секса, да так сн€то, что в головах у зрителей их родные тараканы сход€т с ума. Ёти фильмы нужно смотреть и думать над каждым кадром. Ёто трудно. Ёто не дл€ всех, но можно хот€ бы попробовать.


pro
Ќадежда  ћаслова

ќригинальные сюжеты. Ќаверное, не один раз нужно смотреть его фильмы.

spe
¬ладислав „ерных

” мен€ не получилось их смотреть ни дл€ развлечени€, ни вообще никак. ≈сли в этот бред вдумыватьс€, можно обрести помойку вместо мозгов...

top
Halida Rojkova

¬ чем-то, ¬ладислав, ¬ы правы. язык образов √ринуэ€ сложен, и иногда просто не хочетс€ вникать - мозг отказывает.

mas
ћарк Ѕлау

—пасибо за пересказ, ’алида. “еперь точно смотреть не стану. я вообще не кинозритель. ѕоследний фильм, который € посмотрел на большом экране от начала до конца был...

ѕопробуйте угадать.:)

top
Halida Rojkova

"–омео и ƒжульетта" или " ороль Ћир"? ј может, "¬ойна и мир"? «наю, что не угадала (

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+