icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

ќ чем мечтали утописты?

  • 654
  • 1

ќ чем мечтали утописты?

”топи€Е Ђместо, которого нетї (или даже Ђне может бытьї), в переводе с греческого €зыка Ц так называетс€ литературный жанр, сущность которого можно коротко определить так: Ђмир, каким он должен бытьї, описание мироустройства, идеального с точки зрени€ автора.

Ќазвание этому жанру дал его основоположник Ц английский мыслитель и государственный де€тель “омас ћор (1478-1535). Ђ«олота€ книжечка, столь же полезна€, сколь и забавна€ о наилучшем устройстве государства и о новом острове ”топи€ї Ц так называетс€ его произведение, которое дл€ краткости часто именуют просто Ђ”топиейї. ќ каком же общественном устройстве мечтал сэр “омас?

ѕрежде всего, он ратует за искоренение денег и частной собственности, которую считает первопричиной всех бед. ¬ласть выборна€ (весьма смела€ мысль в эпоху господства монархии), работают все Ц причем не более шести часов в день (учитыва€, сколько в то врем€ было двор€н, не зан€тых никакой полезной де€тельностью, неудивительно, что сэр “омас пришел к такой мысли). ƒл€ решени€ материальных проблем ћор Ц нар€ду с всеобщей трудовой об€занностью Ц предлагает сокращение потребностей. ѕочему люд€м нужно много одежды? Ц рассуждает он. Ц ѕотому, что она разного фасона, разного цвета, а если вс€ одеждf будет одинакового покро€, из некрашеной ткани, каждому будет достаточно одного плать€ и одного плаща.

¬ целом можно сказать, что моровска€ Ђ”топи€ї кажетс€ идеалом, пока знакомишьс€ с нею по пересказам в книгах советской эпохи, но непосредственное прочтение способно привести в ужас. “ак, утопийцы питают отвращение к войне Ц что само по себе неплохо, но при этом не считают зазорным вмешиватьс€ в дела других государств, провоцировать там беспор€дки, свергать неугодных им чужих правителей путем подкупа и шантажа, а также посылать на войну наемников из числа соседнего народа, который живет скотоводством и любит родные леса и горы Ц и поэтому подлежит уничтожению. ѕрактикуетс€ в моровском Ђидеальном государствеї и эвтанази€, которую лишь условно можно назвать добровольной: если т€жело больной человек почему-то не торопитс€ попросить о прекращении страданий, его начинают активно убеждать это сделать, внуша€, что он Ђнепри€тен себе и другимї.

≈ще более радикальную модель предлагает другой утопист той эпохи (1568-1639) Ц “оммазо  ампанелла. ¬ своей книге Ђ√ород —олнцаї он предлагает не только упразднение частной собственности, но и общность всего, включа€Е жен.  то от кого будет зачинать ребенка, решают представители власти Ц с целью улучшени€ человеческой расы (красивых женщин скрещивают с красивыми мужчинами, худых Ц с полными дл€ уравновешивани€ признаков). ¬прочем, влюбленность не возбран€етс€: можно общатьс€, дарить цветы Ц но размножатьс€ без разрешени€ нельз€.

«емледелием, скотоводством и военным делом занимаютс€ все (за исключением тех, кто неспособен к этому в силу физических недостатков), все остальные зан€ти€ распредел€ютс€ по природным склонност€м, которые определ€ютс€Е при рождении человека по расположению звезд. ѕравит городом Ђдуховна€ аристократи€ї, т.е. ученые. –аботают люди даже меньше, чем у ћора Ц четыре часа в день, работать больше запрещаетс€, ведь это нарушило бы принцип равенства.

»деи “.ћора и “. ампанеллы Ц примеры утопии социальной. ќни став€т во главу угла изменение структуры общества Ц законов, власти, прав и об€занностей. ¬ этом русле наход€тс€ идеи таких утопистов последующих времен, как Ў.‘урье, –.ќуэн, ј.—ен-—имон. “ехнический прогресс конца XIX-XX вв. породил другой тип утопии Ц технократическую, в которой социальные проблемы предполагаетс€ решить посредством научно-технического прогресса. Ћюди болеют и погибают от т€желого физического труда? ƒавайте переложим его на роботов. Ћюди страдают от голода из-за нехватки ресурсов на «емле? ƒавайте построим космические корабли и освоим другие планеты. ¬ сущности, жанр научной фантастики уходит корн€ми именно в технократическую утопию.

”топистом можно назвать нашего соотечественника Ц писател€-фантаста »вана ≈фремова. ѕожалуй, даже сложно однозначно отнести его Ђ“уманность јндромедыї и Ђ„ас быкаї к социальной или технократической утопии Ц там есть и то, и другое. ∆изнью земл€н управл€ют два верховных выборных органа Ц —овет экономики и —овет звездоплавани€ (первый распор€жаетс€ делами земными, второй Ц космическими). »х снабжают информацией несколько академий Ц √ор€ и –адости, —тохастики и ѕредсказани€ будущего, ѕсихофизиологии труда. ѕо самым важным вопросам устраиваетс€ всеобщее голосование, в котором участвуют все жители «емли. ќбучение происходит в четыре этапа, причем учебные заведени€ располагаютс€ так, чтобы дети и подростки разных возрастных групп не общались. — 17 до 20 лет человек выполн€ет (один или совместно со сверстниками) Ђ12 подвигов √ераклаї Ц 12 заданий в разных област€х де€тельности, это дает возможность оценить свои способности и склонности, выбрать специальность, по которой человек потом учитс€ два года.

¬прочем, если говорить о книгах ».≈фремова, то в Ђ„асе быкаї нар€ду с утопией как таковой присутствуют черты другого родственного жанра Ц антиутопии Ц Ђмир, каким ему не должно быть, мир, каким он может стать, если человечество воврем€ не остановитс€ї. ” ».≈фремова утопическому обществу «емли противопоставл€етс€ антиутопическое общество далекой планеты “орманс. ¬ жанре антиутопии работали такие писатели, как ƒж.ќруэлл, ќ.’аксли.

≈сли же говорить об утопической научной фантастике, то нельз€ не вспомнить и о  ире Ѕулычеве. ¬озможно, его мир будущего кажетс€ наивным Ц но кто из нас отказалс€ бы жить в таком мире? » без такой мечты, наверное, не стоило бы жить вообщеЕ ќстаетс€ только пожалеть, что в современной научной фантастике все меньше от утопии и все больше Ц от антиутопии.


mas
ћарк Ѕлау

Ќу, если  .Ѕулычева причислили к утопистам, тогда давайте вспомним прелестную и поэтическую фантастику ¬адима Ўефнера.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+