Выдающимся художником был и брат Константина, Владимир Егорович. Так что если зашел разговор о художнике Маковском, всегда следует поинтересоваться, о ком речь, о Константине или о Владимире. Или об их отце, Егоре Ивановиче?
В 12 лет Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, в основании которого, как уже было сказано принимал участие его отец. А в 1858 году Константин Маковский уже в в Санкт-Петербурге. Он – студент Императорской Академии художеств. Очень рано он начал участвовать в академических выставках с картинами на традиционные академические темы. Но его больше интересовали сцены из реальной жизни. В 1863 году он отказался участвовать в выпускном академическом конкурсе и ушел из Академии, так и не получив диплом.
Зато путь К.Маковского пересекся с передвижниками, членами «Товарищества передвижных художественных выставок», которое тогда возглавлял художник И. Крамской. В 1870 году он стал одним из членов этой своеобразной артели художников, сыгравшей огромную роль в истории русского искусства. Бытовые картины К.Маковского известны почти всем, даже тем, кто не помнит фамилию автора. Так, картина «Дети, бегущие от грозы» знакома практически всем, потому что в советское время она обязательно украшала детские сады. А кто из нас не ходил в детский сад? Одновременно с бытовыми картинами К.Маковский рисовал также картины на исторические темы в добротном академическом духе.
В середине 1870-х годов Константин Маковский совершил путешествие в Египет. Здесь он написал несколько картин на местном материале. Картины Востока заставили художника больше внимания уделять формальным сторонам своей живописи. К.Маковский усердно работал над тем, чтобы верно и необычно передавать на своих картинах форму и цвет.
В 1880-х годах, в царствование Александра III, в моду вошли древнерусские и псевдорусские мотивы. Художники создавали картины из жизни старой Московии, оживляя своим талантом сцены, которых, вероятно, никогда не было. Константин Маковский тоже увлекся созиданием в своих картинах «славного прошлого». Эти картины охотно и задорого покупались. Поэтому художник отошел от бывших друзей-передвижников и стал устраивать собственные выставки.
Известно, что когда П.Третьяков захотел купить картину К.Маковского «Боярский свадебный пир в XVII веке», тот затребовал 20 тысяч рублей. Это была совсем не завышенная цена, именно столько платили художнику богатые коллекционеры. П.Третьякову подобная цена была не по карману. А вот американский ювелир Шуман заплатил за эту картину втрое больше, 60 тысяч рублей. Кстати, дороговизна картин К.Маковского – одна из причин того, что гораздо больше картин Маковского находятся в зарубежных музеях, а не в русских.
Даже в далекой Индонезии есть несколько полотен К.Маковского. Попали они туда в 1960-е годы, когда Н.С.Хрущев подружился с президентом Сукарно.
К.Маковский считался при советской власти идеологически неправильным художником. Цари, князья, бояре – не наш это стиль. Поэтому картины К.Маковского практически не выставлялись, а находились в запасниках галерей и музеев. Так что подарить немного русской живописи далекому зарубежному другу Никите Сергеевичу было не жалко. Для милого дружка – хоть сережку из ушка. Нынче картины К.Маковского – гордость национальной художественной галереи в Джакарте.
Увлекшись картинами из быта допетровской Руси, художник тщательно изучал наряды, архитектуру и обычаи тех давних лет. Написанные в 1880-е – 1890-е годы картины «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Ивана Грозного» , «Поцелуйный обряд», «Одевание невесты к венцу» были написаны яркими красками. Их наполняли бытовые подробности и антикварный антураж. Цветовая гамма картин К.Маковского заставила многих считать его одним из предвестников русского импрессионизма. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году картины К.Маковского были удостоены золотой медали. Картины из «боярской жизни» были для иностранных коллекционеров экзотикой, экзотикой иной раз по-варварски яркой. Поэтому картины К.Маковского охотно покупали за рубежом. Поэтому большая часть «древнерусских» картин художника оказалась вне России.
А еще Константин Маковский был мастером женского портрета. От многих портретов красавиц, вышедших из-под его кисти взгляда нельзя оторвать!
И снова – внимание! Брат Константина Маковского, Владимир, не изменил «передвижничеству». В то же время, в 1880-е – 1890-е годы, он пишет великолепные бытовые картины из современной ему русской жизни: «Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Ночлежный дом», «Свидание». Содержание этих картин совершенно не совпадает с тогдашними интересами Константина Маковского, да и нарисованы они совершенно по-другому. Так что у Вас есть возможность продемонстрировать свою эрудицию, если кто-то начнет выдавать их за картины Константина Маковского. С ученым видом знатока говорите, что это – картины Владимира Маковского. Это действительно так.
Художник Константин Маковский трагически погиб в 1915 году в Петрограде. В его экипаж врезался трамвай. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры, но могила художника до нашего времени не сохранилась. Зато остались картины. Тоже немало.