icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

Ќи пуха, ни пера! ј почему мы так говорим?

  • 3180
  • 4

Ќи пуха, ни пера! ј почему мы так говорим?

ј
јртисты Ц люди суеверные. ќдин из самых суеверных народов Ц италь€нцы. ј уж об италь€нских артистах и говорить не приходитс€! Ќе был исключением и великий италь€нский тенор ћарио дель ћонако. ¬о врем€ гастролей в нашей стране певца очень заинтересовало, что означает фраза, которую говор€т друг другу русские коллеги перед выходом на сцену Ц ЂЌи пуха, ни пераї. ѕришлось ему объ€снить, что это Ђволшебные словаї, предохран€ющие от Ђэттатурыї (некий италь€нский аналог наших Ђпорчи и сглазаї). ƒель ћонако был в восторге от нового Ђрадикального средства защитыї и даже выучил эту фразу на русском €зыке (правда, поначалу у него получалось Ђни пуга, ни пераї Ц но в конце концов он научилс€ выговаривать правильно: оперному певцу не привыкать даже петь на разных €зыках!).

ћежду тем, наши предки очень бы удивились, узнав, что мы обращаем такое пожелание и к артисту перед выходом на сцену, и к студенту, отправл€ющемус€ на экзамен Ц словом, к кому угодноЕ они-то использовали еЄ в определЄнном конкретном случае Ц применительно к охоте (как мы помним, охота Ц нар€ду с собирательством Ц предшествовала земледелию и скотоводству, сопровожда€ человечество с самого начала его существовани€, так что примета эта предстаЄт как Ђсрезї достаточно древнего периода).

ƒревний человек был пр€мо-таки ЂокружЄнї вс€кого рода духами Ц злыми и добрыми (поначалу это были не столько Ђморальныеї, сколько Ђпрактическиеї категории: Ђкак они настроены по отношению ко мне, чего ждать от этих духов мне и моему роду Ц помощи или вреда), причЄм и те, и другие требовали жертвоприношений (примечательно, что с течением времени человечество сохран€ло пам€ть о таких представлени€х: Ђупыри и берегиниї, упом€нутые в Ђѕовести временных летї Ц это именно злые и добрые духи доисторических времЄн).

¬месте с верой в духов рождалась маги€ Ц как представление о возможности вли€ть на мир материальный путЄм неких манипул€ций, отзывающихс€ в потустороннем мире Ц мире духов. » конечно, первой и наиглавнейшей Ђточкой приложени€ї магии стала охота Ц залог выживани€ древнего человека. ќтголоски такой магии сохран€ютс€ и в фольклоре позднейших времЄн Ц например, в сказке о трЄх брать€х, заподозривших, что их мать Ц ведьма. „тобы проверить это, они сказали матери, что идут на рыбалку Ц а сами отправились на охоту. ¬ результате Ц в лесу в их силки стали попадатьс€ не зайцы, а щуки и сомыЕ

— духами можно было поссоритьс€ (нажив себе тем самым изр€дные проблемы), можно было наоборот Ц договоритьс€ или даже обмануть. ѕоследнее было не так уж трудно: достаточно было использовать магическое средство Ц слово (да, древний человек уже прекрасно понимал, что Ђсловом можно убить, словом можно спастиЕї): на слово они Ђпопадутс€ї Ц и уже не обрат€т особого внимани€ на действи€ человека.

“ак, чтобы злые духи не мешали во врем€ охоты Ц надо было их убедить, что человек об охоте и не помышл€ет, что он не собираетс€ добывать и не добудет ни одного звер€, ни одной птицыЕ вот именно это и означает фраза Ђни пуха, ни пераї.

—о временем у человека по€вилось множество других областей де€тельности, потеснивших охоту Ц но один из законов мифологического мышлени€ заключаетс€ в неизменности существовани€ мира и человека: всЄ, что делали наши предки Ц должны делать мы, и неважно Ц понимаем мы смысл этих слов и действий или уже не помним егоЕ

¬от так в арсенале современного человека оказалось Ђзащитное средствої первобытного охотника. —тоит ли им пользоватьс€? »ли мы подобные воззрени€ уже переросли?


deb
јлександр  уц

ƒа еще наши пра пра пра видимо будут употребл€ть эту фразу. +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+