icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Ни пуха, ни пера! А почему мы так говорим?

  • 3569
  • 4

Ни пуха, ни пера! А почему мы так говорим?

А
Артисты – люди суеверные. Один из самых суеверных народов – итальянцы. А уж об итальянских артистах и говорить не приходится! Не был исключением и великий итальянский тенор Марио дель Монако. Во время гастролей в нашей стране певца очень заинтересовало, что означает фраза, которую говорят друг другу русские коллеги перед выходом на сцену – «Ни пуха, ни пера». Пришлось ему объяснить, что это «волшебные слова», предохраняющие от «эттатуры» (некий итальянский аналог наших «порчи и сглаза»). Дель Монако был в восторге от нового «радикального средства защиты» и даже выучил эту фразу на русском языке (правда, поначалу у него получалось «ни пуга, ни пера» – но в конце концов он научился выговаривать правильно: оперному певцу не привыкать даже петь на разных языках!).

Между тем, наши предки очень бы удивились, узнав, что мы обращаем такое пожелание и к артисту перед выходом на сцену, и к студенту, отправляющемуся на экзамен – словом, к кому угодно… они-то использовали её в определённом конкретном случае – применительно к охоте (как мы помним, охота – наряду с собирательством – предшествовала земледелию и скотоводству, сопровождая человечество с самого начала его существования, так что примета эта предстаёт как «срез» достаточно древнего периода).

Древний человек был прямо-таки «окружён» всякого рода духами – злыми и добрыми (поначалу это были не столько «моральные», сколько «практические» категории: «как они настроены по отношению ко мне, чего ждать от этих духов мне и моему роду – помощи или вреда), причём и те, и другие требовали жертвоприношений (примечательно, что с течением времени человечество сохраняло память о таких представлениях: «упыри и берегини», упомянутые в «Повести временных лет» – это именно злые и добрые духи доисторических времён).

Вместе с верой в духов рождалась магия – как представление о возможности влиять на мир материальный путём неких манипуляций, отзывающихся в потустороннем мире – мире духов. И конечно, первой и наиглавнейшей «точкой приложения» магии стала охота – залог выживания древнего человека. Отголоски такой магии сохраняются и в фольклоре позднейших времён – например, в сказке о трёх братьях, заподозривших, что их мать – ведьма. Чтобы проверить это, они сказали матери, что идут на рыбалку – а сами отправились на охоту. В результате – в лесу в их силки стали попадаться не зайцы, а щуки и сомы…

С духами можно было поссориться (нажив себе тем самым изрядные проблемы), можно было наоборот – договориться или даже обмануть. Последнее было не так уж трудно: достаточно было использовать магическое средство – слово (да, древний человек уже прекрасно понимал, что «словом можно убить, словом можно спасти…»): на слово они «попадутся» – и уже не обратят особого внимания на действия человека.

Так, чтобы злые духи не мешали во время охоты – надо было их убедить, что человек об охоте и не помышляет, что он не собирается добывать и не добудет ни одного зверя, ни одной птицы… вот именно это и означает фраза «ни пуха, ни пера».

Со временем у человека появилось множество других областей деятельности, потеснивших охоту – но один из законов мифологического мышления заключается в неизменности существования мира и человека: всё, что делали наши предки – должны делать мы, и неважно – понимаем мы смысл этих слов и действий или уже не помним его…

Вот так в арсенале современного человека оказалось «защитное средство» первобытного охотника. Стоит ли им пользоваться? Или мы подобные воззрения уже переросли?

deb
Александр Куц

Да еще наши пра пра пра видимо будут употреблять эту фразу. +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+