icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

Ќе любите оперу? ј вы умеете ее слушать?

  • 1076
  • 3

Ќе любите оперу? ј вы умеете ее слушать?

Ђ„то такое опера? Ц Ёто когда сидишь в театре, смотришь два часа, потом посмотрел на часы Ц а прошло всего двадцать минутї. Ётот анекдот как нельз€ лучше передает отношение Ђширокой общественностиї к оперному жанру: опера представл€етс€ искусством элитарным, доступным лишь узкому кругу избранных эстетов, а Ђнародным массамї она неинтересна и непон€тна. ¬р€д ли с этим согласились бы италь€нцы былых времен, которые распевали на улицах мелодии из опер ƒж.¬ерди, а некоторые из этих мелодий превращались чуть ли не в революционные песни Ц как, например, ’ор евреев из ЂЌабуккої, но мы ведь не италь€нцы, да и времена не те.

„то тут сказать?  онечно, воспри€тие оперы требует некоторых слуховых навыков Ц но требует их и рок, и джаз, и многие другие области музыки, даже те, которые традиционно причисл€ютс€ к Ђлегкойї музыке. “ак что одно из об€зательных условий дл€ того, чтобы научитьс€ слушать оперу Ц это слушать ее, как ни банально звучит, любой навык приобретаетс€ в ходе практики.

  сожалению, не во вс€ком городе есть оперный театр Ц но это не так страшно, учитыва€ наличие »нтернета. “ам можно найти если не все, то многое, а главное Ц лучшее.  ак это ни парадоксально, впечатление от первого знакомства с оперой иногда портит именно посещение театра. “ак, √алина ¬ишневска€ в своей автобиографии пишет о том, как очаровала ее в детстве опера Ђ≈вгений ќнегинї, услышанна€ на патефонных пластинках Ц и каково было разочарование, когда она увидела эту оперу на сцене: Ђ—тара€, низкоросла€ “ать€на, ќнегин с брюшкомЕ ¬се было фальшью, обманом Ч и они надолго оттолкнули мен€ от оперного театраї.   счастью дл€ будущей певицы Ц и, конечно, дл€ публики Ц √алине ѕавловне удалось это преодолеть, но менее одаренным слушател€м удаетс€ не всегда.

„тобы такого не случилось, ищите лучшие спектакли Ц их вам могут посоветовать знатоки и любители оперы. ’ороши в этом плане экранизации опер, в этой области встречаютс€ истинные шедевры Ц например вердиевские Ђ“равиатаї и Ђќтеллої в постановке ‘.ƒзефирелли, Ђ»олантаї ѕ.».„айковского, поставленна€ ¬.√оррикером, Ђјлекої —.–ахманинова в постановке √.–ошал€, Ђ атерина »змайловаї ƒ.Ўостаковича с √алиной ¬ишневской в главной роли. ќпыт воспри€ти€ фильмов у вас определенно есть, и на него воспри€тие оперы л€жет гораздо легче и естественнее.

ћногих от оперы отвращает невозможность разобрать слова. „то делать, плоха€ дикци€ Ц это сущий бич современных отечественных певцов! “ут можно посоветовать одно: ищите записи старых мастеров Ц еще в середине ’’ века к дикции в отечественном оперном театре относились очень серьезно, в запис€х тех лет вы поймете каждое слово.  роме того, в тех спектакл€х и экранизаци€х вы уж точно не увидите ни ќнегина, целующегос€ с Ћенским, ни √ерцога ћантуанского в образе обезь€ны Ц тогда к авторскому тексту относились с уважением, а изыски некоторых современных Ђкреативныхї режиссеров привод€т в состо€ние шока даже опытных знатоков и ценителей оперы, что же говорить о тех, кто только начинает знакомство с нею.

≈ще одно достоинство записей прошлых лет Ц традици€ исполнени€ зарубежных опер на русском €зыке, начинающему слушателю это будет ценно. Ќо вы, конечно, будете слушать и современных исполнителей, причем не только отечественных Ц так что слушать оперы на €зыке оригинала вас все-таки придетс€. ¬ таких случа€х полезно заранее прочитать краткое содержание оперы в достаточно подробном изложении Ц хорошо, если вам удастс€ скачать телепередачи из цикла ЂЎедевры мирового музыкального театраї, —в€тослав Ѕэлза во вступительном слове пересказывал содержание так увлекательно, что даже тому, кто никогда не слышал об опере, непременно захотелось бы ее посмотреть (остаетс€ только пожалеть, что этого замечательного музыковеда и телеведущего больше нет с нами!). ћожно держать перед глазами перевод полного текста произведени€. ¬се это в наше врем€ нетрудно найти в »нтернете.

», конечно, как во вс€ком деле, начинать нужно с чего-то попроще. Ќапример, оперы –.¬агнера воспринимать довольно сложно Ц к ним лучше подступатьс€ уже с некоторым сформированным слушательским опытом. Ќи в коем случае не пытайтесь слушать Ђѕеллеаса и ћелизандуї  .ƒебюсси Ц этот импрессионистский оперный эксперимент даже некоторые музыканты не выдерживают. ” Ќ.ј.–имского- орсакова Ђ—негурочкаї более проста дл€ воспри€ти€, чем Ђ—казание о невидимом граде  итежеї.

ѕомните, что даже у великих не все произведени€ быди удачными Ц скажем, моцартовское Ђѕохищение из серал€ї определенно нельз€ поставить в один р€д с его Ђƒон-∆уаномї и Ђ¬олшебной флейтойї, и вы наверн€ка будете разочарованы, если знакомство с оперным творчеством ¬.ј.ћоцарта начнете с этого произведени€. — операми ѕ.».„айковского лучше начинать знакомитьс€ с Ђѕиковой дамыї, а не с Ђќрлеанской девыї. ¬ыбирайте произведени€, выдержавшие испытание временем (ведь не случайно они полюбились публике), с большим количеством €рких мелодий, многие из которых вы наверн€ка слышали вне спектаклей Ц Ђ“равиатуї и Ђ–иголеттої ƒж.¬ерди, Ђ—вадьбу ‘игарої ¬.ј.ћоцарта, Ђ арменї ∆.Ѕизе, Ђ н€з€ »гор€ї ј.ѕ.Ѕородина, оперы ћ.».√линки. ѕостепенно вы сможете подступитьс€ и к более широкому кругу произведений.

¬о многих операх мощным организующим началом служит система лейтмотивов или даже более обобщенным тем, из которых Ђвырастаютї все остальные мелодии. Ќаучитесь отслеживать их развитие Ц услышьте, как Ђживетї тема роковой любви  армен от первого выхода героини до трагической разв€зки, как тема трех карт из баллады “омского давит и душит тему любви в Ђѕиковой дамеї Ц и сразу многое станет пон€тным. –азвиватьс€ могут не только законченные темы, но и интонационно-тематические сферы Ц обратите внимание, как от пролога ЂЅориса √одуноваї (ЂЌа кого ты нас покидаешь, отец нашЕї) интонаци€ проходит путь от народного стона через вполне определенное требование (Ђ’леба! ’леба!ї) Ц и наконец приходит к Ђрусскому бунту Ц бессмысленному и беспощадномуї в сцене под  ромами (Ђ–асходилась, разгул€лась сила-удаль молодецка€ї). ј если будете слушать особенно внимательно, заметите, что о бунте под  ромами композитор предупреждал нас еще в сцене в корчме Ц в песне ¬арлаама.

ќсобое внимание обращайте на оркестр Ц он не просто Ђпассивный аккомпаниаторї, немала€ часть музыкального развити€ происходит именно так (обратите внимание, как Ђбушуетї в оркестре тема ревности јмнерис в терцете из первого акта Ђјидыї!).

Ќаучитьс€ воспринимать оперу не так сложно, как может показатьс€. џ конце концов, опера Ц как любое произведение искусства Ц остаетс€ человеческим высказыванием на €зыке страстей Ц единственном €зыке, пон€тном без переводчика.


mas
ћарк Ѕлау

’ороший оперный театр - одно из первых условий дл€ того, чтобы опера понравилась.

pro
“амара ћеркулова

–аньше все оперы в –оссии пели по-русски. “еперь прин€то другое - на €зыке оригинала. » то сказать, "—ивильский цирюльник" на певучем €зыке оригинала только выигрывает.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+