icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
 ультура и искусство

Ќе было бы счасть€? "ѕигмалион" Ѕернарда Ўоу.

  • 1004
  • 17

Ќе было бы счасть€? "ѕигмалион" Ѕернарда Ўоу.

»
»м€ ѕигмалион давно стало нарицательным и св€зано оно не только с мифами ƒревней √реции, но и с одним из величайших романтиков XIX века.

ƒа-да, сначала речь пойдЄт о том самом античном одиноком художнике, который жил на солнечном  ипре, ненавидел и бо€лс€ женщин, а посему жил весьма уединЄнно, полностью отдава€ свои силы нелЄгкому труду по созданию т€жЄлых скульптур из мрамора и другого поделочного камн€.

ѕроказница јфродита, задета€ его равнодушием к женским красотам и отрицанию любви, решила подшутить над бирюком-одиночкой и внушила ему мысль создать самый совершенный женский образ из мраморной глыбы, дабы мог он прославитьс€ своим искусством камнереза на долгие века. ѕигмалион с усердием приступил к выполнению Ђзаказаї.

ƒальше говор€т разное: одни увер€ют, что сама јфродита служила ему моделью, другие Ц что она водила резцом мастера.

Ёто не существенно! —ущественен сам факт: стату€ из молочно-белого мрамора с розовыми и голубыми прожилками, отделанна€ ЂтЄплойї слоновой костью, оказалась так совершенна, что, казалось, изображЄнна€ дева сейчас вздохнЄт полной грудью и откроет свои пленительные глаза. ќна казалась живой, но была холодна и неподвижна, как камень, из которого была сотворена.

—ам мастер не мог оторвать восхищЄнного взора от своего творени€.

Ћукава€ јфродита, продолжа€ воплощать в жизнь план мести женоненавистнику ѕигмалиону, внушила ему безумную страсть к каменному идолу.

ќбезумевший от любви скульптор, засыпал свою мраморную возлюбленную драгоценными подарками, возлагал на еЄ голову и к еЄ ногам венки из цветов и диадемы из самоцветов, одевал в лучшие одежды и осыпал золотыми монетами. ¬сЄ тщетно! Ѕездушна€ красавица и бровью не вела в его сторону! “ак и сто€ла неподвижным изва€нием у него в доме.

ѕигмалион дал ей им€ √алате€, в честь одной из дочерей Ќере€ и ќкеаниды (ƒориды) Ц прекрасной и холодной нереиды, существа из мира ветров и волн.

ј уж как веселились "олимпийцы", наблюда€, как несчастный омывает слезами колени каменного истукана!

Ѕедный ѕигмалион! ≈го разум, и так балансирующий на самом краю, готов был покинуть его душу окончательно, - ѕигмалион был готов расстатьс€ с жизнью, в надежде слитьс€ с любимой за гранью живого мира.   счастью, јфродита воврем€ заметила, что еЄ шутка несколько зат€нулась и грозит превратитьс€ в смертоубийство, а этого допустить было никак нельз€!

» вот, когда ѕигмалион уже готов был исполнить задуманное, €рко вспыхнуло плам€ перед жертвенником јфродиты, и голос из пламени произнЄс: Ђ„то просишь ты, недостойный, от Ѕогини Ћюбви и ¬ойны?! –азве не ты отрекалс€ от сердечных чувств, страшась их, трусливо и злобно отверга€ великий дар, дарующий земную любовь женщин?!ї - Ђќ! Ц простонал ѕигмалион, - если бы мо€ √алате€ могла произнести, хоть слово, хоть пальцем коснутьс€ моей руки, хоть бросила бы на мен€ единственный взгл€д! ќ! я умер бы счастливым!ї - Ђ∆иви! Ц ответила ему божественна€ мстительница строгим голосом, - ∆иви и помни, что отвергать даруемое богами, не позволено никому, приносит ли это счастье или мучени€! ј в пам€ть об этом уроке, € позволю жить той, которую ты полюбил!ї

ќгонь вспыхнул ещЄ раз, опал и угас. √алате€ кротко вздохнула, сделала неуверенный шаг вперЄд и упала на руки дрожащего ѕигмалиона. ќна была живой! —ердце еЄ билось, тело было упругим и тЄплым, а в глазах засветилс€ разум. ќсчастливленный страдалец зарыдал от счасть€!

»менно этот миф натолкнул английского романиста и драматурга ƒжорджа Ѕернарда Ўоу написать в 1912 году пьесу под названием Ђѕигмалионї.

—южет известен каждому, уважающему себ€, человеку.

Ћондонский профессор фонетики √енри ’иггенс заключает пари с полковником ѕикерингом о том, что за полгода отучит цветочницу Ёлизу ƒулиттл разговаривать на €зыке Ђкокниї (низшее наречие), и заставит еЄ изъ€сн€тс€ на столь правильном английском, и привьЄт ей столь изысканные манеры, что Ђвысший светї легко примет еЄ за герцогиню, не распознав в ней за внешней оболочкой простую, нер€шливо одетую девушку, котора€ ещЄ совсем недавно торговала фиалками у собора св. ѕавла недалеко от  овент-√арденского рынка.

“ака€ вот иронична€ иллюзи€, отражающа€ глубочайшие социальные проблемы английского общества в начале XIX века.

Ќадо сказать, что всЄ те же проблемы волнуют общество и по сей день, и географи€ этих проблем склонна только к расширению! “ак что Ђѕигмалионї пользуетс€ острым успехом и попул€рностью и в наши дни, и в нашей стране, как и в сотне других.

„тобы разобратьс€, как подобна€ мысль о написании такой пьесы пришла в голову этому второму по попул€рности в јнглии (после ”ильма Ўекспира) театральному драматургу, надо хоть немного знать основные вехи его жизни. ЌачнЄм банально: дата рождени€, место рождени€, состав семьи.

» так, в июле мес€це, 26-го числа 1856 года, в ƒублине (»рланди€), в семье торговца зерном ƒжорджа Ўоу и певицы Ћюсинды Ўоу к уже имеющимс€ двум девочкам-сЄстрам прибавл€етс€ ещЄ и брат, - будущий великий романист, драматург, общественный де€тель, основатель Ћондонской школы экономики и политических наук, социолог Ц ƒжордж Ѕернард.

“ам же, в ƒублине, подросший мальчик ƒжордж начинает посещать начальную католическую грамматическую школу Wesley College, а в возрасте 11-ти лет юный Ѕернард продолжит своЄ образование в одной из протестантских школ, где зарекомендовал себ€ Ђпоследним или предпоследним ученикомї.

—ам Ўоу считал протестантскую школу Ђсамым вредным этапом своего образовани€ї. ѕозже, критику€ систему образовани€ за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии детей, Ѕернард Ўоу напишет: Ђћне и в голову не приходило говорить правду, да ещЄ и готовить задани€ этому всеобщему врагу Ц учителю!ї ќсобенно острой критики писател€ подвергались физические наказани€ детей, которые были весьма распространены в протестантских школах: ЂЌет худшего сочетани€ дл€ детской психики, чем сочетание учитель Ц палач!ї

«акончив с горем пополам образовательную школу, юный Ўоу в 1871 году устраиваетс€ работать клерком в довольно известное агентство по продаже недвижимости и земельных участков “ун«енда.

 онечно, с его Ђразгромнымї аттестатом его вр€д ли вз€ли бы и пирожками торговать, но помогли св€зи отца и д€ди, который был пусть и мелким, но всЄ-таки государственным служащим. ”ниверситет молодому человеку Ђне грозилї не только из-за аттестата, но и по банальной причине отсутстви€ в семье денег.

¬ об€занности новоиспечЄнного клерка входил сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, где молодой человек имел возможность в полной мере ознакомитьс€ не только с образом жизни выброшенных из Ђсветской тусовкиї людей, но и прекрасно овладеть их манерой поведени€ и речи.

„уть позже он опишет и эти трущобы, и свои впечатлени€ о них в пьесе Ђƒома вдовцаї (Widowers' Houses), начатой им в 1885 году. Ётой пьесой открываетс€ целый цикл подобных произведений, которые обретут общее название Ђѕьесы непри€тныеї.

¬ своих произведени€х Ўоу называет вещи своими именами: чопорную пуританскую мораль Ц снобизмом и лицемерием, придержива€сь канонов натурализма.

¬сего за свою 94-летнюю жизнь ƒжордж Ѕернард Ўоу написал 63 пьесы, а так же несколько романов, критических произведений, эссе и более 250 000 Ђсоциальныхї писем.

Ќо это всЄ будет потом, а сейчас он Ц исполнительный и аккуратный клерк, с прекрасным разборчивым подчерком и довольно приличным окладом за Ђсборы податейї и ведение Ђсборного журналаї.

≈два только клерк Ўоу начинает Ђвставать на ногиї, как судьба преподносит ему сюрприз в виде бегства его матери с давним любовником в Ћондон. ¬месте с нею уезжают и сЄстры Ћюсинда ‘рансес и Ёлинора јгнесс. ќбе сестры прекрасно поют, дл€ них бегство матери Ц шанс выступать на большой сцене, и они принимают его.

ћладший Ўоу остаЄтс€ с отцом, т.к. считает себ€ не вправе бросить этого угрюмого, малоразговорчивого, но очень доброго человека.

„ерез год после поступлени€ в агентство, Ђсобиратель податейї получает повышение в виде должности кассира, «ѕ так же повышаетс€, но почти вс€ уходит на лекарство отцу, - тот болен чахоткой (туберкулЄзом).

Ёту же болезнь увезла с собой в Ћондон одна из сестЄр Ўоу Ц Ёлинор.

¬ 1876 году умирает отец. „ерез год умирает и сестра. Ѕернарда больше ничего не держет в опостылевшем ƒублине, а в Ћондоне в его утешении так нуждаютс€ мать и старша€ сестра! ќн переезжает к ним.

«а четыре года работы в агентстве ƒжордж Ѕернард настолько возненавидел работу по отъЄму денег у малоимущих, что наотрез отказываетс€ продолжить заниматьс€ ею в столице. ¬место этого он решает зан€тьс€ журналистикой и литературой, тем паче, что социальные проблемы интересуют его давно.

ѕод вли€нием собственных мыслей он вступает в Ђ‘абианское обществої, созданное дл€ распространени€ социалистических идей, и посв€щает ему почти 30 лет своей жизни, активно пропагандиру€ идеи социализма в своих лекци€х по социологии.

¬ 1890 году Ѕернард Ўоу читает критическую лекцию, посв€щЄнную творчеству √енрика »бсена под названием Ђ винтэссенци€ ибсенизмуї, котора€ становитс€ манифестом новой драмы. ¬ этом же году Ўоу близко сходитс€ с театральным критиком ”иль€мом јрчером, который вводит его в театральный мир. Ўоу публикуетс€ в еженедельнике Ђ”ордї и Ђѕелл-ћелл газетї, пишет музыкальные рецензии в Ђ—тарї, становитс€ штатным музыкальным критиком в ЂЋондон вЄрлдї, а через 5 лет занимает эту же должность в лондонском журнале Ђ—етердей ревюї.

 арьера идЄт в гору, налаживаетс€ и лична€ жизнь. ¬ Ђ‘абианском обществеї он встречает свою будущую супругу Ўарлотту ѕейн-“аунсхенд, котора€ так же озабочена целью - установить социализм мирными средствами по всей планете, путЄм распространени€ социал-демократических идей. Ѕрак зарегистрирован в мэрии Ћондона в 1898 году. Ќо, надо сказать честно, ƒжордж Ѕернард Ўоу не был верным мужем, что быстро Ђотрезвилої покорЄнную его красноречием Ўарлотту, брак держалс€ лишь на еЄ терпении и умении прощать.

јктивно занимающийс€ политикой, Ѕернард не может отойти в сторону и в годы ѕервой мировой. ќн пишет большой очерк Ђ¬ойна с точки зрени€ здорового толкаї, где гневно критикует слепой патриотизм јнглии и √ермании, призыва€ их немедленно начать переговоры о мире.

„уть раньше выход€т его романы ЂЌеразумный бракї и ЂЋюбовь артистаї, которые, увы, не имеют успеха.

Ќе имели успеха и последующие за романами 9 полнометражных пьес, среди которых Ђ—ердцеедї, Ђѕрофесси€ миссис ”орренї и Ђ андидаї, пока за их постановку не вз€лись ƒжон ¬едренн и ’арли √ренвилл-Ѕаркер, уговорив автора несколько изменить концовки пьес.

» тогда пришЄл успех! «а три года (1904-1907гг.) по его пьесам было поставлено более 700(!) спектаклей, а в 1913 году театр взорвалс€ рукоплескани€ми после постановки его новой пьесы Ђѕигмалионї.

—ейчас уже ни дл€ кого не секрет, что жемчужину *шоувских* пьес могла постигнуть судьба других, невостребованных произведений, не подкорректируй автор окончание действи€. »значально Ёлиза ƒулиттл оставалась один на один со своими новыми безупречными манерами, выброшенна€ на улицу профессором фонетики, как использованна€ игрушка. Ќет, вовсе не потому, что ’иггенс жестокосерден, он Ц продукт того общества, в котором его воспитали. ј вот несчастна€ девушка, с чьей помощью √енри выиграл пари, уже не может вернутьс€ в прежнюю среду, от которой она отказалась, но и остатьс€ в новом дл€ неЄ обществе тоже не может, - оно отторгает еЄ, как недостойного кандидата, не имеющего права на место в св€зи с низостью рождени€.

» только через год, когда Ѕернард заменил-таки финал Ђу разбитого корытаї на Ђсказку о «олушкеї, пьеса смогла покорить сердца тыс€чи тыс€ч зрителей. «адуманна€ изначально, как жестокий сатирический удар по чванливому английскому обществу, пьеса перерождаетс€ в фантастическую историю о гусенице, котора€ под вли€нием молодого человека и любви к нему, раскрываетс€ €рчайшей бабочкой, котора€ смогла покорить чопорного джентльмена из высшего общества и обрести новую, счастливую жизнь вместе с ним.

¬от така€ метаморфоза! ¬от такие шутки богов!

¬ 1925 году, через 12 лет после выхода в свет своего Ђѕигмалионаї, ƒжордж Ѕернард Ўоу получает Ќобелевскую литературную премию Ђ«а творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за точное объединение сатиры с исключительной поэтической красотой.ї

«а что боролись, на то и напоролись, говор€ по-русски. ∆елание Ђосудить и наказать!ї обернулось оваци€ми и Ђорденом подв€зкиї в конечном итоге.

Ўоу бросает борьбу с несправедливостью этого мира, отходит от реализма и использует в своих письменных раздумь€х на политические и экономические темы приЄмы античной комедии. ѕоследние свои произведени€, выдержанные в этом стиле, Ђћиллиарды Ѕайантаї и Ђ¬ымышленные басниї, он написал за несколько недель до своей смерти Ц в 1950 году.

ѕосле смерти своей жены Ѕернард почти не выходит из дома, пишет урывками, предпочита€ проводить больше времени в своЄм саду, в графстве ’артфордшир, где они с женой обосновались под старость лет.

¬ преклонном уже возрасте (94 года!), работа€ в саду, он упал и сломал шейку бедра. ѕотер€в возможность двигатьс€, старик быстро Ђподхватываетї почечную недостаточность и 2 но€бр€ 1950 года английский драматург, идеалист, романист и романтик ирландского происхождени€ умирает в собственном доме.

“ело его было кремировано, согласно его завещанию, а прах разве€н над водами “емзы вместе с прахом его жены.

¬ 1956году американский композитор ‘редерик Ћоу пишет мюзикл Ђћо€ прекрасна€ ледиї по пьесе Ѕернарда Ўоу Ђѕигмалионї с уже исправленным финалом, само собой, и пьеса получает вторую жизнь, разлетевшись по всему миру в виде отдельных песен, танцев и поставленных по мотивам мюзикла фильмов.

ћногие любители искромЄтных, красочных, добрых и весЄлых шоу и им€-то самого Ўоу знают только благодар€ этому произведению. ‘акт!


top
Halida Rojkova

Ѕлест€ща€ работа! Ѕраво, ёл€!+++++++++++++

spe
¬ладислав „ерных

я как-то и не знал, что он так долго прожил, спасибо за интересную статью...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+