icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Праздники

Настоящий языческий праздник видели? Отметим вместе Лугнасад (Ламмас)?

  • 326
  • 8

Настоящий языческий праздник видели? Отметим вместе Лугнасад (Ламмас)?

М
Много веков назад на большей части территории современной Европы жили кельты. Сильные и умелые воины, они были бесстрашны, безжалостны и свирепы, а потому постоянно воевали. Жажда наживы и любопытство толкали их вперед. В итоге кельтам удалось захватить огромные территории. Шло время, кое-где захватчики были уничтожены, в каких-то местах ассимилировались, растворились в местном населении. Считается, что настоящие кельты (без примесей чужих кровей) сегодня живут только в Ирландии и Шотландии. С этим утверждением можно и поспорить, но мы не станем, потому что наша цель – рассказ о кельтском празднике Лугнасад.

Его история такая же древняя, как и сами кельты. У праздника много имен. Его называют Луннаса, Ламмас, Леммас, Лоафмасс и Лугнасад. Хроники утверждают, что кельты испокон века отмечали его 1 августа. Солнце с этого дня начинало светить не так жгуче, как все лето. Красавица Осень напоминала о своем скором приходе на землю. Взяв кисть, раскрашивала в золото и пурпур с десяток листочков на самых верхушках деревьев. Она дарила урожай. В садах созрели плоды, в огородах – овощи, а на полях готов к уборке хлеб - главное богатство. Кельты считали, что первое августа – это порог, на котором стоят две красавицы: уходящее Лето и только что подошедшая Осень.

Лугнасад начинали праздновать ранним утром. Надев праздничные одежды, вся община собиралась у края поля, главы семей с серпами в руках ожидали сигнала старейшины. Первый скошенный сноп поднимали высоко над головой, приветствуя хлеб нового урожая. Жнец три раза обводил первые колосья вокруг головы, благодаря богов за милость. Потом делил сноп пополам, одна часть должна была храниться в доме – привлекать благосостояние. Вторую отдавал женщинам, а сам продолжал жатву. Перед хозяйками стояла сложная задача. Они должны перемолоть зерно, замесить тесто, разделать его и испечь ритуальный хлеб, но при этом ни разу не опустить его на землю. На столе это делать тоже было нельзя, вот и приходилось женщинам созывать всю родню. Ручная мельница для обмолота, миска для замеса, овечья шкура для разделки, в печи не просто дрова, а только определенной породы дерева, да еще и заготовленные ранним утром – вот так и пекся первый хлеб из нового урожая.

Один большой каравай предназначался для торжества. Он был очень красив: на нем из теста делали разные узоры и непременно выкладывали колос. А еще каждый член семьи получал небольшой хлебец, его нужно было съесть горячим. Жнецам, вынув хлеб из печи, бегом доставляли его в поле. Хлеб ели, совершив молитву, суть которой – благодарность богам, просьбы о здоровье и благополучии. Главное – не обидеть богов, ведь только после такой молитвы и пробы ритуального хлеба, испеченного по всем правилам, можно спокойно пользоваться остальными плодами урожая. А вот чужих первым хлебом никогда не угощали. Не от жадности, просто сглаза боялись.

Вечер 1 августа – это большие гуляния, потому хозяйки после дневной ритуальной трапезы снова становились к плите и продолжали готовить разные блюда для вечернего угощения.

Непременно варили кашу, которую культы называли «Семь зерен». Готовится она очень просто: нужно взять по горсти всех злаков, которые вырастила семья. Чаще всего это пшеница, рожь, ячмень и овес. Их нужно предварительно раздробить. Потом берут гречку, горох и бобы, все это отваривают по отдельности на воде. Когда зерна будут почти готовы, их перекладывают в большой котелок, добавляют немного молока, чуть-чуть солят, щедрой рукой кладут в котелок маслица, мака и меда. А теперь главное действие – котелок ставят в печь и томят в нем кашу, как минимум, пять часов.

На праздничном столе обязательно должны быть яблоки, сливы, груши, грибы, ягоды, мед. Особые блюда - булки и пироги. Каждая хозяйка готовила их по особому рецепту, доставшемуся ей от прабабушки. Медовые булки, пудинг с ягодами крыжовника, пирог со сливой, плюшки – все это вечером будет доставлено к общему столу. Детишки особенно радовались пирогу с черникой. Рецепт его не меняется уже много сотен лет. Можно попробовать его испечь. Месим крутое тесто. Его ингредиенты - два стакана муки, два желтка, щепотка соли, две столовые ложки сахара, сто граммов сливочного масла. Если получается очень круто, то добавляем немного ледяной воды. Тесто вымешиваем и даем ему замерзнуть в холодильнике. Это займет не менее часа. Больше можно, меньше нельзя.

Для начинки нам понадобятся три стакана черники, очищенной от косточек, три четверти стакана сахара, щепотка соли, одна столовая ложка сливочного масла. Все аккуратно перемешиваем, добавляем сок одного лимона и две столовые ложки муки. Муку можно заменить таким же количеством крахмала. Тесто делим на две части, раскатываем дно нашего пирога, выкладываем начинку. Нарезаем оставшееся тесто полосками и оформляем верх пирога решеткой и листочками. Берем немного молока (примерно три четверти стакана), сбрызгиваем пирог и отправляем его в духовку. Отпекать будем минут сорок при температуре 180 градусов. Пирог должен получиться красивым – золотисто-коричневым.

Какой же праздник без напитков? Их кельты тоже готовили много, как говорится, на любой вкус. На столы ставили светлое пиво, сидр, молодое яблочное вино, наливочки из ягод. А деток угощали морсом или квасом.

Все яства несли на вершину холма, там воздавали хвалу высшим силам и отдавали им положенную десятину – часть урожая и еды закапывали в землю. Потом славно угощались и веселились от души. Силачи хвастали своей мощью, драчуны могли сразиться в одиночку или стенка на стенку, устраивали скачки и соревнования по бегу. Покупали или сами мастерили кукол – дому и людям нужны обереги. Во время Лугнасада обязательно собирали и отдавали долги. Должники боялись мести злых духов, а потому старались вернуть деньги. Тут крылась одна хитрость: отдал, и тут же можно было заключить новую сделку. Ключевое слово – новая. И боги довольны, и человек с деньгами.

Потом наступал долгожданный момент заключения временных браков. Срок союза – 12 месяцев и один день. Ритуал прост: женщина и мужчина, взявшись за руки, становятся у ритуального камня, просят благословения, и с этого момента они супруги. Год живут вместе, потом если не понравилось, так же просто разводятся. А если приглянулись друг другу, то брак можно продлевать каждый год. Мудры были кельты, знали, как избавляться от надоевших сварливых жен! Они придумали еще один вариант временного брака. Он заключался только на время этой самой августовской ярмарки. Развлеклись и разошлись в разные стороны. И никаких тебе обязательств и алиментов. И слова грязного никто в спину девице с ребенком не бросит - традиция защитит.

Праздник шел не один день. И кельтам было чем занять каждый. Большая ярмарка торговала всем, что удалось вырастить. Тут же стояли товары разных ремесленников. На ярмарке можно было найти нужного работника или предложить свои услуги. Если кто-то нуждался в справедливости, то Лугнасад и тут готов был помочь. На празднике всегда присутствовали законники, частенько приезжал и сам король. Истцов выслушивали и тут же выносили вердикт.

Последний ритуал праздника – каравай Ламмаса. Его, согласно обычаю, пекли из последнего снопа и приносили в жертву. Никто не хотел быть последним жнецом. Легенда объясняет это так: бог зерна пожертвовал собой ради урожая, а люди его убивали. Чтобы бог не смог запомнить убийцу, опускали серпы одновременно. А потом пекли из зерна хлеб, ячмень заквашивали и называли его кровью бога. В шотландских народных песнях этого бога зовут Джон Ячменное зерно. После жертвоприношения Джон больше не обижался на людей, и они могли рассчитывать на хороший урожай будущим летом.

Так проходил Лугнасад сотни лет назад, так его отмечают и сегодня. Вспоминают бога Луга. Многорукий бог покровительствовал крестьянам и ремесленникам, был щедр к труженикам и суров к бездельникам. Луг заслужил свой веселый и шумный праздник.

mas
Марк Блау

Вообще кельтов, насколько я знаю, было не так уж много. Европа была плохо населена и из Центральной Азии сюда пока никакие гунны не собирались.

spe
Владислав Черных

Пшеница, ячмень, рожь, овес, горох, бобы, гречка, масло, мак, мед... кажется, я понял, откуда ноги у ирландского рагу растут! И у современных мультизлаковых батончиков тоже )))

pro
Тамара Меркулова

Халида, занимать большую территорию может и не слишком многочисленный народ. Сибирь, к примеру, заселена очень эпизодически.

pro
Семен Цыгановский

А вот совсем недавно, 1 мая, братский кельтский народ отмечал свой исконный праздник Белтейн, начало лета.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+