icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ѕраздники

Ќасто€щий €зыческий праздник видели? ќтметим вместе Ћугнасад (Ћаммас)?

  • 604
  • 8

Ќасто€щий €зыческий праздник видели? ќтметим вместе Ћугнасад (Ћаммас)?

ћ
ћного веков назад на большей части территории современной ≈вропы жили кельты. —ильные и умелые воины, они были бесстрашны, безжалостны и свирепы, а потому посто€нно воевали. ∆ажда наживы и любопытство толкали их вперед. ¬ итоге кельтам удалось захватить огромные территории. Ўло врем€, кое-где захватчики были уничтожены, в каких-то местах ассимилировались, растворились в местном населении. —читаетс€, что насто€щие кельты (без примесей чужих кровей) сегодн€ живут только в »рландии и Ўотландии. — этим утверждением можно и поспорить, но мы не станем, потому что наша цель Ц рассказ о кельтском празднике Ћугнасад.

≈го истори€ така€ же древн€€, как и сами кельты. ” праздника много имен. ≈го называют Ћуннаса, Ћаммас, Ћеммас, Ћоафмасс и Ћугнасад. ’роники утверждают, что кельты испокон века отмечали его 1 августа. —олнце с этого дн€ начинало светить не так жгуче, как все лето.  расавица ќсень напоминала о своем скором приходе на землю. ¬з€в кисть, раскрашивала в золото и пурпур с дес€ток листочков на самых верхушках деревьев. ќна дарила урожай. ¬ садах созрели плоды, в огородах Ц овощи, а на пол€х готов к уборке хлеб - главное богатство.  ельты считали, что первое августа Ц это порог, на котором сто€т две красавицы: уход€щее Ћето и только что подошедша€ ќсень.

Ћугнасад начинали праздновать ранним утром. Ќадев праздничные одежды, вс€ община собиралась у кра€ пол€, главы семей с серпами в руках ожидали сигнала старейшины. ѕервый скошенный сноп поднимали высоко над головой, приветству€ хлеб нового урожа€. ∆нец три раза обводил первые колось€ вокруг головы, благодар€ богов за милость. ѕотом делил сноп пополам, одна часть должна была хранитьс€ в доме Ц привлекать благососто€ние. ¬торую отдавал женщинам, а сам продолжал жатву. ѕеред хоз€йками сто€ла сложна€ задача. ќни должны перемолоть зерно, замесить тесто, разделать его и испечь ритуальный хлеб, но при этом ни разу не опустить его на землю. Ќа столе это делать тоже было нельз€, вот и приходилось женщинам созывать всю родню. –учна€ мельница дл€ обмолота, миска дл€ замеса, овечь€ шкура дл€ разделки, в печи не просто дрова, а только определенной породы дерева, да еще и заготовленные ранним утром Ц вот так и пекс€ первый хлеб из нового урожа€.

ќдин большой каравай предназначалс€ дл€ торжества. ќн был очень красив: на нем из теста делали разные узоры и непременно выкладывали колос. ј еще каждый член семьи получал небольшой хлебец, его нужно было съесть гор€чим. ∆нецам, вынув хлеб из печи, бегом доставл€ли его в поле. ’леб ели, совершив молитву, суть которой Ц благодарность богам, просьбы о здоровье и благополучии. √лавное Ц не обидеть богов, ведь только после такой молитвы и пробы ритуального хлеба, испеченного по всем правилам, можно спокойно пользоватьс€ остальными плодами урожа€. ј вот чужих первым хлебом никогда не угощали. Ќе от жадности, просто сглаза бо€лись.

¬ечер 1 августа Ц это большие гул€ни€, потому хоз€йки после дневной ритуальной трапезы снова становились к плите и продолжали готовить разные блюда дл€ вечернего угощени€.

Ќепременно варили кашу, которую культы называли Ђ—емь зеренї. √отовитс€ она очень просто: нужно вз€ть по горсти всех злаков, которые вырастила семь€. „аще всего это пшеница, рожь, €чмень и овес. »х нужно предварительно раздробить. ѕотом берут гречку, горох и бобы, все это отваривают по отдельности на воде.  огда зерна будут почти готовы, их перекладывают в большой котелок, добавл€ют немного молока, чуть-чуть сол€т, щедрой рукой кладут в котелок маслица, мака и меда. ј теперь главное действие Ц котелок став€т в печь и том€т в нем кашу, как минимум, п€ть часов.

Ќа праздничном столе об€зательно должны быть €блоки, сливы, груши, грибы, €годы, мед. ќсобые блюда - булки и пироги.  ажда€ хоз€йка готовила их по особому рецепту, доставшемус€ ей от прабабушки. ћедовые булки, пудинг с €годами крыжовника, пирог со сливой, плюшки Ц все это вечером будет доставлено к общему столу. ƒетишки особенно радовались пирогу с черникой. –ецепт его не мен€етс€ уже много сотен лет. ћожно попробовать его испечь. ћесим крутое тесто. ≈го ингредиенты - два стакана муки, два желтка, щепотка соли, две столовые ложки сахара, сто граммов сливочного масла. ≈сли получаетс€ очень круто, то добавл€ем немного лед€ной воды. “есто вымешиваем и даем ему замерзнуть в холодильнике. Ёто займет не менее часа. Ѕольше можно, меньше нельз€.

ƒл€ начинки нам понадоб€тс€ три стакана черники, очищенной от косточек, три четверти стакана сахара, щепотка соли, одна столова€ ложка сливочного масла. ¬се аккуратно перемешиваем, добавл€ем сок одного лимона и две столовые ложки муки. ћуку можно заменить таким же количеством крахмала. “есто делим на две части, раскатываем дно нашего пирога, выкладываем начинку. Ќарезаем оставшеес€ тесто полосками и оформл€ем верх пирога решеткой и листочками. Ѕерем немного молока (примерно три четверти стакана), сбрызгиваем пирог и отправл€ем его в духовку. ќтпекать будем минут сорок при температуре 180 градусов. ѕирог должен получитьс€ красивым Ц золотисто-коричневым.

 акой же праздник без напитков? »х кельты тоже готовили много, как говоритс€, на любой вкус. Ќа столы ставили светлое пиво, сидр, молодое €блочное вино, наливочки из €год. ј деток угощали морсом или квасом.

¬се €ства несли на вершину холма, там воздавали хвалу высшим силам и отдавали им положенную дес€тину Ц часть урожа€ и еды закапывали в землю. ѕотом славно угощались и веселились от души. —илачи хвастали своей мощью, драчуны могли сразитьс€ в одиночку или стенка на стенку, устраивали скачки и соревновани€ по бегу. ѕокупали или сами мастерили кукол Ц дому и люд€м нужны обереги. ¬о врем€ Ћугнасада об€зательно собирали и отдавали долги. ƒолжники бо€лись мести злых духов, а потому старались вернуть деньги. “ут крылась одна хитрость: отдал, и тут же можно было заключить новую сделку.  лючевое слово Ц нова€. » боги довольны, и человек с деньгами.

ѕотом наступал долгожданный момент заключени€ временных браков. —рок союза Ц 12 мес€цев и один день. –итуал прост: женщина и мужчина, вз€вшись за руки, станов€тс€ у ритуального камн€, прос€т благословени€, и с этого момента они супруги. √од живут вместе, потом если не понравилось, так же просто развод€тс€. ј если пригл€нулись друг другу, то брак можно продлевать каждый год. ћудры были кельты, знали, как избавл€тьс€ от надоевших сварливых жен! ќни придумали еще один вариант временного брака. ќн заключалс€ только на врем€ этой самой августовской €рмарки. –азвлеклись и разошлись в разные стороны. » никаких тебе об€зательств и алиментов. » слова гр€зного никто в спину девице с ребенком не бросит - традици€ защитит.

ѕраздник шел не один день. » кельтам было чем зан€ть каждый. Ѕольша€ €рмарка торговала всем, что удалось вырастить. “ут же сто€ли товары разных ремесленников. Ќа €рмарке можно было найти нужного работника или предложить свои услуги. ≈сли кто-то нуждалс€ в справедливости, то Ћугнасад и тут готов был помочь. Ќа празднике всегда присутствовали законники, частенько приезжал и сам король. »стцов выслушивали и тут же выносили вердикт.

ѕоследний ритуал праздника Ц каравай Ћаммаса. ≈го, согласно обычаю, пекли из последнего снопа и приносили в жертву. Ќикто не хотел быть последним жнецом. Ћегенда объ€сн€ет это так: бог зерна пожертвовал собой ради урожа€, а люди его убивали. „тобы бог не смог запомнить убийцу, опускали серпы одновременно. ј потом пекли из зерна хлеб, €чмень заквашивали и называли его кровью бога. ¬ шотландских народных песн€х этого бога зовут ƒжон ячменное зерно. ѕосле жертвоприношени€ ƒжон больше не обижалс€ на людей, и они могли рассчитывать на хороший урожай будущим летом.

“ак проходил Ћугнасад сотни лет назад, так его отмечают и сегодн€. ¬споминают бога Ћуга. ћногорукий бог покровительствовал кресть€нам и ремесленникам, был щедр к труженикам и суров к бездельникам. Ћуг заслужил свой веселый и шумный праздник.


mas
ћарк Ѕлау

¬ообще кельтов, насколько € знаю, было не так уж много. ≈вропа была плохо населена и из ÷ентральной јзии сюда пока никакие гунны не собирались.

spe
¬ладислав „ерных

ѕшеница, €чмень, рожь, овес, горох, бобы, гречка, масло, мак, мед... кажетс€, € пон€л, откуда ноги у ирландского рагу растут! » у современных мультизлаковых батончиков тоже )))

pro
“амара ћеркулова

’алида, занимать большую территорию может и не слишком многочисленный народ. —ибирь, к примеру, заселена очень эпизодически.

pro
—емен ÷ыгановский

ј вот совсем недавно, 1 ма€, братский кельтский народ отмечал свой исконный праздник Ѕелтейн, начало лета.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+