Безусловно, Халида написала хороший материал, «читабельный». Надеюсь, она не в обиде на то, что хочу его просто дополнить, поскольку любой автор не в состоянии в небольшой статье объять необъятное. Как говорится, нужен для этого более весомый формат – диссертация. Возможно, когда-то и возьмусь за нее. А пока предлагаю нечто вроде тезисов.
Итак, тезис первый. Почему спонсорство стало характерной чертой современной политики? Дело в том, что спонсорство на Западе и в России – две большие разницы, как говорят в Одессе. На Западе спонсорство не афишируется. Оно там не для рекламы. Цель спонсорства на Западе - уменьшить налоги, взыскиваемые государством. В России же спонсор – либо очень крутой бизнесмен, либо чиновник высокого ранга. Тот и другой обычно желают стать депутатом и получить неприкосновенность. И это – главная цель, ради достижения которой отдаются немалые суммы. И не молча, как на Западе, а с толковой рекламой в средствах массовой информации.
Что интересно – кандидаты в депутаты обязательно в своих агитках указывают: где, когда, кому и что именно они дали. Более того, прямым текстом пишут о том, что в случае избрания депутатом окажут еще спонсорскую помощь. Хотя это юридически нельзя назвать подкупом избирателей (не указан адресат получения помощи, присутствует всего лишь обещание), тем не менее, хороший плюс в свой актив кандидаты в депутаты получают автоматически.
Получается, спонсорство на территории бывшего СССР очень выгодно, если чуть ли не каждый третий депутат в своей избирательной компании опирается на него. Криминала, повторяю, никакого нет. Тем более, что все можно оформить как наказы со стороны избирателей «пробить», «профинансировать» то-то и то-то в интересах населения. За что тогда в угол ставить?
Тезис второй. Спонсорство – разновидность рекламы в интересах не только какого-то человека (имеющего возможности что-то спонсировать), но и целых предприятий, организаций. По крайней мере, в России очень выгодно «выложить» финансовый минимум на спонсорство, но «раздуть» это дело как грандиозное по масштабам событие. Это надо уметь еще сделать грамотно. Особенность в том, что если у спонсора на банковских счетах не золотые горы, то внимание налоговых и иных органов сразу будет обращено на вопрос: откуда «лишние» деньги у спонсора и не отмывается ли таким образом черный нал? Начнутся проверки. «Трясти» могут очень долго, мешая нормально работать. Но быть спонсором в нашем обществе очень выгодно – практически бесплатная реклама в СМИ, так как грань между заказной оплаченной рекламой и обычной статьей о деятельности предприятия или организации - весьма расплывчатая. Повернуть можно как угодно. Но, повторяю, если все делать с умом, то комар носа не подточит. На что намекаю? На так называемый спонсорский пакет. Он – стандартный. Но его очень важная особенность – можно изменять содержание, если спонсор по каким-то обстоятельным не в состоянии дальше оказывать помощь в полном объеме. Такой пункт изначально вносится в пакет.
Тезис третий. Очень выгодно быть спонсором при минимальной ответственности. Как правило, в спонсорском пакете на некое крупное действие «прописано» следующее: титульный спонсор; генеральный; официальный спонсор; спонсор-участник. Титульные и генеральный спонсор – «двигатели» в проекте. При провале все шишки начнут падать на них. В финансовом же плане официальный спонсор вносит лишь 25 процентов от общего бюджета, а спонсор-участник - всего только 10 процентов. Это черным по белому отражено в проекте. При не ахти какой ответственности получаете хорошо поставленную рекламу в СМИ. И не только в них. Можно на своей продукции указывать, что являетесь спонсором такого-то важного проекта. Не поясняя нигде, какова же ваша роль в нем.
Получается, спонсором быть настолько выгодно, насколько хватит «сообразить», как получить сыр (бесплатную рекламу) из мышеловки и не обратить на себя правового внимания государства, если у вас в чем-то непорядок с финансами. Например, двойная бухгалтерия, зарплата работникам в конвертиках и так далее.