icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Люди, биографии

Можно ли сражаться, рисуя? Василий Перов и его обличающие картины.

  • 1068
  • 14

Можно ли сражаться, рисуя? Василий Перов и его обличающие картины.

Р
Рано или поздно в жизни любого общества наступает момент, когда нужно что-то менять, когда перемены в осмыслении и понимании происходящего вокруг одного человека, становятся выпуклыми и осязаемыми до боли, и этот человек уже не может делать вид, что не замечает происходящего вокруг него, более того, ему становится нестерпимо, когда этих перемен не замечают другие. Или делают вид, что не замечают.

И тогда он начинает обличать лицемерное общество в отсутствии справедливости, добра и понимания. И делает он это любыми доступными ему способами: кто-то берётся за перо, а кто-то за кисть. А, возможно, и то и другое одновременно.

Воистину: «Лишь познавшего страданье, осеняет вдохновенье!»

Он – один из всех, но и он – один против всех.

Эта тяжёлая участь – нести правду, и не все могут вынести это бремя, но он несёт его до конца, потому, что он – не только гражданин, он, прежде всего – Человек!

И он должен попытаться донести остальным своё прозрение так, как умеет это делать он сам: либо словом, либо красками холста.

В русской живописи есть такой Человек – это Василий Григорьевич Перов.

Настоящая фамилия Василия Григорьевича – Васильев, по имени его крёстного отца. Фамилию своего настоящего отца – барона Кринденера, мальчик никогда не носил, т.к. был рождён вне брака 10 июня 1834г. в не большом тогда городке Тобольске.

Известная теперь уже всему миру фамилия Перов «вырастает» из детского прозвища, которым награждает смышленого и трудолюбивого незаконнорожденного байстрюка его учитель по грамматике за умелое владение пером.

В уездной школе Арзамаса юноша получает первые уроки рисования и живописи, чтобы с этим нехитрым багажом знаний поступить в «Училище живописи, ваяния и зодчества» в Москве в 1853г.

В 1856г. он уже заслуживает Малую серебряную медаль за небольшой этюд «Голова дрожащего мальчика».

Через два года – Большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие». 1860г. – Малая золотая медаль за «Сцена на могиле».

И вот награда, которую могли получить немногие –Большая золотая медаль за «Проповедь в селе» (1861г.) и право на оплаченную Академией художеств заграничную поездку «для совершенствования навыков написания картин и портретов».

Молодой талантливый художник едет сначала в Германию, а потом во Францию, оставив на волю российского зрителя и критиков обличительное произведение своей кисти «Чаепитие в Мытищах», законченное им к 1862г.

Во Франции и Германии его привлекают уличные сценки и обычные люди, он с удовольствием пишет «Продавца статуэток», «Шарманщика», и, особо любимого им, «Савояра», о котором говорит, что всё то время, пока он писал этого мальчика, в его голове крутилась песенка из пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлерне» - « И мой сурок со мною».

Может, поэтому, имея полное право оставаться за границей до окончания срока «совершенствования», Перов всё-таки возвращается в 1864г. на родину, т.к. не мыслит своего творчества без «русского духа», и здесь уже создаёт ряд картин: «Монастырская трапеза», «Проводы покойника» и др.

Его полотна буквально выплёскивают на зрителя то болезненно-острую сатиру, то чувство полного, незыблемого горя.

Картина «Проводы покойника» была очень высоко оценена Стасовым Владимиром Васильевичем – русским музыкальным и художественным критиком, историком искусств, архивистом и общественным деятелем того времени.

Но, конечно же, не обошлось и без истерик, типа: «Крики, стоны, страдания – явления, недопустимые для высокой живописи!»

Но именно страдания одних, на фоне сытой чванливости других и стремился показать на своих холстах бывший мальчик из города Тобольска, успевший вдоволь «нахлебаться» от тупости и жестокости лизоблюдов!

Каждая его картина – крик! Крик боли и протеста.

Всмотритесь в его полотно «Тройка».

Сюжет прост. Перед нами обледенелая, бесконечная дорога. Темень. Холод. И из этой холодного мрака тяжко выступают измученные лица подростков, фактически - детей, тянущие на себе в гору огромную бочку с водой.

Они похожи на бурлаков, только маленьких. Так же вздуты от напряжения жилы на бледных лицах, так же красны тонкие, незащищённые от пронизывающего ветра и мороза руки, и невозможно вытянуты от натуги тощие, по-детски щуплые шеи…

Сердце немеет, когда всматриваешься в эти искажённые бесконечной усталостью и привычной терпеливой безнадёжностью лица! Кажется, что если хоть один из них оскользнется, то упадут все трое, чтобы больше уже не встать…

А вот двое маленьких нищих, заснувших в каком-то сарае голова к голове на картине «Спящие дети».

Что ждёт их этим утром, после сна?

Девочка спит раскованно и сладко, облитая золотистым солнечным лучом, в отличие от мрачно свернувшегося клубочком брата.

Возможно, под теплом этого луча, ей снятся ласковые прикосновения матери, почти забытые и возвращающиеся лишь в коротких снах забвения? Кто знает?!

Как бы там ни было, темы для своих полотен Перов не выдумывает, он берёт их из обычной, повседневной жизни, обращаясь к зрителю: «Смотрите! Это всё рядом с вами! Смотрите же!!! Не можете сострадать?! Тогда хотя бы посочувствуйте!!!»

А что вы почувствуете перед картиной «Приезд гувернантки в купеческий дом»?

Вас охватит то чувство унизительного положения юной девушки, которая стоит, низко опустив голову, перед разглядывающим её в упор надменным, не в меру откормленным «работодателем», который словно прикидывает в уме: «А стоило ли платить такую сумму за эту *тёлочку*? Деньги, они, знаете ли, счёт любят!»

И, словно в отдохновении от этих сцен, Перов с особой тщательностью прописывает такие работы, как «Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов» и «Ботаник».

С каким виртуозным юмором описывает художник душевный трепет заядлых любителей разного вида охоты, с азартом и страстью ожидающих свою дичь или хотя бы байки об удачной охоте!

В каждом персонаже – яркий, интересный, присущий только этому персонажу характер, наполненный такими эмоциями, что сразу проникаешься к ним душевной симпатией. Чудо, а не картины!

Но, не стоит забывать, что Перов ещё и великолепный портретист!

Ряд прекрасно исполненных портретов только подтверждает это. Среди них – портреты Бессонова, Писемского, Рубинштейна.

Вот мучительно задумался над чем-то Достоевский, пытливо и проницательно вглядывается в вас Островский…

Не чужда ему и религиозная тема: «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста» и «Распятие». Появились эти картины после смерти его жены в 1869г.

Может, тогда он впервые задумался о невосполнимости от утраты близких?

С 1871г. Василий Григорьевич получает должность профессора-преподавателя в московском «Училище живописи, ваяния и зодчества», откуда он и начинал свой путь живописца.

Через 2 года – ещё одна невосполнимая утрата: один за другим умирают оба сына. Появляются картины «Никита Пустосвят» и «Плач Ярославны».

Профессор всё реже берётся за кисть, всё чаще сидит дома один, глядя перед собой на пустой холст, пишет мало и неохотно.

Злопыхатели всё чаще поговаривают о том, что работы «раннего Перова» были не в пример острее, чем работы Перова-профессора.

Иногда он выходит из своего добровольного затворничества, фонтанирует новыми замыслами и идеями, но, едва взявшись за их исполнение, бросает или передаёт своим ученикам. Болезнь души истачивает его постепенно, изнутри.

В 1874г. к постоянной тоске присоединяется ещё и туберкулёз – чахотка, как говорили в то время. И чахотку в то время излечить не было никаких шансов.

Да и сам Перов, уставший биться с нуждой и несправедливым отношением к своему искусству, не проявляет к лечению никакого интереса.

Ему неоднократно предлагают съездить «на воды», в Италию или Альпы «для улучшения здоровья, со средств Академии».

Он лишь вяло отмахивается от этих предложений.

10 июня, ровно в день своего рождения, переступив порог своего 48-летия, в год 1882, великий художник, Человек и Гражданин Василий Григорьевич Перов (Васильев) умер.

Долгое и мучительное сражение с самой жизнью закончилось. Русский Дон Кихот выронил из своих рук своё копьё-кисть.

Осталась память.

«В Московской школе живописи всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний», - писал в своих воспоминаниях один из его лучших учеников – Михаил Нестеров, - «Перов – это целая эпоха в русской живописи!»

deb
Танюша Гаврилова

Интересная статья! Я, конечно, далека от живописи, но сейчас специально нашла и посмотрела эти картины... Да... есть в них что-то такое, душевное и настоящее.

top
Halida Rojkova

Очень познавательная и душевно написанная статья! Молодец, Юлечка!

pro
Надежда  Маслова

А на шестой картине я "узнаЮ" Семёна. Юлечка, ОТЛИЧНО! Очень трогательно... И много интересных подробностей узнала. ++++++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+