icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
Ћюди, биографии

ћожно ли сражатьс€, рису€? ¬асилий ѕеров и его обличающие картины.

  • 819
  • 14

ћожно ли сражатьс€, рису€? ¬асилий ѕеров и его обличающие картины.

–ано или поздно в жизни любого общества наступает момент, когда нужно что-то мен€ть, когда перемены в осмыслении и понимании происход€щего вокруг одного человека, станов€тс€ выпуклыми и ос€заемыми до боли, и этот человек уже не может делать вид, что не замечает происход€щего вокруг него, более того, ему становитс€ нестерпимо, когда этих перемен не замечают другие. »ли делают вид, что не замечают.

» тогда он начинает обличать лицемерное общество в отсутствии справедливости, добра и понимани€. » делает он это любыми доступными ему способами: кто-то берЄтс€ за перо, а кто-то за кисть. ј, возможно, и то и другое одновременно.

¬оистину: ЂЋишь познавшего страданье, осен€ет вдохновенье!ї

ќн Ц один из всех, но и он Ц один против всех.

Ёта т€жЄла€ участь Ц нести правду, и не все могут вынести это брем€, но он несЄт его до конца, потому, что он Ц не только гражданин, он, прежде всего Ц „еловек!

» он должен попытатьс€ донести остальным своЄ прозрение так, как умеет это делать он сам: либо словом, либо красками холста.

¬ русской живописи есть такой „еловек Ц это ¬асилий √ригорьевич ѕеров.

Ќасто€ща€ фамили€ ¬асили€ √ригорьевича Ц ¬асильев, по имени его крЄстного отца. ‘амилию своего насто€щего отца Ц барона  ринденера, мальчик никогда не носил, т.к. был рождЄн вне брака 10 июн€ 1834г. в не большом тогда городке “обольске.

»звестна€ теперь уже всему миру фамили€ ѕеров Ђвырастаетї из детского прозвища, которым награждает смышленого и трудолюбивого незаконнорожденного байстрюка его учитель по грамматике за умелое владение пером.

¬ уездной школе јрзамаса юноша получает первые уроки рисовани€ и живописи, чтобы с этим нехитрым багажом знаний поступить в Ђ”чилище живописи, ва€ни€ и зодчестваї в ћоскве в 1853г.

¬ 1856г. он уже заслуживает ћалую серебр€ную медаль за небольшой этюд Ђ√олова дрожащего мальчикаї.

„ерез два года Ц Ѕольша€ серебр€на€ медаль за картину Ђѕриезд станового на следствиеї. 1860г. Ц ћала€ золота€ медаль за Ђ—цена на могилеї.

» вот награда, которую могли получить немногие ЦЅольша€ золота€ медаль за Ђѕроповедь в селеї (1861г.) и право на оплаченную јкадемией художеств заграничную поездку Ђдл€ совершенствовани€ навыков написани€ картин и портретовї.

ћолодой талантливый художник едет сначала в √ерманию, а потом во ‘ранцию, оставив на волю российского зрител€ и критиков обличительное произведение своей кисти Ђ„аепитие в ћытищахї, законченное им к 1862г.

¬о ‘ранции и √ермании его привлекают уличные сценки и обычные люди, он с удовольствием пишет Ђѕродавца статуэтокї, ЂЎарманщикаї, и, особо любимого им, Ђ—аво€раї, о котором говорит, что всЄ то врем€, пока он писал этого мальчика, в его голове крутилась песенка из пьесы Ђярмарка в ѕлундерсвейлернеї - Ђ » мой сурок со мноюї.

ћожет, поэтому, име€ полное право оставатьс€ за границей до окончани€ срока Ђсовершенствовани€ї, ѕеров всЄ-таки возвращаетс€ в 1864г. на родину, т.к. не мыслит своего творчества без Ђрусского духаї, и здесь уже создаЄт р€д картин: Ђћонастырска€ трапезаї, Ђѕроводы покойникаї и др.

≈го полотна буквально выплЄскивают на зрител€ то болезненно-острую сатиру, то чувство полного, незыблемого гор€.

 артина Ђѕроводы покойникаї была очень высоко оценена —тасовым ¬ладимиром ¬асильевичем Ц русским музыкальным и художественным критиком, историком искусств, архивистом и общественным де€телем того времени.

Ќо, конечно же, не обошлось и без истерик, типа: Ђ рики, стоны, страдани€ Ц €влени€, недопустимые дл€ высокой живописи!ї

Ќо именно страдани€ одних, на фоне сытой чванливости других и стремилс€ показать на своих холстах бывший мальчик из города “обольска, успевший вдоволь Ђнахлебатьс€ї от тупости и жестокости лизоблюдов!

 ажда€ его картина Ц крик!  рик боли и протеста.

¬смотритесь в его полотно Ђ“ройкаї.

—южет прост. ѕеред нами обледенела€, бесконечна€ дорога. “емень. ’олод. » из этой холодного мрака т€жко выступают измученные лица подростков, фактически - детей, т€нущие на себе в гору огромную бочку с водой.

ќни похожи на бурлаков, только маленьких. “ак же вздуты от напр€жени€ жилы на бледных лицах, так же красны тонкие, незащищЄнные от пронизывающего ветра и мороза руки, и невозможно выт€нуты от натуги тощие, по-детски щуплые шеиЕ

—ердце немеет, когда всматриваешьс€ в эти искажЄнные бесконечной усталостью и привычной терпеливой безнадЄжностью лица!  ажетс€, что если хоть один из них оскользнетс€, то упадут все трое, чтобы больше уже не встатьЕ

ј вот двое маленьких нищих, заснувших в каком-то сарае голова к голове на картине Ђ—п€щие детиї.

„то ждЄт их этим утром, после сна?

ƒевочка спит раскованно и сладко, облита€ золотистым солнечным лучом, в отличие от мрачно свернувшегос€ клубочком брата.

¬озможно, под теплом этого луча, ей сн€тс€ ласковые прикосновени€ матери, почти забытые и возвращающиес€ лишь в коротких снах забвени€?  то знает?!

 ак бы там ни было, темы дл€ своих полотен ѕеров не выдумывает, он берЄт их из обычной, повседневной жизни, обраща€сь к зрителю: Ђ—мотрите! Ёто всЄ р€дом с вами! —мотрите же!!! Ќе можете сострадать?! “огда хот€ бы посочувствуйте!!!ї

ј что вы почувствуете перед картиной Ђѕриезд гувернантки в купеческий домї?

¬ас охватит то чувство унизительного положени€ юной девушки, котора€ стоит, низко опустив голову, перед разгл€дывающим еЄ в упор надменным, не в меру откормленным Ђработодателемї, который словно прикидывает в уме: Ђј стоило ли платить такую сумму за эту *тЄлочку*? ƒеньги, они, знаете ли, счЄт люб€т!ї

», словно в отдохновении от этих сцен, ѕеров с особой тщательностью прописывает такие работы, как Ђѕтицеловї, Ђќхотники на привалеї, Ђ–ыболовї и ЂЅотаникї.

— каким виртуозным юмором описывает художник душевный трепет за€длых любителей разного вида охоты, с азартом и страстью ожидающих свою дичь или хот€ бы байки об удачной охоте!

¬ каждом персонаже Ц €ркий, интересный, присущий только этому персонажу характер, наполненный такими эмоци€ми, что сразу проникаешьс€ к ним душевной симпатией. „удо, а не картины!

Ќо, не стоит забывать, что ѕеров ещЄ и великолепный портретист!

–€д прекрасно исполненных портретов только подтверждает это. —реди них Ц портреты Ѕессонова, ѕисемского, –убинштейна.

¬от мучительно задумалс€ над чем-то ƒостоевский, пытливо и проницательно вгл€дываетс€ в вас ќстровскийЕ

Ќе чужда ему и религиозна€ тема: Ђ’ристос в √ефсиманском садуї, Ђ—н€тие с крестаї и Ђ–асп€тиеї. ѕо€вились эти картины после смерти его жены в 1869г.

ћожет, тогда он впервые задумалс€ о невосполнимости от утраты близких?

— 1871г. ¬асилий √ригорьевич получает должность профессора-преподавател€ в московском Ђ”чилище живописи, ва€ни€ и зодчестваї, откуда он и начинал свой путь живописца.

„ерез 2 года Ц ещЄ одна невосполнима€ утрата: один за другим умирают оба сына. ѕо€вл€ютс€ картины ЂЌикита ѕустосв€тї и Ђѕлач ярославныї.

ѕрофессор всЄ реже берЄтс€ за кисть, всЄ чаще сидит дома один, гл€д€ перед собой на пустой холст, пишет мало и неохотно.

«лопыхатели всЄ чаще поговаривают о том, что работы Ђраннего ѕероваї были не в пример острее, чем работы ѕерова-профессора.

»ногда он выходит из своего добровольного затворничества, фонтанирует новыми замыслами и иде€ми, но, едва вз€вшись за их исполнение, бросает или передаЄт своим ученикам. Ѕолезнь души истачивает его постепенно, изнутри.

¬ 1874г. к посто€нной тоске присоедин€етс€ ещЄ и туберкулЄз Ц чахотка, как говорили в то врем€. » чахотку в то врем€ излечить не было никаких шансов.

ƒа и сам ѕеров, уставший битьс€ с нуждой и несправедливым отношением к своему искусству, не про€вл€ет к лечению никакого интереса.

≈му неоднократно предлагают съездить Ђна водыї, в »талию или јльпы Ђдл€ улучшени€ здоровь€, со средств јкадемииї.

ќн лишь в€ло отмахиваетс€ от этих предложений.

10 июн€, ровно в день своего рождени€, переступив порог своего 48-лети€, в год 1882, великий художник, „еловек и √ражданин ¬асилий √ригорьевич ѕеров (¬асильев) умер.

ƒолгое и мучительное сражение с самой жизнью закончилось. –усский ƒон  ихот выронил из своих рук своЄ копьЄ-кисть.

ќсталась пам€ть.

Ђ¬ ћосковской школе живописи всЄ жило ѕеровым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, де€нийї, - писал в своих воспоминани€х один из его лучших учеников Ц ћихаил Ќестеров, - Ђѕеров Ц это цела€ эпоха в русской живописи!ї


deb
“анюша √аврилова

»нтересна€ стать€! я, конечно, далека от живописи, но сейчас специально нашла и посмотрела эти картины... ƒа... есть в них что-то такое, душевное и насто€щее.

top
Halida Rojkova

ќчень познавательна€ и душевно написанна€ стать€! ћолодец, ёлечка!

pro
Ќадежда  ћаслова

ј на шестой картине € "узнаё" —емЄна. ёлечка, ќ“Ћ»„Ќќ! ќчень трогательно... » много интересных подробностей узнала. ++++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+