После зарождения самосознания неизбежно начинается сопоставление «моего я» с «другими я»: кто я для них, как они меня оценивают», «какое место среди них я занимаю?» Ответ на все эти вопросы закономерно порождает ответ и на другой вопрос – «Как я сам оцениваю себя?» Так рождается одна из личностных характеристик – самооценка, оценка человеком собственной личности, собственных качеств, достоинств и недостатков.
Выделяют три основных варианта самооценки:
- завышенная (я « в моих глазах» определённо лучше, чем моё реальное «я»);
-заниженная (я «в моих глазах» определённо хуже, чем моё реальное «я»);
-адекватная («моя самооценка соответствует реальному положению дел, тому, что я в действительности собой представляю»).
Влияет ли самооценка на личность, на её поведение, жизненный путь, самочувствие? Безусловно! Действие самооценки поистине трудно переоценить. Прежде всего, она «тянет за собой» уровень притязаний – если уж совсем просто, человек с завышенной самооценкой «хочет» больше, чем «может», ставит цели, не соответствующие его способностям – и неудачи не заставят его пересмотреть оценку своих возможностей: «меня не оценили по достоинству», «меня подсиживают» и т.д. и т.п. Человек с завышенной самооценкой, как правило, после неудач не «снижает планку» требований, а наоборот – продолжает повышать её, возникает своего рода «замкнутый круг», из которого не так-то просто выбраться. Нередко это кончается неврозом, вылечить который нелегко: ведь для этого приходится пересматривать отношение к самому себе, а признавать, что ты не так умён, не так талантлив, как ты предполагал – ощущение не из приятных…
Впрочем, ничуть не лучше и противоположная ситуация – заниженная самооценка: такой человек может и не поставить себе целей, соответствующих его возможностям («Всё равно ничего не получится!»), и даже реальные достижение самооценку не повышают («С этим бы кто угодно справился»). Здесь – свой «замкнутый круг»: как повысить самооценку, если достижений, «греющих» её, нет – а откуда возьмутся достижения, если человек, «загнанный в угол» собственной самооценкой, практически не ставит себе целей? Это именно тот вариант, который психологи называют негативным поведением по типу «избегание неудач»: человек настолько боится, что у него ничего не получится, что предпочитает ничего не делать… это можно наблюдать, скажем, на примере ученика, боящегося отвечать у доски – в основе такого страха может лежать именно заниженная самооценка («не смогу ответить хорошо, не получится») – а получаемые из-за этой боязни плохие отметки ещё более снижают самооценку, увеличивают неуверенность в себе…
Как же возникает столь важная личностная характеристика?
Хоть мы и говорим «само-оценка», рождается-то она из оценки нас окружающими – точнее, на пересечении оценки нас окружающими и нашим принятием этих оценок. Первостепенное значение здесь принадлежит оценкам референтных лиц (т.е. тех, чьё мнение значимо для данной личности). В раннем детстве это родители: при воспитании по типу «кумир семьи» скорее всего вырастет человек с завышенной самооценкой, у чрезмерно строгих или отвергающих ребёнка по каким-то причинам – с заниженной. Далее (в младшем школьном возрасте) таковыми становятся учителя. В подростковом возрасте референтными лицами становятся сверстники; что же касается взрослых, то их влияние может даже «разворачиваться на сто восемьдесят градусов»: «то, что родители и учителя оценивают положительно – определённо плохо». Со временем значимым становится мнение коллег, начальства… Именно так –в процессе социализации личности – происходит «знакомство» с присущими данному обществу стереотипами, и – опять же – первостепенное значение имеет то, насколько личность их принимает (так, у одних женщин снижается самооценка от того, что им больше 25 лет – а они ещё не замужем, другие же не воспринимают этот факт как значимый – и он на самооценку не влияет).
Одним словом, факторов много, а результат – это то, с чем мы живём. Американский психолог У.Джеймс представил самооценку в виде дроби: знаменатель – наши притязания, числитель – наши реальные достижения. Мы доволен собой, если результат равен единице или больше единицы, если же он меньше… значит, мы свою самооценку завысили, и тут возможны два варианта: либо «увеличить числитель» (т.е. добиться-таки того, на что мы претендуем), либо «уменьшить знаменатель» (более трезво на себя взглянуть).
А какая самооценка у вас?
Мы предлагаем вам «измерить» её по одной из самых простых методик – интегральной самооценке личности, разработанной отечественными психологами Ю. М. Забродиным и В. В. Новиковым «Кто я есть в этом мире».
Оцениваем себя по по десяти параметрам:
- здоровье;
- ум);
- доброта
- честность;
- общительность;
- принципиальность ;
- искренность ;
- смелость;
- привлекательность ;
- счастье.
Оцениваем по семибалльной шкале – например, по шкале «Здоровье» располагаем так: «самые больные» – один балл, «самые здоровые» – 7 баллов, между 1 и 7 – промежуточные значения, и вы сами решаете, где ваше место на этой «оси координат». Таким образом оцените себя по всем параметрам, а затем суммируйте баллы. Затем возьмите самый высокий балл (по всем шкалам) и самый низкий, вычтите второе значение из первого.
Посмотрим теперь, что получилось.
Если сумма баллов от 10 до 20 баллов – это определённо заниженная самооценка; 21-34 – имеет место тенденция к занижению; 35-45 – ваша самооценка адекватна; 46-59 – это тенденция к завышению, 60-70 – ваша самооценка явно завышена.
Теперь разберёмся со вторым показателем – разницей между самым высоким и самым низким баллами, он говорит о степени сформированности вашей самооценки: 0-2 балла – целостная самооценка, 3-4 – формирующаяся, 5-6 – противоречивая.
Вот, теперь вам известно, в каком «зеркале» вы видите себя – прямом или кривом. Может быть, пора пересмотреть свой собственный «образ»?