icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ћожно ли при помощи теста проверить вашу самооценку?

  • 2800
  • 5

ћожно ли при помощи теста проверить вашу самооценку?

ќ
ќт всех прочих животных „еловека –азумного отличает не только наличие абстрактного мышлени€. ≈сть ещЄ одно важное свойство психики, которого нет больше ни у одного животного Ц самосознание, Ђ€ Ц это €ї.

ѕосле зарождени€ самосознани€ неизбежно начинаетс€ сопоставление Ђмоего €ї с Ђдругими €ї: кто € дл€ них, как они мен€ оцениваютї, Ђкакое место среди них € занимаю?ї ќтвет на все эти вопросы закономерно порождает ответ и на другой вопрос Ц Ђ ак € сам оцениваю себ€?ї “ак рождаетс€ одна из личностных характеристик Ц самооценка, оценка человеком собственной личности, собственных качеств, достоинств и недостатков.

¬ыдел€ют три основных варианта самооценки:

- завышенна€ (€ Ђ в моих глазахї определЄнно лучше, чем моЄ реальное Ђ€ї);

-заниженна€ (€ Ђв моих глазахї определЄнно хуже, чем моЄ реальное Ђ€ї);

-адекватна€ (Ђмо€ самооценка соответствует реальному положению дел, тому, что € в действительности собой представл€юї).

¬ли€ет ли самооценка на личность, на еЄ поведение, жизненный путь, самочувствие? Ѕезусловно! ƒействие самооценки поистине трудно переоценить. ѕрежде всего, она Ђт€нет за собойї уровень прит€заний Ц если уж совсем просто, человек с завышенной самооценкой Ђхочетї больше, чем Ђможетї, ставит цели, не соответствующие его способност€м Ц и неудачи не застав€т его пересмотреть оценку своих возможностей: Ђмен€ не оценили по достоинствуї, Ђмен€ подсиживаютї и т.д. и т.п. „еловек с завышенной самооценкой, как правило, после неудач не Ђснижает планкуї требований, а наоборот Ц продолжает повышать еЄ, возникает своего рода Ђзамкнутый кругї, из которого не так-то просто выбратьс€. Ќередко это кончаетс€ неврозом, вылечить который нелегко: ведь дл€ этого приходитс€ пересматривать отношение к самому себе, а признавать, что ты не так умЄн, не так талантлив, как ты предполагал Ц ощущение не из при€тныхЕ

¬прочем, ничуть не лучше и противоположна€ ситуаци€ Ц заниженна€ самооценка: такой человек может и не поставить себе целей, соответствующих его возможност€м (Ђ¬сЄ равно ничего не получитс€!ї), и даже реальные достижение самооценку не повышают (Ђ— этим бы кто угодно справилс€ї). «десь Ц свой Ђзамкнутый кругї: как повысить самооценку, если достижений, Ђгреющихї еЄ, нет Ц а откуда возьмутс€ достижени€, если человек, Ђзагнанный в уголї собственной самооценкой, практически не ставит себе целей? Ёто именно тот вариант, который психологи называют негативным поведением по типу Ђизбегание неудачї: человек настолько боитс€, что у него ничего не получитс€, что предпочитает ничего не делатьЕ это можно наблюдать, скажем, на примере ученика, бо€щегос€ отвечать у доски Ц в основе такого страха может лежать именно заниженна€ самооценка (Ђне смогу ответить хорошо, не получитс€ї) Ц а получаемые из-за этой бо€зни плохие отметки ещЄ более снижают самооценку, увеличивают неуверенность в себеЕ

 ак же возникает столь важна€ личностна€ характеристика?

’оть мы и говорим Ђсамо-оценкаї, рождаетс€-то она из оценки нас окружающими Ц точнее, на пересечении оценки нас окружающими и нашим прин€тием этих оценок. ѕервостепенное значение здесь принадлежит оценкам референтных лиц (т.е. тех, чьЄ мнение значимо дл€ данной личности). ¬ раннем детстве это родители: при воспитании по типу Ђкумир семьиї скорее всего вырастет человек с завышенной самооценкой, у чрезмерно строгих или отвергающих ребЄнка по каким-то причинам Ц с заниженной. ƒалее (в младшем школьном возрасте) таковыми станов€тс€ учител€. ¬ подростковом возрасте референтными лицами станов€тс€ сверстники; что же касаетс€ взрослых, то их вли€ние может даже Ђразворачиватьс€ на сто восемьдес€т градусовї: Ђто, что родители и учител€ оценивают положительно Ц определЄнно плохої. —о временем значимым становитс€ мнение коллег, начальстваЕ »менно так Цв процессе социализации личности Ц происходит Ђзнакомствої с присущими данному обществу стереотипами, и Ц оп€ть же Ц первостепенное значение имеет то, насколько личность их принимает (так, у одних женщин снижаетс€ самооценка от того, что им больше 25 лет Ц а они ещЄ не замужем, другие же не воспринимают этот факт как значимый Ц и он на самооценку не вли€ет).

ќдним словом, факторов много, а результат Ц это то, с чем мы живЄм. јмериканский психолог ”.ƒжеймс представил самооценку в виде дроби: знаменатель Ц наши прит€зани€, числитель Ц наши реальные достижени€. ћы доволен собой, если результат равен единице или больше единицы, если же он меньшеЕ значит, мы свою самооценку завысили, и тут возможны два варианта: либо Ђувеличить числительї (т.е. добитьс€-таки того, на что мы претендуем), либо Ђуменьшить знаменательї (более трезво на себ€ взгл€нуть).

ј кака€ самооценка у вас?

ћы предлагаем вам Ђизмеритьї еЄ по одной из самых простых методик Ц интегральной самооценке личности, разработанной отечественными психологами ё. ћ. «абродиным и ¬. ¬. Ќовиковым Ђ то € есть в этом миреї.

ќцениваем себ€ по по дес€ти параметрам:

- здоровье;

- ум);

- доброта

- честность;

- общительность;

- принципиальность ;

- искренность ;

- смелость;

- привлекательность ;

- счастье.

ќцениваем по семибалльной шкале Ц например, по шкале Ђ«доровьеї располагаем так: Ђсамые больныеї Ц один балл, Ђсамые здоровыеї Ц 7 баллов, между 1 и 7 Ц промежуточные значени€, и вы сами решаете, где ваше место на этой Ђоси координатї. “аким образом оцените себ€ по всем параметрам, а затем суммируйте баллы. «атем возьмите самый высокий балл (по всем шкалам) и самый низкий, вычтите второе значение из первого.

ѕосмотрим теперь, что получилось.

≈сли сумма баллов от 10 до 20 баллов Ц это определЄнно заниженна€ самооценка; 21-34 Ц имеет место тенденци€ к занижению; 35-45 Ц ваша самооценка адекватна; 46-59 Ц это тенденци€ к завышению, 60-70 Ц ваша самооценка €вно завышена.

“еперь разберЄмс€ со вторым показателем Ц разницей между самым высоким и самым низким баллами, он говорит о степени сформированности вашей самооценки: 0-2 балла Ц целостна€ самооценка, 3-4 Ц формирующа€с€, 5-6 Ц противоречива€.

¬от, теперь вам известно, в каком Ђзеркалеї вы видите себ€ Ц пр€мом или кривом. ћожет быть, пора пересмотреть свой собственный Ђобразї?


spe
Ќадежда «аколюкина

«амечательна€ стать€! ¬сЄ по полочкам и очень доходчиво. ѕравда, в 7-мибальной системе € заблудилась уже на пункте "здоровье")))))))))))))+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+