icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
√алина „еревык
 ультура и искусство

ћихаил ёрьевич Ћермонтов. ¬ чем заключены страдани€ и загадки жизни поэта?

  • 3064
  • 12

ћихаил ёрьевич Ћермонтов. ¬ чем заключены страдани€ и загадки жизни поэта?

»
Ђ»стина так нежна, что чуть только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклонитьс€ от него, и оказываешьс€ в истинеї

Ѕ. ѕаскаль

 оснутьс€ чьей-то биографии всегда непросто. ќсобенно в том случае, когда речь идет о том, кого уже нет. ’от€ бы по той причине, что данный человек не сможет лично подтвердить или опровергнуть, написанное о нем. Ќо можно хот€ бы попробовать пройти по краешку судьбы выдающегос€ поэта ћихаила ёрьевича Ћермонтова.

Ќа чем может основыватьс€ подобна€ попытка? Ќа тех фактах, которые давно всем известны и/или на менее известных фактах, но, тем не менее, таких, которые доступны в »нтернете, книгах и прочих публикаци€х. ’от€ бы по той причине что, по мнению французского литератора  лода-јдриана √ельвеци€, страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.

ћногие поэты обладают даром пророчества. ƒанный дар не обошел стороной и таких известных поэтов XIX века как ј. —. ѕушкин и ћ.ё. Ћермонтов. ѕоследний очень полно выразил свое предчувствие не только о смерти как таковой, но и о том, что уготованна€ ему гибель не принесет с собой душевного успокоени€. ѕотому что прах его не будет предан земле должным образом, то есть в соответствии со всеми канонами и обр€дами, которые могли бы ждать автора, умри он своей смертью..

Ђ ровава€ мен€ могила ждет,

ћогила без молитв и без креста,

Ќа диком берегу ревущих вод

» под туманным небомї

ћало того, что небо действительно было наполнено тучами, так после дуэли природа дала волю своим чувствам и Ђразрыдаласьї сильным ливнем, молнией и громом сотр€са€ землю, словно олицетвор€€ собой трагедию матери, на руках которой умирает родной сын..

ѕоследн€€ дуэль поэта оставл€ет много вопросов, неточностей и загадок. јстролог ѕавел √лоба в своей статье Ђѕрокл€тие Ћермонтоваї, высказывает мнение о том, что ћ. ё. Ћермонтова Ђзаказалї граф ј. ’. Ѕенкендорф, так как тот тайно состо€л в одной из масонских лож, где некоторое врем€ находилс€ и сам поэт. ¬озможно, шеф жандармов побо€лс€ огласки, котора€ могла произойти в той или иной форме из уст знатного шутника ћ. ё. Ћермонтова. ѕоэтому и Ђзаказалї поэта стороннему лицу, стрел€вшему из засады в момент дуэли поэта с Ќиколаем ћартыновым, которого спровоцировали на этот шаг, чтобы затем сделать его главным виновником смерти поэта.

јвтор статьи Ђ то убил Ћермонтова?ї ћихаил Ѕыков, приводит р€д версий о том, кто же мог убить поэта. ¬ своей статье помимо прочего он приводит слова офицера и друга последних мес€цев жизни Ћермонтова, –уфина ƒорохова, который говорит первому биографу Ћермонтова следующие слова: Ђƒуэли не было Ц было убийствої. ¬ свою очередь ћартынов перед смертью, при пока€нии сказал следующие слова: Ђƒа, стрел€л. Ќо не убивал! Ѕыл еще один выстрелї.

ѕо мнению сыщика ј.¬.  арпенко руками спровоцированного ћартынова было произведено убийство поэта, который мешал многим вли€тельным люд€м. » он в свою очередь обращает внимание на несогласованность показаний участников дуэли и на то, что рокова€ пул€ вонзилась в тело ћихаила ёрьевича под нестандартным дл€ дуэли углом.

≈сть источники и авторы, подвергающие сомнению написанное выше. Ќапример, в статье под названием Ђ”бийца Ћермонтоваї при разборе версии о снайпере, который €кобы и убил Ћермонтова, даетс€ объ€снение, исход€ из которого, становитс€ €сно, что пул€ из пистолета ћартынова вполне могла бы совершить такой кульбит и потому выходит, что смертоносна€ пул€ принадлежала именно Ќиколаю ћартынову.

ƒанную версию подтверждает в своей статье Ђƒуэль и смерть Ћермонтова Ц нова€ верси€ гибели поэтаї и ≈лена Ѕрежицка€, ссылающа€с€ на книгу лермонтоведа ¬ладимира «ахарова Ђƒуэль и смерть поручика Ћермонтоваї. ѕо версии которого ћ.ё. Ћермонтов перед роковым выстрелом Ќикола€ ћартынова сказал фразу, котора€ окончательно разозлила Ќикола€, а звучала она так: Ђя в этого дурака стрел€ть не буду!ї. » ћартынов в бешенстве от оскорблени€ поднимает пистолет иЕ Ћермонтов умер мгновенно. ћартынов кинулс€ к нему со словами: Ђћиша, прости мен€!ї. Ќо поэт уже лежал бездыханныйЕ ї

¬. «ахаров призывает взгл€нуть на данную дуэль сквозь призму менталитета людей тех лет и пон€ть, что в то врем€ за свои слова нужно было отвечать ни словом, а делом. » часто таковым делом становились дуэли.

—тоит отметить, что незадолго до страшной смерти, Ћермонтов, как некогда и любимый им ј. —. ѕушкин, обращаетс€ к известной гадалке јлександре ‘илипповне  ирхгоф. ћежду ними произошел следующий разговор:

ЂЧ ∆дет ли мен€ отставка?

Ч ќ, теб€ ждет така€ отставка, после которой ты ничего больше не попросишь.

Ч ”бьют ли мен€ на войне?

Ч Ќет, не бойс€. ќпасайс€ того, кто р€дом. ”бийцей окажетс€ другї.

 то бы ни €вл€лс€ виновником смерти ћ.ё. Ћермонтова, эту страшную тайну он унес с собой в могилу. Ќо то, что смерть поэта не раскрыта окончательно у многих не вызывает сомнений. » сам факт того, что поэт заранее предвидел страшную смерть, €вно указывает на то, что он не мог быть от этого счастлив. —трашно даже представить каково это Ц всем своим существом ощущать скорый конец. Ёто ли не повод дл€ страданий, грусти и печали, коими проникнуто все творчество поэта. ќно и €вл€етс€ внеочередной загадкой ћихаила ёрьевича Ћермонтова. “ак как многие образованные люди, в том числе и лермонтоведы, пытаютс€ на основе творчества поэта выдвигать различные предположени€ (гипотезы) относительно его происхождени€ и рождени€.

ќдной из таковых €вл€етс€ гипотеза филолога и публициста ћарь€м ¬ахидовой.  отора€ изложена автором в статье под названием Ђћ. Ћермонтов-“аймиев или тайна рождени€ поэтаї. ѕомимо статьи есть еще и фильм, состо€щий из п€ти частей, того же автора. —уть гипотезы сводитс€ к тому, что мать ћихаила Ћермонтова зачала его от Ѕейбулата “аймиева Ц известного в „ечне воина, который боролс€ за свободу своего народа. ƒл€ того чтобы скрыть сей факт, мать быстро выдала беременную дочь замуж за ёри€ ѕетровича Ћермонтова. ќбъемна€ стать€, равно как и фильм, составленные на основе наработок автора оставл€ют много вопросов и помимо озвученного выше затрагивают и многие другие факты биографии поэта. ¬ своей работе автор ссылаетс€ и на материалы из статьи писател€ ƒ.—. ћережковского Ђћ. ё. Ћермонтов. ѕоэт сверхчеловечестваї. √де автор высказывает следующую мысль: ЂЋермонтов всегда и со всеми лжетї. Ч Ћжет, чтобы не узнали о нем страшную истину. «вери слышат человечий запах. “ак люди слышат в Ћермонтове запах иной породыЕї

ћистик, критик и поэт ¬л.—. —оловьев в противовес ƒ. ћережковскому отмечает, что ћ.ё. Ћермонтов, безусловно, €вл€лс€ гением. Ќо таким, который был сосредоточен в первую очередь на себе и своем будущем, которое прекрасно предсказывал в своих произведени€х. Ќапример, свою гибель от пули на  авказе он отражает и в стихотворении под названием Ђ—онї. „то он боретс€ со своими демонами через свои стихи о них. » даже такое чувство как любовь Ћермонтову нравилось испытывать и переживать внутри себ€, но он не спешил полноценно делитьс€ им с той, котора€ отвечала ему взаимностью.

ј ћ. ¬ахидова на основе творчества поэта делает следующий вывод о его личной жизни: он не мог официально вступить в брак, так как, исход€ из ее гипотезы, не располагал официальным документом, подтверждающим его двор€нское происхождение. » именно поэтому он к тому же не получил достойного и полного образовани€.

¬ свою очередь ƒ. ћережковский, заступа€сь за поэта, называет самым роковым в судьбе Ћермонтова Ц не полную победу зла над добром, как полагает —оловьев, Ђа бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмыї.

ќн был похож на вечер €сный,

Ќи день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

ћногие авторы отмечают в стихах поэта еще и мусульманские нотки, которые одни св€зывают с тем, что Ћермонтов любил  авказ, долго воевал там, да и просто имел в своем окружении друзей, исповедующих ислам. ƒругие же намекают на то, что поэт так и не определилс€, что ему ближе: христианство или ислам. ¬се тот же ћережковский пр€мо указывает на то, что поэзи€ Ћермонтова Ц бесконечный спор с христианством и в ней совсем нет имени ’риста. ќн считает основой трагедии поэта следующее: он не мог преодолеть христианства, так как Ђне прин€л и не исполнил его до концаї. ƒмитрий ћережковский полгал, что поэт боролс€ с христианством еще и в любви к женскому полу, так как он не мог и не хотел большое свое чувство сковывать рамками церковного брака с помощью обр€да венчани€.

ћ. ¬ахидова же полагает, что Ћермонтов находилс€ на распутье в вопросе выбора вероисповедани€, так как узнал из дневника матери про Ѕ. “аймиева, который был мусульманином и его родным отцом, поэтому Ћермонтова так т€нуло на  авказ, и так т€жело ему было прин€ть и осознать христианство до конца. ¬ своей статье ¬ахидова к тому же приводит еще и следующее высказывание лермонтоведа ћ. —инельникова: Ђ¬ыговарива€ правду пр€мо и до конца, надо признать, что автор самых проникновенных и чистых православных стихов был отчасти мусульманиномї. “ак как поэту свойственен фатализм, нос€щий отчетливый отпечаток его пребывани€ на  авказе.

¬ книге “. “олстой, посв€щенной детству поэта, говоритс€ даже о том, что его молода€ мать пила малыми дозами уксус. ќдни полагают, что так она протестовала против скандалов ее матери с з€тем, а другие вспоминают, что ее отец ћихаил ¬асильевич јрсеньев употребил некоторое количество €да, которое и убило его. ј сделал он это, так как лишилс€ расположени€ любовницы, по причине возвращени€ домой ее мужа. » мол, вполне может быть, что это гены сыграли злую шутку с его дочерью. ј ћ. ¬ахидова полагает, что таким способом она хотела избавитьс€ от ребенка, а следом за ним и себ€ жизни лишить потому, что не видела в ней смысла, так как любила всю свою короткую жизнь Ѕ. “аймиева, а не ёри€ ѕетровича.

Ќа самом деле версий о происхождении Ћермонтова предостаточно. » чем дальше Ц тем больше. ¬сем известную биографию поэта отстаивает и защищает ¬ладимир Ѕондаренко в следующих стать€х: Ђћистификаторыї и Ђ¬се отцы Ћермонтоваї. Ђ..как € уже писал, ссыла€сь на »гор€ Ўайтанова, нельз€ пон€ть творчество ћихаила Ћермонтова, не вписыва€сь в кельтскую мистическую родословную. »ли по пр€мой от великого мистика и поэта “омаса Ћермонта из Ёрсилдауна к русскому великому мистику ћихаилу Ћермонтову, или же рушитс€ вс€ творческа€ эволюци€ї. ѕон€ть где, правда, а где ложь Ц это меньшее, что можно сделать в данной ситуации.  уда важнее поверить в ту истину, которую обнаружишь сам, пройд€ сквозь груды слов, версий и теорий.

Ќе зр€ психологи частенько говор€т, что многие проблемы человека берут свое начало из семьи, зарождаютс€ в ней как в первом источнике познани€ мира маленьким ребенком. ѕервыми спутниками в мир дл€ малыша, безусловно, оказываютс€ родители. ¬ажнейшее значение в его жизни играет в первую очередь мать, так как она изначально больше времени проводит с ним. ѕри этом, безусловно, очень важно, чтобы оба родител€ воздействовали на жизнь ребенка, принимали в ней активное участие. ¬от и еще одна трагеди€ в жизни маленького ћиши: мать рано ушла из жизни, отец встречалс€ с ним редко. ¬ итоге воспитывала его бабушка. ќтсутствие родителей в жизни маленького человечка влечет за собой смещение ориентиров и привычных представлений о семье. Ёто мина замедленного действи€, котора€ может рвануть в любой момент. ј нос€щий ее за пазухой, может не успеть отбросить мину в сторону, что и приведет еще и к трагедии в личной жизни. ѕотому что у него перед глазами не было примера, идущего от собственных родителей, о построении прочных семейных отношений. ¬озможно, и эта трагеди€ сыграла свою роль в неустроенной личной жизни поэта.

¬ завершении статьи хочетс€ обратить внимание читателей на мистический дар ћ.ё. Ћермонтова, который, веро€тнее всего, досталс€ ему от предсказател€ “омаса Ћермонта. ћало того, что Ћермонтов знал, что погибнет от пули, так он еще в юности создал книгу, наполненную собственными предсказани€ми, которые в итоге в точности сбылись. Ёто стало известно из указанной ранее статьи ѕавла √лобы. јвтор пишет в ней и о том, что поэт странным образом повли€л на судьбы своих былых возлюбленных, которые так и не стали счастливыми в любви. јстролог ѕ. √лоба, полагает, что существует даже прокл€тие Ћермонтова, которое Ђзаработалої в полную силу после такой непростой гибели поэта, в которой, по его мнению, была вовлечена элита, приближенна€ к прав€щей верхушке. » по этой причине данное прокл€тие начало оказывать свое воздействие и на страну, в которой его не стало. ѕрокл€тие, как правило, вступает в силу в юбилейные даты со времени убийства или рождени€ Ћермонтова. Ќапример, 1991-м, в год стоп€тидес€тилети€ со дн€ гибели поэта, началась кавказска€ война. ј к двухсотлетию со дн€ рождени€ Ћермонтова в этом, 2014-м году с триумфом дл€ –оссии прошла зимн€€ ќлимпиада. ј случилось это именно на  авказе. Ќо это не повод думать, что можно расслабитьс€. —корее наоборот Ц нужно держать оборону и учитьс€ на ошибках прошлых лет. ¬едь еще ƒ. ћережковский написал о Ћермонтове следующие слова: Ђќн мстит миру за то, что сам не от мира сего; мстит люд€м за то, что сам "не совсем человек"ї. ¬ерить им или нет Ц личное дело каждого.

ƒл€ одних ћ. ё. Ћермонтов Ц добрейшей души человек, с прекрасными, €сными и большими глазами, а дл€ других Ц дь€вол, закованный в человеческой плоти, у которого нет души и надежды на спасение и прощение. ѕожалуй, лишь бабушка поэта знала его лучше и больше прочих. Ќо проблема кроетс€ в том, что он сам знал себ€ недостаточно хорошо. » чем больше пыталс€ себ€ узнать, тем страшнее ему становилось. Ќо так на самом деле можно сказать про каждого из нас. ¬ каждом человеке есть сладка€ прослойка с такой же начинкой, но ведь есть и друга€.

ќдним словом, пока не поверишь Ц не увидишь.. Ќе разгл€дишь хот€ бы крупицу правды там, где она зашифрована и зашлифована, запр€тана под грудой лжи. ”йти от этой неправды помогает нам сам поэт через свои творени€: стихи и прочие произведени€. ќн в них как открыта€ книга дл€ любого своего читател€ и почитател€. “олько каждый из нас читает эту книгу по-разному: одни с начала, другие с конца, а третьи пытают счастье на золотой середине, а значит, и понимают ее по-своему. ѕоэтому Ћермонтов у каждого свой: особенный, неповторимый, разный. Ќо правду знает лишь “ворец и поэт такою смертью надевший на главу свою терновый венец.

’очетс€ также добавить следующее: пусть лучше Ћермонтов так и останетс€ неразгаданной загадкой, потому что это помогает ему оставатьс€ верным себе, своему мистическому творчеству и своим загадочным и неординарным предкам.

mas
ћарк Ѕлау

 лод-јдриан √ельвецкий =  лод јдриан √ельвеций
одной из масонских ложь = одной из масонских лож

spe
√алина „еревык

ћарк, —пасибо ¬ам Ѕольшое!
¬ариант написани€ имени с дефисом € находила в интернете, в том числе и под написанным в статье высказыванием.
Ћож..мн. ч. - исправила. —ѕј—»Ѕќ!

spe
Ћариса ѕопруга

√ал€, дело не только в дефисе, а том что он  лод јдриан √≈Ћ№¬≈÷»…, следовательно, правильно будет "по мнению французского литератора  лода јдриана √≈Ћ№¬≈÷»я", а не √ельвецкого )))

spe
√алина „еревык

Ћариса, н€ € как всегда бегу впереди паровоза.. »справила!
—ѕј—»Ѕќ!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+