Международный день авиадиспетчера празднуется сегодня во всем цивилизованном мире. А начало ему было положено ровно пятьдесят лет назад, когда 20 октября 1961 года в столице королевства Нидерланды Амстердаме состоялось первое учредительное собрание Международной федерации ассоциаций авиационных диспетчеров мира (International Federation of Air Traffic Controllers Associations, IFATCA). Эта знаменательная дата и стала отправной точкой основания нового международного профессионального праздника специалистов, которые наравне с летными экипажами незримо для пассажиров ведут воздушные суда.
Сегодня нам невозможно представить себе небо без самолетов: перелеты из одной точки земного шара в другую стали самым обыденным явлением, привычной реальностью. Ведь это так просто и быстро! Уютно устроившись в кресле воздушного лайнера, мы едва ли сознаем, что за нашей безопасностью в воздухе следят тысячи людей на земле, словно эстафетную палочку передающих друг другу связь, контроль и управление самолетом: от его передвижения по территории аэродрома, отрыва от взлетной полосы, полета и до самой посадки. И подкупающая нас «простота» на самом деле дается специалистам нелегко.
Авиадиспетчеры контролируют весь транспорт в воздухе и в аэропортах: как воздушный, так и наземный. В ежедневной, требующей большого физического и психоэмоционального напряжения работе заняты десятки тысяч людей, каждый из которых руководит одновременно 10–20 воздушными судами. Это специалисты очень высокого класса, отвечающие за безопасность и регулярность полетов, а также порядок движения самолетов и вертолетов. Для успешной работы им требуется огромный комплекс знаний, в который входят воздушная навигация, авиационная метеорология, авиационные правила и инструкции, и, кроме того, им необходимо уметь пользоваться всеми существующими в авиации спецсредствами связи и конечно знать иностранные языки.
Сегодня рабочее место авиадиспетчера — это целая система средств радиосвязи и мониторов, на которых отображается воздушная и метео обстановки, справочная информация и сигнальные табло. Поэтому подготовке авиадиспетчеров уделяется очень много внимания. Будущие специалисты в нашей стране в течение 3-4 лет получают образование в специализированных высших и средних учебных заведениях, а затем каждые два года учатся на курсах повышения квалификации.
Раз в два года авиадиспетчеры, как и пилоты, обязательно проходят медицинскую летную экспертизу, по результатам которой они получают допуск к работе. Считается, что по психоэмоциональной нагрузке одной из наиболее опасных и ответственных профессий является профессия авиадиспетчера, и конечно профессиональный праздник этих замечательных специалистов — это совсем не лишний повод подчеркнуть важность профессии, и возможность поблагодарить тех, от знаний и опыта которых зависит наша жизнь.