Мне вспоминается сцена из одной латиноамериканской «мыльной оперы», ставшей в 90-е гг. истинным «идолом» для наших соотечественников: героиня просыпается в доме богатой маменьки, с которой счастливо воссоединилась накануне, и торопится на работу, на что маменька заявляет: «Тебе больше не надо работать!» И героиня с готовностью с этим соглашается – не вспоминая ни о начальнике, которому она даже не удосужилась положить на стол заявление об уходе, ни о коллегах, которым помимо своих обязанностей придётся сейчас выполнять чужие, ни о клиентах, которые вовремя не получат свои заказы… это всё – мусор, который надо выбросить: и работа, и люди, с которыми она тебя связывала!
И современный человек всё человек всё чаще мыслит именно в этом русле, ставя вопрос: «Почему я должен работать? Кто это за меня решил? Я же свободная личность – и общество ничего не может решать за меня!». Между тем, люди, рассуждающие подобным образом, почему-то не спешат стать «свободными от общества», переселившись в тайгу или на необитаемый остров – ведь там-то уж точно не получится отказаться от работы (с голоду умрёшь!), разница только в том, что будешь работать исключительно на себя – но всё равно ведь будешь…
Рассуждать о «свободе личности» гораздо удобнее, когда кто-то выращивает овощи и фрукты, разводит коров и кур – чтобы ты мог есть, прядёт, ткёт и шьёт – чтобы ты мог одеваться, и даже твой компьютер кто-то сделал, и программы, которые на нём установлены, кто-то написал… И ещё лучше, когда кто-то за всё это платит. Кто? Это уж как повезёт: родители, муж(жена), сожитель(сожительница)… Почему я считаю такую ситуацию нормальной? Да потому, что свободная личность, имеющая право выбора – работать или не работать – это я и только я, а всё остальное человечество – это «унтерменши», которые обязаны меня обслуживать…
Стоп! А если бы все эти люди начали мыслить в том же русле? Вот об этом человек, рассуждающий подобным образом, как правило, не задумывается – то, что он ничем не отличается от других людей, для него неочевидно…
Разумеется, работа не всегда предполагает официальное трудоустройство. Так, никому не придёт в голову назвать бездельницей домохозяйку, фактически сочетающую работу повара, уборщицы, прачки, завхоза и воспитательницы (она обслуживает только несколько человек – но ведь обслуживает же!). Ситуация начинает вызывать, мягко говоря, некоторые вопросы лишь тогда, когда дела по дому перекладываются на домработницу, а воспитание детей – на гувернантку (тем более – если такое положение вещей сочетается с добровольным отсутствием детей). Как правило, функции такой женщины сводятся к одному: «постельное» обслуживание того, кто за всё это платит (ну что ж, работа проститутки – тоже работа, насколько она достойна уважения – другой вопрос).
Не всегда человек, находящийся на содержании более состоятельного родственника (супруга, родителя) – бездельник. Так, в подобном положении оказываются учителя, медики, работники культуры, научные сотрудники и многие другие, кого называют «бюджетниками» – необходимость их труда ясна всем, если эти люди дружно ринутся зарабатывать деньги – мы останемся без медицинской помощи, наши дети – без образования, и все мы – без удовлетворения духовных потребностей (да и на промышленности можно будет ставить крест – науки не будет). Так что если вам приходится содержать бюджетника – не ворчите по поводу «взрослого мужика» («взрослой бабы»), который(ая) «висит на шее» – считайте, что государство возложило на вас выполнение важной функции, которую оно само выполнять то ли не может, то ли не хочет…
Так как же мы всё-таки ответим на вопрос, поставленный в заголовке? Да очень просто: «Потому, что ни один человек не может обойтись без труда других людей – и эти люди имеют полное право потребовать, чтобы и он тоже предоставил им плоды своего труда».