icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Максим Багдарин
Люди, биографии

Максим Богданович. Кто такой Максим Богданович?

  • 8781
  • 11

Максим Богданович. Кто такой Максим Богданович?

М
Максим Богданович – выдающийся классик белорусской литературы, один из творцов белорусской литературы и современного белорусского литературного языка, поэт, прозаик, литературовед, публицист и переводчик.

Родился Максим 9 декабря 1891 года (по новому стилю) в Минске в семье учителей. Отец – Адам Егорович Богданович (1862-1940) происходил из семьи безземельного крестьянина, бывшего крепостного. Окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал преподавателем и руководителем Минского городского начального училища, землеустроителем и оценщиком в Крестьянском земельном банке в Гродно, Нижнем Новгороде, Ярославле. Он известен как учёный-фольклорист, этнограф, историк. Был близким другом Максима Горького. Мать – Мария Афанасьевна Мякоты (1869-1896) – окончила учительские курсы в Петербурге, занималась педагогической практикой. В браке у Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо детей (сыновья Вадим, Максим, Лев, дочь Нина).

В 1892 году почти сразу после рождения Максима, семья переехала Гродно, а в 1896 году, после смерти от туберкулёза Марии Афанасьевны, Богдановичи сменили место жительства на Нижний Новгород. Через несколько лет Адам Егорович женился на Александре Павловне Волжиной (родной сестре жены Максима Горького), однако она умерла при родах, а их маленький сын рос в семье Максима Горького (в двухгодовалом возрасте мальчик сильно заболел и умер). Поздней А.Я. Богданович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены – Александрой Афанасьевной Мякотой, и у них родилось пятеро сыновей (Павел, Николай, Алексей, Вячеслав и Роман).

С 1902 по 1907 год Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Подросток находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановича собиралась народовольческая интеллигенция. Максим часто бывал на различных митингах и манифестациях, в результате чего получил в аттестате отметку “неблагонадёжного ученика” . В то время он изучает белорусский язык и литературу и знакомиться с материалами белорусскоязычных газет “Наша ніва” и “Наша доля”, которые оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности, Максим Богданович отдавал предпочтение белорусскому языку. Это в особенности относится к его художественному творчеству.

1907 год принято считать началом литературно-художественной деятельности Максима Богдановича. Его первым, без сомнения, значительным художественным произведением была белорусскоязычная прозаическая повесть “Музыка”, которое сразу напечатала “Наша ніва”. В повести рассказывается легенда про Музыку, который “много ходил по земле и всё играл на скрипке”. Необычайными были и его скрипка, и музыка. Когда скрипка словно плакала в руках Музыки, то каждый плакал о своей доли, когда грозно гудели струны, люди подымали опущенные головы и гневом велики сверкали их глаза. За его музыкальное творчество “злые и сильные люди” заключили Музыку в тюрьму, где он и загинул. В этом произведении молодой автор в аллегоричной форме поведал о многострадальной судьбе Белоруссии на протяжении веков и высказал надежду на грядущие в скором времени перемены к лучшему.

С 1908 года Богдановичи жили в Ярославле, тут он продолжает свою учёбу в гимназии. В этот период юноша столкнулся тяжёлыми испытаниями. В 1908 году от туберкулёза умер старший брат Максима – Вадим, и сам он весной 1909 года заболел туберкулёзом. Отец отвёз Максима в Крым на лечение, что благоприятно повлияло на его состояние здоровья.

В 1908 году Максим Богданович написал первые лирические стихотворения "Над магілай", "Прыйдзе вясна", "На чужыне", которые были напечатаны на страницах газеты “Наша ніва”. А начиная с 1909 года его проізведенія уже не сходят со страниц этой газеты. Среди прочих был и стих “Краю мой родны! Як выкляты богам... ", в которо отчётливо прозвучала тема социального гнёта и национального возрождения белорусов. Максим Богданович заявил о себе как о певце беды родного края, вместе со святой верой в его счастливое будущее. Это произведение, по некоторым оценкам, прставило его в один ряд с такими выдающимися классиками белорусской литературы как Якуб Колас и Янка Купала.

После окончания учёбы, в 1911 году, Максим Богданович имел намерение поступить в Петербургский университет, но по причине его слабого здоровья и сырого петербургского климата его желанию не суждено было сбыться. В том же году он призжает Белоруссию, где посещает город Вильно, где знакомится с известными деятелями белорусского народно-освободительного союза братьями И. и А. Луцкевичами и белорусским писателем, литературоведом, историком, филологом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Богданович поактически все лето прожил на усадьбе Ракутевщина близ Молодечно. До этого времени Максим имел только книжное представление о жизни своей Родины, но здесь, уже в двадцатилетнем возрасте, он смог вблизи увидеть жизнь и быт белорусов, белорусскую природу. По возвращении из Белоруссии в Ярославль, он поступает в Демидовский юридический лицей. При этом Максим настойчиво занимался самообразованием. Уже к тому времени его знания в области истории, литературы, культуры народов славянского мира имели энциклопедический характер. Он также много внимания уделял иностранным языкам: изучал греческий, латинский, итальянский, польский, французский и немецкий.

В тот период были созданы стихи, которые потом составили циклы "Старая Беларусь", "Места", "Згукі Бацькаўшчыны", "Старая спадчына". Главным содержанием большинства произведений была борьба за гуманистические идеалы, и на первый план выдвигалась тема тяжёлой жизни белорусского народа, громко звучали идеи народно-освободительной борьбы против царской империи.

В 1909-1913 гг. Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд перевел на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена. Кроме этого, в тот период Максим Богданович занимался разработкой концепции развития белорусского литературы от древности и до начала 20-го века. Это нашло отражение в статье по истории белорусской письменности "Глыбы і слаі" (напечатано в "Нашай ніве"), а также в работах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця", "За сто лет. Нарыс гісторыі беларускай пісьменнасці" и "Новый период в истории белорусской литературы".

У 1912 году газета "Наша ніва" опубликовала ряд стихотворений поэта, посвященных истории Беларуси. А в Вильно, в типографии Мартина Кухты, издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича "Вянок".

Среди значимых событий личной жизни Максима Богдановича с 1914 и почти до конце 1916 года были поездка в Крым для повторного курса лечения и новая любовь, которая принесла ему много переживаний. Надо также отметить и профессиональное признание коллегами молодого литератора: Максим Богданович был принят в члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы”

Осенью 1916 года, окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал жить в Минск. Здесь он работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодежи. В то время Максим Богданович написал такие известные произведения, как "Страцім-лебедзь" и "Пагоня". "Страцім-лебедзь"- это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой только один Страцім-лебедзь отказался от Ноева ковчега, и сам вступил в единоборство со стихией потопа, но трагически погиб, потому что не в силе оказался удержать птицы, которые засели его, спасаясь от потопа. Хотя сам Потеряем-лебедь погибал, но давал жизнь другим птицу. В мифе осуждалось непокорностью, Богданович ее прославлял. В стихотворении «Пагоня» автор обращается к героических страниц белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Это произведение многими воспринимался как гимн белорусов.

У Максима Богдановича было много творческих планов, он хотел издать ряд поэтических сборников ("Маладзік", "Пярсцёнак", "Шыпшына", "Полынь-трава"). Но воплотить эти намерения в жизнь он не смог. В конце февраля 1917 г. из-за обострения болезни покинул Минск и снова направился в Крым. Однако лечение не помогло, и 25 мая 1917 года в двадцатипятилетнюю возрасте Максим Богданович умер. Похоронили его на городском кладбище в Ялте.

Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческом отношении жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имени Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусском и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - очень значимая часть духовного наледия и культуры белорусского народа. По мнению белорусского литературоведа, поэта А. Лойко: "Максим Богданович как творец, мыслитель, историк ... уникальная, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох.”

Одним из первых поэт обогащает национальную литературу новыми для нее стихотворными формами и тематическими направлениями, переводов на белорусский язык произведения классиков мировой литературы. Рассказы Максима Богдановича, как утверждает литературовед Т. Короткая, "лежат у истоков национальной прозы, а его критические исследования во многом предопределили развитие литературной критики, стали фундаментальной основой в изучении истории литературы".

Максим Богданович был в числе тех пионеров белорусского национального возрождения, кто попытался показать на место и роль белорусского народа в истории и времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусского нации.

Как считает А. Лойко: "Все Ярче видится фигура Богдановича в контексте мировой литературы". По мнению переводчика произведений поэта на английский язык В. Рич из Великобритании, Максим Богданович "входит в пантеон великих поэтов мира, как равный среди равных".

Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Собрание сочинений поэта в двух томах выходил в Минске в 1927-1928 годах и в 1968 году. Полное собрание сочинений в трех томах изданы в Минске в 1992-1995 годы. Кроме того, в 1981 году в Минске вышло факсимильное издание сборника "Венок".

Память Максима Богдановича увековечено в названии крупной улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах. Его имя присвоено школам и библиотекам во многих городах Беларуси.

О жизни и творчестве Максима Богдановича сняты три кинофильмы и один видеофильм. Его судьбе посвящен поп-опера Игоря Поливода (либретто составлено Леонидом Прончака) "Максим" и оперетта Юрия Семеняко на либретто Александра Бачило "Зорка Венера".

На стихи Максима Богдановича записывались музыкальные произведения. Некоторые из них стали народными песнями("Лявоніха", "Зорка Венера", "Слуцкія ткачыхі").

Знаменитый вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" не раз обращался к творчеству поэта. Отдельно следует отметить программу "Вянок", полностью составленную из песен на стихи Максима Богдановича, музыку к ней написали Владимир Мулявин и Игорь Лученок.

Произведения белорусского поэта были переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский), публиковались в Великобритании, Германии, Польши, России, Франции, Югославии и других странах. Еще в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

100-летие со дня рождения классика белорусского литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991 год.

deb
Olek Lewandowsky

Спасибо, статья отличная+! Как-то пришлось побывать у его памятника в Ялте, вместе с белорусской общиной Севастополя - это поэт, которого необходимо знать и изучать в школе, действительно выдающийся и потрясающий!

spe
Надежда Заколюкина

Вот это труд! Замечательно! Правда, ошибки в тексте есть. Но читается всё равно легко+++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+