icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Лучшая в мире балерина – Галина Уланова?

  • 1338
  • 5

Лучшая в мире балерина – Галина Уланова?

В
В свое время была известна издевательская песенка Ю.Визбора, в которой перечислялось все, чем мог гордиться Советский Союз:

Зато мы делаем ракеты,

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди планеты всей.

Надо сказать, что первенство в области балета не было заслугой советского строя. Роскошный императорский балет достался большевикам нечаянным подарком и, к счастью, не был разрушен и выброшен на «свалку истории». К счастью не столько для страны, а для всех этих нежных и, в общем-то, слабых людей, артистов балета. Спасибо наркому просвещения Луначарскому, их обеспечили неплохим пайком и разрешили заниматься любимым делом. Чуть попозже в Большой и в Мариинский театры начали привозить иностранцев. А еще позже козлы из ЦК и Совнаркома стали перебирать юных балерин в качестве любовниц. Любимец народа, пламенный революционер, товарищ Киров Сергей Миронович, этим тоже баловался. За что Мариинскому театру присвоили его славное имя.

На самом деле вырастить труппу балетных артистов мирового класса – дело не простое, сродни выращиванию английского газона, который подстригают сто лет. Российский императорский дом тоже более ста лет кормил и воспитывал актеров балета, пока они не достигли в своем искусстве высочайшего уровня. Точно так же в Вене за те же сто лет появился лучший в мире оперный театр. Нет, итальянцы, конечно, природные певцы, но всемирно известными они стали благодаря придворному Венскому оперному театру.

Впрочем, вернемся на невские берега. И вспомним Галину Сергеевну Уланову (1910 —1998), которую можно назвать первой прославившейся на весь мир советской балериной. Советской не по идеологии, а просто по месту жительства. Ибо черт догадал Галину Уланову родиться с душою и с талантом в России, которой довольно скоро после ее рождения пришлось испытать превращение и стать Советским Союзом.

А родилась она в Петербурге в семье артистов балета прославленного Мариинского театра. Ее отец, Сергей Николаевич Уланов, сначала был танцором, а потом стал помощником режиссера. Мать, Мария Федоровна Романова, тоже была солисткой балета в течение двадцати лет. После революции родителям приходилось зарабатывать тем, что они танцевали перед сеансами на сцене в фойе кинотеатра. Поскольку маленькую Галю оставить было не с кем, ее брали с собой. Петроград – город большой, из одного конца в другой приходилось идти долго, с девочкой на руках. И к тому же, как известно, Петроград – город холодный…

Мария Федоровна преподавала в знаменитом хореографическом училище. Туда же в 1919 году приняли Галю. Но мама никак не выделяла дочь в классе и на занятиях.

Балет – дело тяжелое, и сначала Галя не хотела учиться, плакала. К тому же приходилось расстаться с домом. Девочка жила в интернате при школе. Это тоже было дополнительным испытанием. Но, как сказала Галина Уланова позже, жизнь балерины состоит поровну всего из двух слов: «должна» и «нельзя». Они ломают себя всю жизнь, начиная с раннего детства и, собственно говоря, несчастны.

В выпускных классах девочкам преподавала знаменитая Агриппина Яковлевна Ваганова. Лучшей учительницы будущим Сильфидам и Одеттам представить было нельзя. Кстати, на выпускном спектакле в мае 1928 года Галя Уланова станцевала в балете «Шопениана» именно Сильфиду. А в пятьдесят лет в прощальном спектакле в Большом театре она вышла на сцену в той же роли, в роли прелестной феи воздуха.

Спектаклем, после которого о Галине Улановой заговорили, стал балет «Бахчисарайский фонтан» (1934). Спектакль оказался значительным событием в театральной жизни Ленинграда. В следующем году его повезли в столицу. В Москве Уланову в роли Дианы в балете «Эсмеральда» увидел Сталин. Увидел, одобрил и дал оценку: «Уланова – это классика». Так что всем прочим критикам оставалось поддержать это руководящее мнение.

Потом была Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева (1940), ставшая своеобразной театральной легендой. В одном спектакле сошлось все: знаменитая история, прекрасная музыка, два вдохновенных, молодых, любящих друг друга танцовщика, Уланова и Константин Сергеев.

Во время войны Галина Уланова жила в Алма-Ате и танцевала в Казахском театре оперы и балета. В 1944 году артистке настоятельно предложили возвращаться из эвакуации не в Ленинград, а в Москву. Уланова вспоминала, что это был почти приказ. Решение о переводе балерины в труппу Большого театра принимали на Политбюро. Из Галины Сергеевны решили сделать образцово-показательную советскую балерину. Сформировали, так сказать, звезду. Награды и звания актрисе текли бурным потоком. Ни один праздничный концерт или спектакль не обходился без участия Улановой. Впрочем, она, насколько это было возможно, политики сторонилась. И ей это было позволено.

Впервые Галина Уланова попала за границу в июле 1945 года, она выступала в Вене. А в 1956 году прошли первые гастроли Большого театра в Лондоне. Галина Уланова танцевала Джульетту и Жизель. Ее выступление было триумфальным. Газеты писали, что равной Улановой балерины здесь не видели со времени выступлений знаменитой Анны Павловой.

Артисты балета выходят на пенсию рано. Галина Уланова перестала выходить на сцену в 1962 году. С 1960 года она перешла на преподавательскую работу. Была балетмейстером-репетитором в Большом театре. Здесь она воспитала целое поколение знаменитых танцоров. Она признавалась, что ее ученики, «осыпанные» самыми высокими званиями, для нее – прекрасная замена дачи и автомобиля, которых у нее никогда не было. И своих учеников она ценила гораздо выше всех своих наград и званий.

В последние годы своей жизни, однако, Галина Сергеевна заметила, что поколение танцовщиков, следующее за поколением ее учеников, просто перестало ее узнавать. Живую легенду балета, легенду Большого театра, уже не приветствовали в родных коридорах. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними...

Для многих из тех, кто интересуется «звездной жизнью», самое интересное в жизни знаменитостей – мужья и партнеры.

Уланова официально была замужем только однажды, за Юрием Завадским. Прочие свои связи с мужчинами она официально не оформляла. Все мужчины, которых она избирала, были гораздо старше ее. Ей нравилось не опекать, а быть опекаемой.

Детей же у артистки никогда не было. По словам Галины Сергеевны, родить ребенка ей не позволили родители. Мать однажды сказала ей, что балерина иметь детей не должна. Иначе – прости-прощай сценическая жизнь. Иногда, вероятно, не стоит быть слишком послушным ребенком. Просто подумать, что придерживайся этой основательной теории ее родители, Галина Уланова и на свет бы не должна была появиться.

В 1951 году Уланова переселилась на Котельническую набережную, в одну из самых помпезных (и следует сказать, одну из самых красивых) «сталинских» высотных зданий. Сейчас здесь находится музей Галины Улановой, попасть в который могут и москвичи, и гости столицы. Вот только надо связаться с музеем и заказать дату посещения заранее. Музей достоин посещения не только любителей балета. Для многих это – идеальная возможность посмотреть «изнутри» в каких условиях жила элита советской культуры сталинской эпохи.

Как уже было сказано, балеринам завидовать не стоит. Жизнь у них тяжелая и не слишком счастливая. Даже в шикарном доме, под высоко возносящейся башней со шпилем, украшенным позолоченной звездой. Но судьба выделила для Галины Улановой несколько самых счастливых лет именно в этом доме. Эти годы были связаны с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой. Женщина пробивная, с сильным, мужским характером, она была единственной из журналистов, которая в начале 1970-х годов смогла «прорваться» к Галине Улановой, чтобы взять у нее интервью. В то время (да и раньше тоже) Галина Уланова избегала публичности. Была она нелюдимая и скрытная, душу открывала лишь немногим. Скорее всего, понимала свою судьбу: крепостная актриса в фаворе у барина. Птичка в золотой клетке... Таких птичек в доме на Котельнической набережной набрался целый курятник.

Но столкновение с Татьяной Агафоновой изменило жизнь стареющей балерины. И жизнь Татьяны Агафоновой тоже. Так от столкновения двух атомов начинается термоядерная реакция.

Для Татьяны Агафоновой Уланова была богиней, не иначе. И вдруг оказалось, что богине нужно внимание, нужна забота и ласка. И любовь. Все это женщина, которая была лет на пятнадцать старше Галины Улановой, смогла ей дать в самом горячем и неподдельном состоянии.

Присутствие рядом с великой балериной «приемной дочери» ни в какие каноны не входило, а посему вызывало и недоумение, и сплетни, и пересуды. Впрочем, то, как пережила Уланова в 1994 году безвременную кончину любимого человека, пожалуй все рассказы и россказни аннигилирует. Да и вообще, что мы знаем о любви?

Галина Уланова была одной из немногих женщин, удостоенных памятника еще при жизни. В 1990-х годах этот памятник был открыт по инициативе ЮНЕСКО в Стокгольме. Почему ей? Да потому – был ответ – что Галина Уланова – самая высокая высота в искусстве. Потому что она смогла показать всем прелесть простых и естественных человеческих чувств, которым, казалось бы, и места не должно быть в наш жестокий век.

pro
Тамара Меркулова

Очень толковая статья. Про Татьяну Агафонову слышала что-то краем уха. Теперь можно поискать подробности в Интернете.

top
Halida Rojkova

"Лучшая из лучших", "звезда на все времена" - пресса не скупилась на комплименты Улановой. И все слова - правда.

pro
Семен Цыгановский

Вот этот памятник поставили Улановой в Стокгольме. Скульптор Е.Янсон-Манизер. Уланова в роли Одетты из "Лебединого озера"

spe
Лариса Попруга

Интересная статья. Про Татьяну Агафонову ничего не слышала

spe
Владислав Черных

Кажется, памятник Улановой в Стокгольме поставили еще в середине 80-х...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+