icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Интересные факты

Лейли и Меджнун – восточные Ромео и Джульетта?

  • 1475
  • 10

Лейли и Меджнун – восточные Ромео и Джульетта?

И
Имена юных влюбленных из Вероны (спасибо за это Шекспиру) знает весь мир. Но не все знают, что на Востоке есть не менее интересные и романтичные истории о трагической любви молодых людей, которым не суждено быть вместе.

Есть одна старинная легенда, ее знают в Иране и в Азербайджане, в Узбекистане и в Таджикистане. И в каждой стране есть своя версия этой истории, неизменными остаются только имена героев и финал.

Все легенды утверждают, что история эта произошла в VII веке. В первой версии герой – арабский юноша Гаис аль-Муллавах, поэт, выросший в одном из бедуинских племен. Во второй – его зовут Кайс, он живет в Аравии, и его отец - властитель Амир. В третьей – он сын визиря и живет на территории Сурхандарьинской области Узбекистана. Разночтений о происхождении Лейли нет. В каждом варианте она оказывается возле героя во время обучения в школе. Это говорит о том, что девушка была из богатой и знатной семьи, потому что в те времена девочек из простых семей не обучали в школах.

Лейли очень красива, прилежна и умна. Кайс (остановимся на этом имени) влюбился, девушка ответила на его чувства. Но всё было против влюбленных. В арабской версии отец Лейли отказал юноше, потому что не хотел нарушать заведенный в племени порядок. В узбекской версии отец девушки посчитал Кайса недостаточно знатным и выбрал для дочери другого мужа. Так или иначе, но молодых людей разлучили. Юноша не мыслил жизни без любимой. Все свои нерастраченные чувства он изливал стихами и песнями.

Поняв, что любимая девушка никогда не будет принадлежать ему, Кайс бежал от людей. Его прибежищем становится пустыня, а друзьями – дикие звери. Люди, познавшие любовь, сочувствовали юноше, сожалели о его горькой судьбе. А те, у кого сердце ни разу не пылало любовью, смеялись над Кайсом и называли его сумасшедшим. Меджнун (Маджнун) – Безумный, отныне у юноши это имя.

В арабской версии Лейли выдали замуж, очень скоро она скончалась. Жить без любимого – тяжкое, непосильное бремя. Разлуки с любимым причиняла слишком много боли, и сердце Лейли не выдержало. Меджнун, узнав об этом, нашел ее могилу. Несколько дней он оплакивал любимую, он прочел ей все стихи, которые написал в разлуке, высек последнее стихотворение на могильной плите. Он умер, и его измученное сердце наконец-то обрело покой.

В узбекской версии между Кайсом и Лейли встал некий Карахан. Он был богат, и родители девушки польстились на огромный калым - выкуп за невесту. Напрасно рыдала Лейли, уговаривая отца не выдавать ее замуж за нелюбимого. Свадьба состоялась. Кайс в отчаянии, он просит родителей и друзей помочь ему, но все только разводят руками. Всем жаль юношу, но никто не решается нарушить закон. Лейли – замужняя женщина, и Кайсу нужно забыть о ней.

Как? Рецепт известен: красавиц на свете много, нужно выбрать одну из них и жениться. Новая любовь быстро вытеснит из сердца старую и залечит душевные раны. Кайс не желает слушать «добрые» советы, ему тяжело быть среди людей, ловить сочувствующие взгляды, слышать за спиной злорадный смех. Он решает стать отшельником. В пустыне его стихи слушают пески и дикие звери. А бродяга-ветер, сочувствуя Меджнуну, разносит их по земле и дарит людям.

Тоска, отчаяние и безысходность – вот чем теперь наполнена жизнь влюбленных. Они оба страстно желают умереть, чтобы там, в загробном мире, наконец-то встретиться и никогда не разлучаться. Лейли не смирилась со своей участью, она не стала для Карахана женой, предпочтя смерть. Родственники похоронили ее, а когда пришли на сороковой день, то увидели, что на ее могиле лежит мертвый Меджнун. Оплакали юношу и похоронили его рядом с любимой.

И тут на кладбище появился Карахан. Он в гневе: рядом с его женой похоронен этот безумный бродяга! Карахан пытался осквернить могилу, но ему не позволили это сделать родственники влюбленных. На могиле Лейли выросли красивые белые розы – символ верности и чистой любви. На могиле Меджнуна появился куст прекрасных алых роз – подарок небес всем, кто умеет горячо и искренне любить.

Через несколько лет, Карахан заболел и, предчувствуя скорую кончину, велел похоронить себя между могилами Лейли и Меджнуна. На его могиле выросли черные колючки. Зло всегда черного цвета, и ничего, кроме колючек, оно породить не может. Долгое время влюбленные приходили к этим могилам, чтобы попросить у Лейли и Меджнуна счастья. Шло время, люди забыли место, и пески скрыли могилу. Много лет назад в Сурхандарьинской области нашли интересное захоронение. Среди зарослей колючек два холмика, поросших синими и белыми цветами. Назвали могилой Лейли и Меджнуна, выпололи колючки и посадили розы, чтобы все выглядело так, как рассказывает легенда.

В Азербайджане, в Хатлонской области, во время раскопок археологи нашли могилу двух влюбленных. Они лежат, обнявшись, не желая расставаться даже в смерти. Это захоронение тоже называют могилой Лейли и Меджнуна.

Многие писатели, поэты, художники и композиторы обращались к этой легенде. Физули, Низами и Алишер Навои оставили великолепные произведения – поэмы, наполненные «жаром влюбленного сердца».

top
Halida Rojkova

Второе фото - это подножие памятника Физули в Баку.

spe
Владислав Черных

Красивая легенда. Правда, узбекский вариант мне кажется не совсем правдоподобным. Сын визиря, то бишь премьер-министра, недостаточно знатен и богат? Ну я вас умоляю, как говорят в Одессе )))

top
Halida Rojkova

По узбекской легенде, Лейли - дочь правителя. А у него визирей много, и не каждому выпадает честь стать зятем правителя.

spe
Владислав Черных

Ну таких девушек действительно только за соседних правителей положено было отдавать. В принципе, в тех краях некогда существовало Караханидское царство, а правили им, соответственно, Караханиды. Правда, история их рода прослеживается только с середины IX века. Впрочем, древние сказители часто весьма вольничали с датами.

top
Halida Rojkova

На то они и сказители, чтобы придумывать и вольно пересказывать. В 7 веке там было Древнебакрийское царство, и существовали сложные родоплеменные отношения.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+