icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Лимонникова
Обучение

Лексика. Что такое лексика?

  • 30261
  • 6

Лексика. Что такое лексика?

С

Слово - основная и самая важная единица языка. Если бы в школе мы изучали древнегреческий язык, то точно знали бы, что в этом языке слово - это "лексис", а то, что в целом относится к слову, - это "лексикос" (то есть словесный, словарный). Отсюда и основное определение понятия лексика - словарный состав любого языка.

В языкознании лексика является центральной частью, которая сначала именует, потом формирует и в конце концов передаёт знания об объектах, уже имеющихся в реальной жизни. В результате по некоторым данным современный язык насчитывает более полумиллиона слов. При этом словарный состав языка постоянно пополняется.

Лексические пласты

Лексика - самая подвижная и открытая "всем ветрам" языковая сфера. Она постоянно пополняется новыми словами и убирает глубоко в закрома словарей устаревшие единицы речи. Особенно активно лексика пополняется в те моменты человеческой истории, когда происходят резкие перемены в общественной, политической или научной жизни.

Лексику можно разделить на взаимодействующие между собой пласты, которые отличаются своим происхождением, функционалом и употреблением.

В целом всю лексику можно разделить на четыре пласта.

Первый пласт включает в себя совокупность слов, которые связаны со сферой их использования. К этому пласту относятся:

  • лексика устной речи;
  • разговорно-бытовая лексика;
  • лексика книжно-письменной речи;
  • общественно-публицистическая лексика;
  • научная лексика;
  • производственно-техническая лексика;
  • официально-деловая лексика;
  • военная лексика;
  • общеупотребительная лексика;
  • диалектная лексика;
  • профессиональная лексика;
  • экзотическая лексика;
  • активная и пассивная лексика;
  • устаревшая лексика.

Второй пласт состоит из совокупности слов, которые связаны с их происхождением. Здесь можно выделить

  • исконно русскую лексику;
  • восточно-славянскую лексику;
  • заимствованную лексику;
  • интернациональную лексику.

Третий пласт стилистический. В него входят:

  • нейтральная,
  • эмоциональная,
  • экспрессивная,
  • возвышенная,
  • поэтическая,
  • просторечная,
  • вульгарная,
  • фамильярная лексика.

Четвёртый пласт представляет собой совокупность слов, которые характерны для отдельных литературных направлений, художественных произведений, а также языка какого-либо поэта или писателя. Например, литературоведы изучают язык произведений Пушкина, лексику романтизма или реализма, лексику романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Сколько слов знает каждый человек?

Словарный запас каждого человека очень трудно измерить. Хотя, возможно, выдумка Ильфа и Петрова о существовании Эллочки Людоедки, знавшей всего лишь 30 слов, имеет своё подтверждение и в современной реальности. Однако словарный запас всех остальных людей подсчитать практически невозможно. И это легко объяснить.

Дело в том, что словарный запас каждого человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые хорошо знакомы человеку и часто им употребляются. А пассивный словарный запас - это все остальные слова, которые человек знает, однако либо совсем не употребляет, либо употребляет достаточно редко.

Тем не менее существует один интересный способ узнать, каким словарным запасом обладает тот или иной человек. Для этого берётся толковый словарь, каждая страница которого как правило разделена на две части. Затем выписываются или называются другими людьми испытуемому слова из первого столбика на произвольно выбранной странице. Подопытный должен назвать лексическое значение названного или записанного слова.

Потом подсчитываются все правильно определённые слова. Их количество умножается на два. Полученное количество умножается на количество страниц в словаре. В итоге получаем количество слов, которые нам известны. Конечно, результат получается приблизительный, но любой результат может стать либо поводом погордиться собой, либо заставит задуматься над пополнением словарного запаса.

spe
Леонид Лапок

+++ Статья серьезная, информативная! Практически конспект лекции...

deb
Надежда Лимонникова

Спасибо всем за комментарии!

Людмила, знания мои не так уж и велики. Интересуюсь только тем, что нравится. А стихи, конечно, всегда почитаю.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+