icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

Ћексика. „то такое лексика?

  • 32301
  • 6

Ћексика. „то такое лексика?

—лово - основна€ и сама€ важна€ единица €зыка. ≈сли бы в школе мы изучали древнегреческий €зык, то точно знали бы, что в этом €зыке слово - это "лексис", а то, что в целом относитс€ к слову, - это "лексикос" (то есть словесный, словарный). ќтсюда и основное определение пон€ти€ лексика - словарный состав любого €зыка.

¬ €зыкознании лексика €вл€етс€ центральной частью, котора€ сначала именует, потом формирует и в конце концов передаЄт знани€ об объектах, уже имеющихс€ в реальной жизни. ¬ результате по некоторым данным современный €зык насчитывает более полумиллиона слов. ѕри этом словарный состав €зыка посто€нно пополн€етс€.

Ћексические пласты

Ћексика - сама€ подвижна€ и открыта€ "всем ветрам" €зыкова€ сфера. ќна посто€нно пополн€етс€ новыми словами и убирает глубоко в закрома словарей устаревшие единицы речи. ќсобенно активно лексика пополн€етс€ в те моменты человеческой истории, когда происход€т резкие перемены в общественной, политической или научной жизни.

Ћексику можно разделить на взаимодействующие между собой пласты, которые отличаютс€ своим происхождением, функционалом и употреблением.

¬ целом всю лексику можно разделить на четыре пласта.

ѕервый пласт включает в себ€ совокупность слов, которые св€заны со сферой их использовани€.   этому пласту относ€тс€:

  • лексика устной речи;
  • разговорно-бытова€ лексика;
  • лексика книжно-письменной речи;
  • общественно-публицистическа€ лексика;
  • научна€ лексика;
  • производственно-техническа€ лексика;
  • официально-делова€ лексика;
  • военна€ лексика;
  • общеупотребительна€ лексика;
  • диалектна€ лексика;
  • профессиональна€ лексика;
  • экзотическа€ лексика;
  • активна€ и пассивна€ лексика;
  • устаревша€ лексика.

¬торой пласт состоит из совокупности слов, которые св€заны с их происхождением. «десь можно выделить

  • исконно русскую лексику;
  • восточно-слав€нскую лексику;
  • заимствованную лексику;
  • интернациональную лексику.

“ретий пласт стилистический. ¬ него вход€т:

  • нейтральна€,
  • эмоциональна€,
  • экспрессивна€,
  • возвышенна€,
  • поэтическа€,
  • просторечна€,
  • вульгарна€,
  • фамиль€рна€ лексика.

„етвЄртый пласт представл€ет собой совокупность слов, которые характерны дл€ отдельных литературных направлений, художественных произведений, а также €зыка какого-либо поэта или писател€. Ќапример, литературоведы изучают €зык произведений ѕушкина, лексику романтизма или реализма, лексику романа ».—. “ургенева "ќтцы и дети".

—колько слов знает каждый человек?

—ловарный запас каждого человека очень трудно измерить. ’от€, возможно, выдумка »льфа и ѕетрова о существовании Ёллочки Ћюдоедки, знавшей всего лишь 30 слов, имеет своЄ подтверждение и в современной реальности. ќднако словарный запас всех остальных людей подсчитать практически невозможно. » это легко объ€снить.

ƒело в том, что словарный запас каждого человека делитс€ на активный и пассивный. јктивный словарный запас - это те слова, которые хорошо знакомы человеку и часто им употребл€ютс€. ј пассивный словарный запас - это все остальные слова, которые человек знает, однако либо совсем не употребл€ет, либо употребл€ет достаточно редко.

“ем не менее существует один интересный способ узнать, каким словарным запасом обладает тот или иной человек. ƒл€ этого берЄтс€ толковый словарь, кажда€ страница которого как правило разделена на две части. «атем выписываютс€ или называютс€ другими людьми испытуемому слова из первого столбика на произвольно выбранной странице. ѕодопытный должен назвать лексическое значение названного или записанного слова.

ѕотом подсчитываютс€ все правильно определЄнные слова. »х количество умножаетс€ на два. ѕолученное количество умножаетс€ на количество страниц в словаре. ¬ итоге получаем количество слов, которые нам известны.  онечно, результат получаетс€ приблизительный, но любой результат может стать либо поводом погордитьс€ собой, либо заставит задуматьс€ над пополнением словарного запаса.


spe
Ћеонид Ћапок

+++ —тать€ серьезна€, информативна€! ѕрактически конспект лекции...

deb
Ќадежда Ћимонникова

—пасибо всем за комментарии!

Ћюдмила, знани€ мои не так уж и велики. »нтересуюсь только тем, что нравитс€. ј стихи, конечно, всегда почитаю.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+