Это кум до кумы судака тащит»
поётся в известной народной песне «Вдоль по Питерской». Кем же приходились друг другу герои – родственниками, друзьями или просто соседями?
Начнём с того, что кум и кума – это родственники… но родство их – особого рода: оно не основано ни на крови, ни на заключении брака (соответственно, его не признаёт закон). Родство это – духовное, возникающее в Церкви.
Как известно, таинство крещения – это второе рождение человека, «рождение от воды и Святого Духа», как говорится в Евангелии. И при этом у человека тоже должны быть родители – но поскольку это «рождение» противопоставляется биологическому рождению (в котором человек отмечен первородным грехом), то ими не могут стать родители биологические – это должны быть другие люди – т.н. восприемники, или крёстный отец и крёстная мать (такое противопоставление подчёркивается даже обрядовой частью крещения: до погружения (крещения как такового) ребёнка держит на руках родная мать, после него – крёстный одного пола с ним). Именно они приносят клятвы за крещаемого (если он по малолетству ещё не в состоянии этого сделать), они обязуются научить его основам христианского вероучения и правилам церковной жизни… Но и родных отца и мать никто не «отставляет в сторону»: и они по-прежнему несут ответственность за воспитание юного христианина – наравне с крёстными… и все вместе они теперь составляют семью с особыми родственными связями.
Новокрещённый по отношению к крёстному отцу и крёстной матери – крестник. Крёстные по отношению к родителям и наоборот – кумовья. В таком же родстве находятся крёстный отец и крёстная мать между собой.
Особость этого родства подчёркивается тем, что оно нигде не должно пересекаться с браком: нельзя пригласить в качестве крёстной матери и крёстного отца супругов (а уж если появился у мужчины и женщины общий крестник – то жениться им не положено); не может быть крёстным отцом муж матери (если даже отцом крещаемого он не является). И уж совсем ужасным грехом считалось, если муж ушёл от жены к куме (хотя поступок человека, бросившего семью, уже сам по себе отвратителен – даже без «отягчающих обстоятельств»).
Обычаи приравнивали кума и куму к родственникам: их вписывали в семейный поминальник, на свадьбе крестника они сидели наравне с его родителями, а если – не приведи судьба – родители рано умрут, то именно они были наипервейшими «кандидатами» в опекуны (кто именно возьмёт осиротевшего крестника в семью – они сами решали между собой, но в их обязанности это сделать никому не пришло бы в голову усомниться). И конечно, кумовья поздравляли друг друга с именинами, Рождеством и Пасхой. Крестники при этом дарили своим крёстным подарки (желательно – сделанные своими руками).
Как видим, родство оказывается весьма близким – недаром, когда хотят подчеркнуть «дистанцию», говорят: «Мне же с ним детей не крестить!» Помните об этом, решая, с кем вам крестить детей! Лучше всего пригласить людей близких по духу, надёжных и испытанных друзей – разумеется, при условии, что они христиане (причём именно той конфессии, в которую вы собираетесь крестить: католик не может быть крёстным православному, например), и что их принадлежность к Церкви не исчерпывается тем, что их крестили в младенчестве.
Не страшно, если вы не сможете найти двух крёстных: это обычай, но не обязательное требование – достаточно одного крёстного (мужчина для мальчика, женщина для девочки).
Крёстными могут быть и кровные родственники: бабушки, дедушки, тёти, дяди.
Никто не запрещает пригласить в крёстные человека, которому придётся для этого приехать издалека, но подумайте: как он будет справляться с обязанностями крёстного?
Иногда приходится слышать, что братьям и сёстрам нельзя иметь общих крёстных – это суеверие, не имеющее под собой никаких оснований: так вашему куму даже удобнее будет заниматься христианским воспитанием своих крестников! Ведь именно это – его главная обязанность в таком качестве.