icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Владислав Черных
Авто-мото

Кто впервые сконструировал гоночный автомобиль?

  • 1368
  • 5

Кто впервые сконструировал гоночный автомобиль?

Ш
Шум толпы, хруст попкорна, хлопанье флагов на ветру, невнятные взрыкивания мегафонных объявлений… По-над всем этим разноголосием вдруг появляется и начинает преобладать закладывающий уши и постоянно усиливающийся рёв перефорсированных моторов. Какие-то секунды - и вот мимо ошалевших зрителей проносятся вытянутые силуэты, напоминающие хищных рыб или скользящие по земле молнии. Миг, другой – и то ли были они, то ли показались, а издали, от финиша, уже доносятся рёв и овации неистовствующей публики – там чествуют победителя. Это автогонки – адреналин, экспрессия, драйв, моторное крещендо, бензин в крови!

Давайте на время оставим в покое купающихся в тёплом шампанском пилотов-гонщиков и уделим немного внимания их железным коням, остывающим после яростной «скачки». Зададимся вопросом – кто и когда начал выводить эту «породу», кто начал изготавливать самобеглые коляски не только для передвижения, но и для удовлетворения неистребимого человеческого стремления быть первым? Для этого прогуляемся примерно на 120 лет назад и познакомимся с первыми образчиками славного племени гоночных автомобилей.

Вряд ли кто сможет сказать, когда состоялась самая-самая первая автогонка. Вероятно, вскоре после того, как был создан второй автомобиль. История донесла до нас информацию лишь о первом официально организованном мероприятии такого типа – гонке Париж-Руан, состоявшейся в 1894-м году. На нынешние гонки оно походило мало, оценивалась в первую очередь надёжность, безопасность, удобство управления, скорость же была ограничена правилами до… не смейтесь, пожалуйста – 12,5 км/ч. Так что скорее это был расширенный тест-драйв.

Любопытно, что победителем в первом состязании оказался экипаж с паровым двигателем, созданный Жюль-Альбером Де-Дионом. Не стоит этому удивляться, в XIX веке каких только автомобилей не было – и паровые, и газовые, и бензиновые, а также многочисленные электромобили. На рубеже XIX-XX столетий появились даже модные ныне гибридные модели. Впрочем, устроители состязаний, вероятно, предвидели большое будущее ДВС, ибо отобрали у парового «Де-Дион-Бутона» пальму первенства и передали её автомобилю конструктора Армана Пежо. Поводом послужило отсутствие механика в экипаже паромобиля.

Правила второй гонки, состоявшейся во Франции на следующий год, ограничений скорости уже не предусматривали. Бесспорным её лидером стал «Панар-Левассор» с даймлеровским двигателем внутреннего сгорания «Феникс». Управлял машиной сам конструктор Эмиль Левассор. Гонщик впоследствии вспоминал, что временами он разгонялся до немыслимой скорости – 30 км/ч! Ну а потом рекорды посыпались один за другим, правда, до конца века они принадлежали электромобилям. Уже в 1899 году электрический автомобиль «La Jamais Contente» Камиля Дженатци преодолел рубеж в 100 км/ч.

В конце XIX века в Германии созданием автотехники занимался талантливый конструктор Вильгельм Майбах. Именно ему в 1900 году был сделан заказ на настоящий гоночный автомобиль с заранее оговоренными характеристиками. Авто отличалось весьма мощным по тем временам мотором мощностью в 35 л.с, алюминиевым картером, двумя карбюраторами, похожей на современную четырёхскоростной коробкой передач. Впервые для охлаждения был применён сотовый радиатор. Заказчик, богатый предприниматель Эмиль Еллинек, назвал машину в честь своей дочери «Mercedes». Официальная историография мирового автопрома именно эту модель «Mercedes 35PS» считает первым гоночным автомобилем с бензиновым мотором – он без труда разгонялся до 75 км/ч и даже выше.

С тех пор немало воды утекло, гоночные автомобили подросли и окрепли, скорости за сотню лет выросли более чем на порядок и стали вполне «самолётными» - рекорд для классического автомобиля с приводом на колёса сейчас 737 км/ч, а для реактивного – аж 1229 км/ч, что выше скорости звука. При создании нынешних «болидов» используются «космические» материалы и технологии, расчёт узлов ведётся на компьютерах, а вкладываемые в разработку и производство суммы, вероятно, сопоставимы с бюджетом небольшого государства. Для сравнения – в самой первой гонке 1894-го одним из критериев положительной оценки машины была малозатратность проекта.

По-разному сложились судьбы отцов-основателей спортивной автопромышленности и их детищ-автофирм. Некоторые имена и бренды канули в Лету, иные процветают и доныне – так, например, мало кто вспомнит Дженатци или Левассора, а названия «Майбах» или «Пежо» дожили до XXI века (правда, первое всё же в нынешнем столетии протянуло недолго). Но как бы ни поворачивалось колесо Фортуны, не следует забывать, что они были первыми на трудном и неизученном пути и уже поэтому заслуживают того, чтобы быть вписанными в памятную книгу автомобилестроения.

top
Halida Rojkova

Гоночные машины имеют какое-то совершенно необъяснимое притяжение.+++

mas
Евгений Багдерин

Очень интересно и подробно ещё об одном развлечении человечества! Прогресс в автомобилестроении немыслим без этих монстров, они всегда поднимают планку!

mas
Марк Блау

La Jamais Contente в переводе с французского "никогда не довольная". Хорошее название для гоночного автомобиля!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+