icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћаксим —пиридонов
 ультура и искусство

 то такой «аратустра

  • 13178
  • 6

 то такой «аратустра

«
«аратустра, так же известный под именем «ордиаштр, «олдиаштр и «ороастр (tho:r dhi:ashtr) известен как первый пророк периода јссиро-¬авилонского царствовани€, основатель и предтеча первой монотеистической религии мира известной ныне как зороастризм или огнепоклонничество.

√оды его жизни достоверно неизвестны (ориентировочно между VI ЦV вв. до нашей эры на территории нынешнего »рана в предместь€х “егерана), однако известно, что он дожил до весьма преклонных лет, был трижды женат и совершенно не отрицал плотскую сторону жизни человека вообще и своей в частности. —читаетс€, что «аратустре открылась истина которую в последствие записали в виде јвесты, еще при жизни «аратустры, но без его на то благословени€. ѕоскольку он считал, что все необходимо подкрепл€ть только хорошими делами. “ак общеизвестна€ триада зороастризма выражалась следующим образом: Ђблага€ мысль Ц благое слово Ц благое делої. ѕо разным верси€м считаетс€, что первым, кто прин€л его мировоззрение, был царь ¬иштаспа, после которого учение начало распростран€тьс€ по всему »рану и “урану, достигло территорий нынешнего јзербайджана (на всех перечисленных территори€х до сих пор сохранились действующие или законсервированные храмы огнепоклонников).

ќсобенностью религии, которую провозглашал «аратустра, в отличие от культов, существовавших на территории јссирии и ¬авилона, была настолько больша€ абстрактность образов, что ее можно признать даже некоей философской концепцией, разделени€ и единства злых и добрых сил, которые функционируют и неизменно присутствуют во всем и всех. Ќеобходимо культивировать в себе добрые силы и противитс€ или даже игнорировать злые силы. Ёто было достаточно большим скачком в €зыческом сознание, поскольку жертвы приносились и злым духам и добрым в равном сочетание, не дела€ разделений между ними, а злым духам даже с большим усердием.

ѕо легенде, при рождении «аратустры он не заплакал, а рассме€лс€, и от этого смеха разбежались в разные стороны 2000 злых духов. ¬ другой легенде, когда он проходил по рынку один торговец кричал и поносил самого «аратустру, под конец бросил в него гнилым персиком, крича, что если бы то, что ты говоришь, было бы правдой, то € бы ослеп. » он мгновенно ослеп. Ќа что «аратустра, не оборачива€сь, сказал ему, что если бы ты немедленно не одумаешьс€, то так и останешьс€ слепым, как и тво€ душа. √овор€т, что торговец, задумалс€ над его словами и так же мгновенно прозрел. “акие легенды не характерны дл€ €зыческого сознани€, когда за проступком идет кара, не имеюща€ обратного хода. «лых духов можно задобрить жертвоприношени€ми или отпугивающими обр€дами, но никак не смехом.   тому же пантеон богов был необычайно широк. ѕрактически, ни одно действие в быту не могло пройти незамеченным от того или иного божества, и, соответственно, кары или возда€ни€ за определенное действие. Ётим кстати определ€етс€ огромное количество суеверий, которые поджидали человека на каждом шагу. ¬ насто€щее врем€ их стало меньше, однако, происхождение их именно такое.

Ќа это «аратустра дал свой ответ, что есть один Ѕог јхура ћазда и множество богов, которых, суд€ по их названи€м (÷елостность, Ѕессмертие, ƒобра€ мысль, Ћучшее царство и т.д.) идентифицировать и персонифицировать было гораздо сложнее. «лые же Ѕоги, по сути, €вл€ютс€ лишь про€влени€ми злых духов. » только јхура ћазда (ћудрый господин) €вл€етс€ одним и самым важным из них. ѕо своей сути это равноценно переходу от €зычества к монотеизму, несмотр€ на €зыческие корни и обр€довую сторону огнепоклонников.

—читаетс€, что зороастризм оказал огромное вли€ние на становление таких мировых религий как »удаизм, »слам, раннее христианство в виде его ересей, таких как ћанихейство и прочих. Ѕолее того, в »сламе большинство религиозных праздников напр€мую не св€занных с де€тельностью пророка ћухаммеда (да благословит его јллах и да приветствует) имеют те же названи€ что и в зороастризме. Ќапример, ”раза Ѕайрам Ц празднование нового года. ¬ христианстве, обр€ды причащени€ практически полностью повтор€ют обр€ды очищени€ огнем у зороастрийцев.

“ак что, хот€ на сегодн€шний день встречаетс€ не так уж много огнепоклонников, многое из того, что говорил «аратустра, живет и по нынешний день. ’очетс€ нам того или нет.


deb
ќльга —ергунина

ћаксим, очень интересна€ стать€. ќднако немало ошибок. ƒумаю, их стоит исправить. +

tra
ћаксим —пиридонов

≈сли вы имеете в виду пунктуацию, то будем считать, что это - авторские ремарки.

deb
ќльга —ергунина

Ќе только пунктуаци€, ћаксим. —читаю, что необходимо поддерживать уровень на нашем сайте, чтобы не отпугивать читател€ ошибками или опечатками.

deb
≈лена ’ламова

ћатериал очень интересный. Ќо не кажетс€ ли ¬ам, ћаксим, что "авторских ремарок" слишком много? Ёто очень бросаетс€ в глаза.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+