icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Максим Спиридонов
Культура и искусство

Кто такой Заратустра

  • 14531
  • 6

Кто такой Заратустра

З
Заратустра, так же известный под именем Зордиаштр, Золдиаштр и Зороастр (tho:r dhi:ashtr) известен как первый пророк периода Ассиро-Вавилонского царствования, основатель и предтеча первой монотеистической религии мира известной ныне как зороастризм или огнепоклонничество.

Годы его жизни достоверно неизвестны (ориентировочно между VI –V вв. до нашей эры на территории нынешнего Ирана в предместьях Тегерана), однако известно, что он дожил до весьма преклонных лет, был трижды женат и совершенно не отрицал плотскую сторону жизни человека вообще и своей в частности. Считается, что Заратустре открылась истина которую в последствие записали в виде Авесты, еще при жизни Заратустры, но без его на то благословения. Поскольку он считал, что все необходимо подкреплять только хорошими делами. Так общеизвестная триада зороастризма выражалась следующим образом: «благая мысль – благое слово – благое дело». По разным версиям считается, что первым, кто принял его мировоззрение, был царь Виштаспа, после которого учение начало распространяться по всему Ирану и Турану, достигло территорий нынешнего Азербайджана (на всех перечисленных территориях до сих пор сохранились действующие или законсервированные храмы огнепоклонников).

Особенностью религии, которую провозглашал Заратустра, в отличие от культов, существовавших на территории Ассирии и Вавилона, была настолько большая абстрактность образов, что ее можно признать даже некоей философской концепцией, разделения и единства злых и добрых сил, которые функционируют и неизменно присутствуют во всем и всех. Необходимо культивировать в себе добрые силы и противится или даже игнорировать злые силы. Это было достаточно большим скачком в языческом сознание, поскольку жертвы приносились и злым духам и добрым в равном сочетание, не делая разделений между ними, а злым духам даже с большим усердием.

По легенде, при рождении Заратустры он не заплакал, а рассмеялся, и от этого смеха разбежались в разные стороны 2000 злых духов. В другой легенде, когда он проходил по рынку один торговец кричал и поносил самого Заратустру, под конец бросил в него гнилым персиком, крича, что если бы то, что ты говоришь, было бы правдой, то я бы ослеп. И он мгновенно ослеп. На что Заратустра, не оборачиваясь, сказал ему, что если бы ты немедленно не одумаешься, то так и останешься слепым, как и твоя душа. Говорят, что торговец, задумался над его словами и так же мгновенно прозрел. Такие легенды не характерны для языческого сознания, когда за проступком идет кара, не имеющая обратного хода. Злых духов можно задобрить жертвоприношениями или отпугивающими обрядами, но никак не смехом. К тому же пантеон богов был необычайно широк. Практически, ни одно действие в быту не могло пройти незамеченным от того или иного божества, и, соответственно, кары или воздаяния за определенное действие. Этим кстати определяется огромное количество суеверий, которые поджидали человека на каждом шагу. В настоящее время их стало меньше, однако, происхождение их именно такое.

На это Заратустра дал свой ответ, что есть один Бог Ахура Мазда и множество богов, которых, судя по их названиям (Целостность, Бессмертие, Добрая мысль, Лучшее царство и т.д.) идентифицировать и персонифицировать было гораздо сложнее. Злые же Боги, по сути, являются лишь проявлениями злых духов. И только Ахура Мазда (Мудрый господин) является одним и самым важным из них. По своей сути это равноценно переходу от язычества к монотеизму, несмотря на языческие корни и обрядовую сторону огнепоклонников.

Считается, что зороастризм оказал огромное влияние на становление таких мировых религий как Иудаизм, Ислам, раннее христианство в виде его ересей, таких как Манихейство и прочих. Более того, в Исламе большинство религиозных праздников напрямую не связанных с деятельностью пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да приветствует) имеют те же названия что и в зороастризме. Например, Ураза Байрам – празднование нового года. В христианстве, обряды причащения практически полностью повторяют обряды очищения огнем у зороастрийцев.

Так что, хотя на сегодняшний день встречается не так уж много огнепоклонников, многое из того, что говорил Заратустра, живет и по нынешний день. Хочется нам того или нет.

deb
Ольга Сергунина

Максим, очень интересная статья. Однако немало ошибок. Думаю, их стоит исправить. +

tra
Максим Спиридонов

Если вы имеете в виду пунктуацию, то будем считать, что это - авторские ремарки.

deb
Ольга Сергунина

Не только пунктуация, Максим. Считаю, что необходимо поддерживать уровень на нашем сайте, чтобы не отпугивать читателя ошибками или опечатками.

deb
Елена Хламова

Материал очень интересный. Но не кажется ли Вам, Максим, что "авторских ремарок" слишком много? Это очень бросается в глаза.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+