icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
Ћюди, биографии

 то такой ёсуф Ѕаласагуни?

  • 1617
  • 2

 то такой ёсуф Ѕаласагуни?

ё
ёсуф Ѕаласагуни - тюркский поэт, живший в XI веке.

¬водные замечани€

¬осточна€ литература - весьма интересный пласт мировой литературы, особый интерес зачастую вызывает средневекова€, арабска€ и среднеазиатска€ литература, среди среднеазиатских средневековых авторов кроме широко известного ќмара ’айама интерес вызывает тюркский писатель ёсуф Ѕаласагуни. √оды жизни писател€ (приблизительно) 1017 Ч 1075 гг. Ќедостаточно широка€ известность этого имени возможно продиктована скудностью сведений о его жизнеде€тельности, которые содержатьс€ лишь в отрывках его главной поэмы ЂЅлагодатное знамениеї (тур.  утагу Ѕилык) и в двух предислови€х к ней автором которых €вл€етс€ сам ёсуф Ѕаласагуни.  ратка€ биографи€ писател€ может быть воссоздана на основании этих сведений, а также исследований историков и литературоведов, изучавших происхождение, жизненный путь и творческое наследие автора.

ѕроисхождение

ѕолное им€ писател€ ёсуф ’ас ’аджиб, родилс€ он в городе Ѕаласагун, в столице государства  араханидов, находившегос€ в восточном “уркестане на территории современного казахстана. ѕо названию родного города ёсуф и получил фамилию. ¬ источниках сообщаетс€, что когда его спрашивали откуда он и как завестс€, он говорил что он ёсуф из Ѕасалагуна, так за ним и закрепилось им€ ёсуф Ѕаласагунский, или исход€ ёсуф Ѕасалагуни иногда фигурирует в литературе, как турецкий поэт, что с исторической и этнографической точки зрени€ совершенно не верно, ни к территории ћалой јзии, где расположено государство “урци€, хот€ в культурно-€зыковом отношении его можно считать общим предком тюркских народов, поэтому правильней будет назвать его тюркским, но никак не турецким поэтом. ќдним из главных показателей культурной идентичности того или иного автора €вл€етс€ €зык его произведений. языком произведений басалагуни был тюркский €зык карахонидской эпохи, в некоторых источниках €зык его проивзедений определ€етс€ как уйгурский, один из тюркских €зыков по происхождению близкий к узбекскому. в географическом и этническом плане он предок казахов и кригизов, его этническое происхождение можно отнести к тюрксому племени чигилей. ѕоэт был выходцем из культурной зоны охватывающей территории современного  азахстана, ”збекистана и  ыргистана.

ёсуф Ѕаласагуни. Ѕиографи€. ќсновные ¬ехи жизненного пути.

¬ыше были приведены приблизительные даты жизни поэта прин€тые большинством исследователей его творчества. ќднако в источниках встречаютс€ разные версии. »сход€ из выводов турцкого философа јрата годом рождени€ писател€ был 1015-1016 год, в работах литературоведа ј. ƒиль€чара фигурирует 1018.†

ѕолучал образование в лучших дл€ того времени образовательных центрах средней јзии - ‘арабе, Ѕухаре и  ашгаре. Ѕыл полиглотом. ¬  ашгаре он прожил большую часть своей жизни, здесь по€вились на свет его главные произведени€, здесь он и скончалс€ в 1075 году и был погребен.

»сторический контекст эпохи

Ёпоха караханидского государства времен Ѕаласагуни - врем€ господства в социально экономической жизни смешанного хоз€йства, сочетающего элементы кочевого и оседлого укладов. ѕроисход€щие в общественной жизни процессы способствовали интеграции и росту этнического самосознани€, изменени€ в культурной жизни породили целую пле€ду патриотически настроенных авторов, на этом фоне развивалось и творчество Ѕасалагуни, в произведени€х которого очевидно вли€ние его предшественников и современников, таких например, как аль-ƒжаухари, аль-‘араби, »бн —ина.

ћировоззрение. ‘илософские идеи.

¬ трудах Ѕаласагуни затрагиваютс€ этические, онтологические, гносеологические и мировоззренческие вопросы. ¬ основе его философской концепции лежит учение о четырех состо€ни€х через которые достигаетс€ чувство гармонии. ѕеренос€ учение на социальную жизнь Ѕаласагуни определ€ет состо€ние гармонии сочетанием четырех качеств: справедливости, разума, счасть€ и довольства.

¬ размышлени€х об устройстве мира ёсуф Ѕаласагуни следует средневековым представлени€м, его космологи€ не выходит за рамки птолемеевской картины мира. ¬ гносеологической концепции Ѕаласагуни прослеживаютс€ рационалистические и материалистические тенденции. ќн указывает на особую роль разума, называ€ его творческой силой и отрицает существование врожденного знани€. —леду€ за пантеистическим учением Ѕаласагуни считает, что человеческий разум растворен в природе, а способность познани€ - божий дар. ёсуф Ѕаласагуни определ€ет также опытный характер, человеческого знани€ и отрицает то, что оно может наследоватьс€ биологически.

«начение:

«начение творчества Ѕасалагуни строит рассматривать в интеллектуальном контексте эпохи, основным содержанием который была усиление процесса секул€ризаци€ знани€ на фоне развити€ естественно-научных и философских концепций и отделение философии от теологии. ‘илософское учение Ѕасалагуни занимает в этом процессе заметное место.

ѕам€ть:

” каждого народа есть наиболее почитаемые предки среди писателей и мыслителей прошлого, к которым они возвод€т свою культурную идентичность. ƒл€  ыргистана и  азахстана такой фигурой стал ёсуф Ѕаласагуни. ‘ото пам€тника, установленного в Ѕишкеке демонстрирует нам почтение к писателю со стороны киргизского народа. —тоит также заметить, что национальный университет в Ѕишкеке носит им€ ёсуфа Ѕасалагуни.


top
Halida Rojkova

ќчень познавательна€ стать€! ќдно маленькое замечание: по правилам сайте нужно ставить двойной пробел между абзацами. — удачным ¬ас дебютом, јнатолий!

pro
“амара ћеркулова

¬ первый раз слышу об этом поэте. ј киргизы разве тюрки? я считала, что они ближе к китайцам.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+