icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Анатолий Ягодкин
Люди, биографии

Кто такой Юсуф Баласагуни?

  • 942
  • 2

Кто такой Юсуф Баласагуни?

Ю
Юсуф Баласагуни - тюркский поэт, живший в XI веке.

Вводные замечания

Восточная литература - весьма интересный пласт мировой литературы, особый интерес зачастую вызывает средневековая, арабская и среднеазиатская литература, среди среднеазиатских средневековых авторов кроме широко известного Омара Хайама интерес вызывает тюркский писатель Юсуф Баласагуни. Годы жизни писателя (приблизительно) 1017 — 1075 гг. Недостаточно широкая известность этого имени возможно продиктована скудностью сведений о его жизнедеятельности, которые содержаться лишь в отрывках его главной поэмы «Благодатное знамение» (тур. Кутагу Билык) и в двух предисловиях к ней автором которых является сам Юсуф Баласагуни. Краткая биография писателя может быть воссоздана на основании этих сведений, а также исследований историков и литературоведов, изучавших происхождение, жизненный путь и творческое наследие автора.

Происхождение

Полное имя писателя Юсуф Хас Хаджиб, родился он в городе Баласагун, в столице государства Караханидов, находившегося в восточном Туркестане на территории современного казахстана. По названию родного города Юсуф и получил фамилию. В источниках сообщается, что когда его спрашивали откуда он и как завестся, он говорил что он Юсуф из Басалагуна, так за ним и закрепилось имя Юсуф Баласагунский, или исходя Юсуф Басалагуни иногда фигурирует в литературе, как турецкий поэт, что с исторической и этнографической точки зрения совершенно не верно, ни к территории Малой Азии, где расположено государство Турция, хотя в культурно-языковом отношении его можно считать общим предком тюркских народов, поэтому правильней будет назвать его тюркским, но никак не турецким поэтом. Одним из главных показателей культурной идентичности того или иного автора является язык его произведений. Языком произведений басалагуни был тюркский язык карахонидской эпохи, в некоторых источниках язык его проивзедений определяется как уйгурский, один из тюркских языков по происхождению близкий к узбекскому. в географическом и этническом плане он предок казахов и кригизов, его этническое происхождение можно отнести к тюрксому племени чигилей. Поэт был выходцем из культурной зоны охватывающей территории современного Казахстана, Узбекистана и Кыргистана.

Юсуф Баласагуни. Биография. Основные Вехи жизненного пути.

Выше были приведены приблизительные даты жизни поэта принятые большинством исследователей его творчества. Однако в источниках встречаются разные версии. Исходя из выводов турцкого философа Арата годом рождения писателя был 1015-1016 год, в работах литературоведа А. Дильячара фигурирует 1018. 

Получал образование в лучших для того времени образовательных центрах средней Азии - Фарабе, Бухаре и Кашгаре. Был полиглотом. В Кашгаре он прожил большую часть своей жизни, здесь появились на свет его главные произведения, здесь он и скончался в 1075 году и был погребен.

Исторический контекст эпохи

Эпоха караханидского государства времен Баласагуни - время господства в социально экономической жизни смешанного хозяйства, сочетающего элементы кочевого и оседлого укладов. Происходящие в общественной жизни процессы способствовали интеграции и росту этнического самосознания, изменения в культурной жизни породили целую плеяду патриотически настроенных авторов, на этом фоне развивалось и творчество Басалагуни, в произведениях которого очевидно влияние его предшественников и современников, таких например, как аль-Джаухари, аль-Фараби, Ибн Сина.

Мировоззрение. Философские идеи.

В трудах Баласагуни затрагиваются этические, онтологические, гносеологические и мировоззренческие вопросы. В основе его философской концепции лежит учение о четырех состояниях через которые достигается чувство гармонии. Перенося учение на социальную жизнь Баласагуни определяет состояние гармонии сочетанием четырех качеств: справедливости, разума, счастья и довольства.

В размышлениях об устройстве мира Юсуф Баласагуни следует средневековым представлениям, его космология не выходит за рамки птолемеевской картины мира. В гносеологической концепции Баласагуни прослеживаются рационалистические и материалистические тенденции. Он указывает на особую роль разума, называя его творческой силой и отрицает существование врожденного знания. Следуя за пантеистическим учением Баласагуни считает, что человеческий разум растворен в природе, а способность познания - божий дар. Юсуф Баласагуни определяет также опытный характер, человеческого знания и отрицает то, что оно может наследоваться биологически.

Значение:

Значение творчества Басалагуни строит рассматривать в интеллектуальном контексте эпохи, основным содержанием который была усиление процесса секуляризация знания на фоне развития естественно-научных и философских концепций и отделение философии от теологии. Философское учение Басалагуни занимает в этом процессе заметное место.

Память:

У каждого народа есть наиболее почитаемые предки среди писателей и мыслителей прошлого, к которым они возводят свою культурную идентичность. Для Кыргистана и Казахстана такой фигурой стал Юсуф Баласагуни. Фото памятника, установленного в Бишкеке демонстрирует нам почтение к писателю со стороны киргизского народа. Стоит также заметить, что национальный университет в Бишкеке носит имя Юсуфа Басалагуни.

top
Halida Rojkova

Очень познавательная статья! Одно маленькое замечание: по правилам сайте нужно ставить двойной пробел между абзацами. С удачным Вас дебютом, Анатолий!

pro
Тамара Меркулова

В первый раз слышу об этом поэте. А киргизы разве тюрки? Я считала, что они ближе к китайцам.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+