Жил-был среди богов могучий и суровый, но справедливый Велес. Он, так принято думать и сегодня, отвечал за материальное благосостояние верующих и помогал им разбогатеть. Главной своей задачей считал великий Велес научить людей землепашеству. Сам много трудился и всячески поощрял тех, кто землю любил и обихаживал. Из-за его суровости был он одинок, но однажды повстречалась на его пути Дива-Додола. Красавица Дива покорила сердце бога Велеса своим могуществом – она была искусной воительницей.
От их союза родился прекрасный и светлоликий Ярило. Практически все славянские народы поклонялись этому богу и считали, что только с его появлением на свет началась у людей настоящая Жизнь. Ему подчинялись все дикие животные, его боялись и беспрекословно выполняли его приказы духи природы, низшие божества трепетали перед ним.
От отца Ярило унаследовал талант землепашца. Он один знал, когда можно начинать пахать, а когда приходит пора сеять. Щедро раздавал он свои знания людям, и они любили своего бога. Называли его Ярь – бог плодородия. Понимали, что, без Ярилы все живое на Земле, в том числе и люди, умерли бы от голода. Очень нужный бог, но непоследовательный в своих поступках. Зимой он становился Морозом, являл людям чудо - превращал в лед воды, укутывал снегами поля. То есть сам же уничтожал созданное весной. А потом, с наступлением теплых дней, Ярило снова являл людям свой светлый лик, и все начиналось сначала.
Но не всегда Ярило благоволил к людям, иногда он, как подобает настоящему богу, проявлял свой воинственный характер. Его, так считали люди, он унаследовал от матери. В такие дни его называли Яровит, то есть бог войны. И тогда солнце безжалостно палило с небес, и начиналась засуха. Люди понимали, что они в чем-то провинились перед великим богом Ярилой – солнцем. И чтобы загладить свою вину устраивали в его честь праздник. Никто теперь не расскажет, кто, где и когда организовал первое празднество, посвятив его Яриле. Скорее всего, дело было во время одной из засух. Но впоследствии была установлена точная дата проведения Ярилова дня. И такой праздник впервые был описан Тихоном Задонским. В 1765 году он стал свидетелем такого праздника в Воронеже.
Семейные мужчины и женщины на такие праздники не допускались. Зато молодые парни и девки гуляли от души. За неделю до Иванова дня собирались они вместе, жгли костры, прыгали через них и пели песни. Вроде бы ничего необычного, потому что приблизительно так происходил на Руси любой праздник. Так, да не так! Изюминкой песен был их текст. Неприличный до полного бесстыдства, он должен был, по свидетельству все того же Задонского, распалить людей. Прибавьте сюда еще хмельные напитки, рекой разливанной присутствовавшие на столах. Парни и девки рядились, как на маскарад. Костюмы были призваны скрыть лица участников праздника.
Словом, атмосфера способствовала тому, чтобы буйство, копившееся весь год, выплеснулось наружу. Сначала парни дрались. Это случалось всегда и являлось непременным атрибутом праздника. За что дрались? Да за то же, за что дерутся сейчас. Причины две: первая – дурь, а вторая – девки. А потом начиналась настоящая оргия, которую Тихон Задонский, пораженный увиденным, скромно назвал «вольным поведением». Гуляли обычно всю ночь. Утром краснеть и оправдываться ни перед кем не нужно было, потому что Ярило любовь одобрял, а за нелюбовь наказывал. Молодой и горячий бог!
Бог этот оставил яркий след не только в фольклоре и в нашем характере. Множество слов в русском языке унаследовало корень от имени Ярилы. Слово «ярость», например, прямо указывает на характер бога. Слова «яркий» и «яровые» понятны без комментариев. Ярка – это молодая овца. Яровать – значит гневаться. А ярун – это тетерев на току, самозабвенно призывающий самку.
Предки наши изображали Ярилу то в виде всадника на белом коне, то видели в нем юного пылкого жениха, то деву в белом одеянии. Изображения более позднего времени – это яркое солнце, из которого проглядывает лик старца с огненными волосами и бородой. Вот такой он - бог Ярило! Уж очень похожий на обычного человека. Трудится до седьмого пота, живет и гуляет от души. Да к тому же, справедлив и незлопамятен. Настоящий бог!