День Учителя. Сколько прекрасных слов услышат учителя в этот день, сколько стихов и песен написано для них и про них, сколько пронзительных и добрых фильмов снято! А сколько цветов и подарков получают учителя в свой профессиональный праздник!
Почему же так часто дети не хотят идти в школу, ведь они так рвались туда, пока были в детском саду? Почему же пропало желание учиться, ведь детский ум так пытлив и жаждет новых знаний? Почему самая первая рифма, которая приходит на ум к слову «учитель» - не «родитель», не «мыслитель» и даже не «даритель» (дарящий знания и частицу своего жизненного опыта и души), а «мучитель»? Почему так редки теперь случаи, когда бывшие выпускники навещают своих старых учителей? Почему встречи выпускников предпочитают проводить вне стен школы, и без участия своих педагогов? Не слишком ли мы идеализируем профессию учителя?
Я не помню о своей первой учительнице ничего, кроме того, что она сильно краснела, когда начинала кричать на нас, а также то, что она наказывала меня за то, что мне было неинтересно читать вместе со всеми букварь. Я читала книжку, положив ее под парту, и потихоньку двигала ее, чтобы увидеть нужную строчку в просвет между крышкой и самой партой. Помню, что это был «Овод» Войнич, а также помню, что, будучи уличенной в невнимании к уроку, я получила тогда двойку по чтению (!). Зато мне повезло с другими учителями, когда меня перевели в другую школу.
Здесь никто не ругался за знания «сверх программы», напротив, программа урока была рассчитана так, чтобы заинтересовать каждого ученика с разным уровнем подготовки. Нам просто не давали возможности бездельничать, ведь, выполнив все задания урока, мы освобождались от домашнего задания. Или, что тоже интересно, нам давали возможность «проявить себя», решив задачи повышенной сложности, которые специально готовились учителем. Помню, что такие задания учительница давала переписывать из своей личной тетради, и за право первым получить заветную тетрадь лучшие умы нашего класса боролись каждый урок. Хорошо учиться было не только выгодно и почетно, но и престижно!
Так же обстояло дело и в других, более старших, классах. Наших учителей мы уважали, хотя и немного побаивались. Они не опускались до панибратства с нами, были строги и держали дистанцию, но, когда они вдруг заболевали, мы им искренне сочувствовали (хотя и радовались вначале, если урок отменялся), и ходили навещать их не только домой, но и в больницу. Как же было странно видеть их в домашнем, в кругу своей семьи! Оказывается, они тоже могли смущаться, улыбаться и даже пить чай вместе с нами, спустившись на минутку со своего учительского Олимпа!
К сожалению, такие учителя сегодня – редкость. Сегодня учителя – предметники зачастую только отбывают свои часы, бездушно, как роботы, выкладывают весь материал, который заготовили к уроку, и быстренько удаляются в святая святых – учительскую. Нет, не как роботы – ведь роботы не умеют сердиться, когда их отвлекают, не умеют они и требовать к себе уважения. Странное не только для учителя, но и для обычного человека, это словосочетание – требовать уважения. Странное, если не сказать больше, но выраженное в почтительном к себе отношении и регулярных подношениях в виде ценных подарков.
С реформой школы и образования мы все как-то забыли о личном факторе: как ни обустраивай школу, ни оснащай ее компьютерами и интерактивными досками, главными учителями все-таки остаются живые люди. Учителя, которые получают свои подарки и слова признания не потому, что потребовали этого от своих учеников, а потому, что ученики сами захотели выразить им свое уважение и признательность за их самоотверженный труд и внимание к каждому ученику. За то, что в маленьком человеке сумели разглядеть личность.