icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такой “ор?

  • 1980
  • 2

 то такой “ор?

“рудно найти человека, которого оставила бы равнодушным гроза. Ёто грандиозное и грозное природное €вление вызывает смесь ужаса и восторга Ц от не убегают в страхе, ее ждут в жаркий день, как величайшего дара небес. √роза опасна Ц но после нее воздух становитс€ таким чистымЕ Ќе случайно в мифологии любого народа мы об€зательно находим бога грозы. ¬ некоторых мифологических традици€х такие боги даже становились верховными Ц как слав€нский ѕерун и греческий «евс. Ѕыл свой бог-громовик и скандинавской мифологии, и звалс€ он “ором.

¬ отличии от многих других народов, норманны не сделали громовика царем богов Ц таковым €вл€лс€ ќдин, бог воинских союзов и магии (видимо, в суровых услови€х —кандинавского полуострова некое организующее начало представл€лось более значимым, чем необузданна€ стихийна€ сила). “ор же приходилс€ ќдину сыном.

Ќорманны представл€ли “ора в образе старика с большой рыжей бородой Ц цвета молнии. ѕодобно нашему ѕеруну (и Ђнаследующемуї ему в простонародных представлени€х »лье-пророку), он ездит по небу на колеснице, а гром Ц это ее грохот. ¬ колесницу он запр€гает двух козлов Ц “ангниостра (Ђскрежещуйщий зубамиї) и “ангснира (Ђскрип€щий зубамиї). Ёто не только ездовые животные, но и неисс€каемый источник пищи: их можно зарезать и съесть, а потом оживить, сложив кости в нужном пор€дке на шкуры Ц главное, не разгрызть кости во врем€ еды.  ак-то раз сын хоз€ина дома, где заночевал “ор, пренебрег этим требованием, и один из козлов охромелЕ ох, и рассердилс€ же тогда “ор! ¬прочем, гнев “ора Ц как и гроза Ц никогда не бывает долгим, он не только не наказал этих людей, но и вз€л главного виновника Ц “ь€лви Ц и его сестру –Єскву в услужение.

“ак они и странствовали вместе, а странствовать “ору приходитс€ посто€нно, ведь главна€ его об€занность Ц защищать ћидгард (срединный мир, где живут люди) и јсгард (жилище богов) от йотунов Ц злобных, сильных, но, к счастью, не очень умных великанов. Ќередко “ор со своими спутниками отправл€етс€ в ”тгард Ц Ђвнешнее пространствої, окружающее ћидгард, где обитают чудовища.

Ќар€ду с “ь€лви и –Єсквой “ора сопровождает Ћоки Ц весьма интересный персонаж, своего рода божественный шут, который в будущем примет весьма активное участие в организации конца света, а пока то доставл€ет богам непри€тности, то приносит пользу. »менно благодар€ Ћоки “ор получил свое оружие. Ќачалось все с того, что Ћоки отрезал волосы богине —ив Ц супруге громовика. —паса€сь от гнева “ора, он пообещал достать дл€ нее новые волосы и обещание сдержал Ц договорилс€ с карликами-цвергами (гномами), и они выковали из золота тончайшие волосы дл€ —ив, которые росли, как живые, а дл€ “ора Ц боевой молот.

Ѕез этого молота “ора невозможно представить. ќн носит название ћьЄллнир Ц однокоренное с нашим словом Ђмолни€ї Ц и когда норманны-€зычники видели молнию, они были уверены, что вид€т молот “ора. Ёто оружие стало поистине залогом спокойстви€ и богов-асов, и людей Ц потому-то так обеспокоились боги, когда молот пропал ≈го похитил великан “рюм и потребовал в качестве выкупа не много- не мало Ц богиню любви и красоты ‘рейю в жены.  онечно, отдавать великанам ‘рейю никто не собиралс€, но надо было и молот возвращать. ¬от и пришлось “ору надеть женское платье и отправитьс€ в …отуннхейм Ц страну великанов Ц под видом красавицы. ѕравда, даже не отличавшийс€ умом великан заподозрил неладное, когда Ђневестаї на свадебном пиру про€вила богатырский аппетит, но Ћоки, сопровождавший Ђневестуї под видом служанки, не растер€лс€ и объ€снил: ‘рей€ так мечтала поскорее отправитс€ к жениху, что ничего не ела три дн€Е ну, а когда принесли молот и “ор смог его заполучить, все маски были сброшены Ц и йотунам с “рюмом во главе не поздоровилось.

“ор не отличаетс€ сообразительностью Ц но сила его поистине поражает воображение, и этой силе соответствуют противники Ц не только йотуны. ќднажды во врем€ рыбной ловли он вытаскивает из воды мирового зме€ …ормунганда, объемлющего собой мир. ¬ другой раз он и его спутники сталкиваютс€ с противниками поистине непобедимыми: великан ”тгарда-локи (не путать с Ћоки!) предлагает им сост€затьс€ в беге с неким ’уги, в еде с Ћоги и в силе со старухой по имени Ёлли. ¬ результате ’уги обгон€ет “ь€лви, Ћоги удаетс€ съесть больше, чем Ћоки, а “ор, бор€сь с Ёлли, падает на одной колено. » это неудивительно: ’уги Ц это мысль, которую не обогнать ни одному человеку, Ћоги Ц огонь, с которым никто не сравнитс€ в прожорливости, а Ёлли Ц старость, котора€ в конечном итоге побеждает всехЕ

Ќорманны очень любили и почитали “ора Ц не случайно так много скандинавских имен, включающих его им€: “орлейв, “оркель, “орбьерн, “оргейр, “орбьЄрг, “оргрим Ц такие имена и сегодн€ нос€т многие жители скандинавских стран, хот€ “ору уже давно никто не поклон€етс€. ≈го им€ сохран€етс€ в германских €зыках в названии четвертого дн€ недели (английское Thursday, немецкое Donnerstag (Donner Ц вариант имени этого бога у континентальных германцев), норвежское, датское и шведское torsdag) Ц ведь именно четверг посв€щалс€ богу-громовику. Ўведский химик ….Ѕерцелиус назвал в честь этого бога открытый им химический элемент Ц торий. — именем громовика св€зано и название астероида “ора.

mas
ћарк Ѕлау

ј вот про то, что в честь “ор назван торий € не знал.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+