icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Орехова
Окружающий мир

Кто такой сноб

  • 10233
  • 27

Кто такой сноб

П
Понятия «сноб» и «снобизм» настолько неоднозначны и многогранны, что дать им определения одной фразой практически невозможно. Все статьи в СМИ, пытающиеся объяснить, что же это такое, чаще всего приводят конкретные примеры этого явления. Знаменитые толкователи слов (Ушаков, Ожегов и др.) по-разному трактуют эти понятия, хотя и выделяют общее их значение. Основная же масса людей, мало-мальски грамотных, данное понятие ощущает скорее подсознательно, не умея выразить его вербально. Объясняя значение слов «сноб» и «снобизм», обычно отшучиваются: «Я, как собака, все понимаю, а сказать не могу».

Так, кто же такие снобы? Согласно большинству мнений, это слово дословно переводится как «не дворянин» - именно такую пометку ставили студентам Итонского университета, имеющим неблагородное происхождение. Естественное желание быть такими же, как и остальные студенты, побуждало их подражать манерам и стилю поведения аристократов, что не всегда получалось у них естественно и вызывало улыбку или злую иронию окружающих.

Теперь так называют людей, стремящимся своим поведением показать принадлежность к высшему обществу: отсюда появилось определение снобизма как манерность, кривляние, зазнайство, подражание элите. За этим стремлением «пролезть» в касту избранных проглядывает только внешнее подражание, желание иметь точно такое же, как у «них». Фактически, поведение снобов сродни детскому подражанию взрослым. Девочка, примеряющая мамины туфли и раскрасившись маминой же косметикой, выглядит не более нелепой, чем нувориш, выбирающий авто не из соображений удобства, а престижности модели, или новоявленный автор хита «про любовь», легко рифмующий «подряд» - «так», «смотреть» - «нет», но в интервью сказавший, что обожает Пушкина и ЛОЖИТ на ночь его книгу под подушку.

Сноб обязательно следует неписаным правилам того общества, к которому стремится, надменно относясь к тем, кто, по его мнению, к этому кругу не принадлежит, отрицая манеру поведения, вкусы и интересы, если они не популярны в «его» обществе. Он ценит вещи и явления не за их удобство или качества, а за то, насколько они популярны в той среде, к которой он так стремится. При этом сноб может даже не подозревать об их истинной ценности (или бесценности).

Снобизм как манеру поведения можно условно разделить на некоторые категории.

Первая, и самая «полезная»: снобизм в профессии. Более профессиональные и опытные специалисты относятся к более неопытным свысока, с некоторой надменностью. Плюс такого отношения к «недостойным» в том, что последние, стремясь подняться до «достойных», повышают свой профессиональный уровень, что, в общем, способствует развитию общества в целом. С этической же точки зрения и эта категория вызывает неприятие окружающих, но она хотя бы обоснована более высоким положением, которое получено благодаря исключительно своему интеллекту и трудолюбию. Хотя, настоящий профессионал – это, прежде всего, и интеллектуал, и ему не придет в голову кичиться своими знаниями. Для него профессионализм в работе – явление настолько естественное, что он просто принимает это как должное, поэтому, заметив непрофессионализм других, просто пытается помочь им подтянуть свой уровень либо умным советом, либо мягко указав на ошибки. Другое дело, как к этому отнесутся новички – ведь есть и такие, кто любое замечание воспринимает как личное оскорбление.

Снобизм интеллектуальный – по своей сути тот же профессиональный снобизм, но относится он к сфере, большей частью, нетрудовой. Это «мода» на писателей, музыку, кино и т. д. Наиболее известный пример: считать литературой только классиков, а детективы, фантастику, женские романы и т. д. – литературой «второго сорта». Позволю себе вспомнить М. Булгакова, который словами литературного героя утверждал, что у рыбы может быть только одна степень свежести – первая. То же и с литературой: или это литература, или нет, и совершенно все равно, в каком жанре она написана. По сути, «Анна Каренина» Толстого – тот же «женский роман», а «Дубровский» Пушкина – детектив, но кто скажет, что это – не литература? Снобы – интеллектуалы дорожат не самим произведением искусства, как таковым, а именем, его создавшим, чаще всего не представляя его действительной художественной ценности.

Со снобизмом по происхождению знакомы гости Москвы, Петербурга и иных больших городов, когда сталкиваются с коренным их населением. У «истинных» петербуржцев выработано не только особое высокомерие ко всем остальным – у них даже сложился свой, уникальный язык, отличающийся от других наречий русского языка. Однако и здесь стоит заметить, что настоящие петербуржцы и москвичи с радостью принимают в свой круг достойных, понимая, что только так они сохранят и обновят свою кровь «коренных».

В настоящее время снобы по происхождению встречаются не так часто, но их малое количество с лихвой восполняют снобы по положению и материальному достатку, иначе говоря, элита, сливки общества. Кто и когда «сбил» эти сливки из «молочной массы» населения, сейчас установить уже трудно, но именно это – наиболее часто встречающаяся категория, если под ней подразумевать и другую разновидность снобизма - следование массовому вкусу, вкусу толпы, иначе говоря, снобизма как стереотипа массового вкуса.

Так, вдруг стали очень популярны лабрадоры, борьба самбо и дзю-до, горные лыжи. С некоторых пор стал вдруг очень популярен Куршавель, а дешевый глянец типа Космополитен стал показателем принадлежности к «высшему свет». Каждый может привести свои примеры. Жаль, что этот снобизм толкает людей к слепому поклонению, причем, далеко не всегда лучшему – просто модному в настоящее время. «Брендовые идеалы» в разное время, конечно, меняются, но кто их устанавливает – опять же, неизвестно. И чем, например, Мураками сегодняшний лучше, чем Ремарк, но пятидесятых годов или Ницше двухтысячных, для потомков, наверняка, останется загадкой.

В эту же категорию можно, наверно, отнести и снобов шоу-безнеса. Модные хиты, модные исполнители… В свое время девочки умирали от «Ласкового мая» и «Нэнси», сегодня их помнят только бывшие фанаты, зато на гребне славы до недавнего времени были «Корни», мало, чем от них отличающиеся, или «Челси». Вообще, человеку, далекому от «попсы», трудно уловить разницу между многочисленными группами и отдельными исполнителями, похожими друг на друга, как близнецы, рождающиеся и умирающие в огромном количестве, как бабочки-однодневки. Но снобы от шоу-бизнеса их как-то различают, и даже спорят по поводу их «крутизны» и актуальности! Не стоит, впрочем, делать выводы, что автор статьи не признает молодых талантов вообще – в этой статье речь только о снобах и снобизме.

Статью о снобах и снобизме можно бы продолжать практически до бесконечности, вспомнив, например, снобов от дворянства, настоящего или мнимого, национального шовинизма и много другого, но суть явления, по-видимому, стала понятна многим. Сноб – человек, желающий причислить себя к вожделенной части общества, но пользующийся при этом только внешним, слепым подражанием поведению этой части. Снобизм же – это явление, описывающее поведение снобов.

mas
Дмитрий Неткачев

Иногда и в самом себе наблюдаю некоторый снобизм, может это и просто ЭГО. В любом случае мне понравились Ваши рассуждения. +.

deb
Надежда Орехова

Спасибо, "рассуждала"долго, дня три, действительно, объять необъятное невозможно, приходилось выбирать, что необходимо в статье, а без чего обойтись нельзя

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+