icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Кто такой Сильвестр Феодосиевич Щедрин?

  • 1942
  • 6

Кто такой Сильвестр Феодосиевич Щедрин?

И
Италия – классная страна! Нигде более так не сочетается вполне европейская ментальность со сладкой средиземноморской ленью, желанием жить самим и давать жить другим.

Русские люди в Италию ехали охотно. Здесь была несуровая зима, не приходилось кутаться в теплую шубу. И не надо было, как в других европейских странах, лезть из кожи, чтобы доказать, что русские не лыком шиты представителям культурных наций: чопорным англичанам, педантичным ученым немцам, остроумным и легкомысленным французам. Итальянцев, как и русских, не слишком волновали мировые вопросы и великие теории. Зато еда здесь была вкусная, вино замечательное, а пейзажи – великолепные. Так что русские художники ездили в Италию с огромной охотой.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) провел в Италии большую часть своей жизни. После ранней смерти художника его картины вернулись в Россию и привезли с собой воздух, солнце, цвета и цветы этой страны, запечатленные опытной кистью талантливого живописца.

Сильвестр Щедрин, казалось, был обречен стать художником. Отец его, Феодосий Федорович Щедрин был профессором Петербургской академии художеств, а потом стал ее ректором. Брат отца, Семен Федорович Щедрин руководил пейзажным классом в академии и был известным пейзажистом.

В 1800 году девятилетний Сильвестр поступает в Академию художеств. Предполагалось, что впоследствии юноша будет учиться в пейзажном классе, у дяди. Но в 1806 году, когда пришла пора специализироваться, Семен Федорович Щедрин уже скончался. Поэтому Сильвестр обучался мастерству под руководством М.М. Иванова, а также Тома де Томона и Ф.Я. Алексеева. Самый известный проект Тома де Томона – здание Биржи на стрелке Васильевского острова. Так что учителя у С.Щедрина были хорошие

В 1811 году С.Ф.Щедрин закончил обучение в академии. В качестве дипломной работы он представил картину «Вид с Петровского острова в Петербурге». Этой работой Сильвестр Щедрин показал, что является способным пейзажистом. Картину оценили очень высоко, автор был награжден Большой золотой медалью. Удостоенные этой награды получали также право на стажировку за границей. Но в 1812 году шла Отечественная война, и планы пришлось отложить.

Находясь в Петербурге, Сильвестр Щедрин продолжает совершенствовать свою манеру пейзажиста. Он написал несколько замечательных видов Петербурга. В 1818 году, наконец, состоялась долгожданная поездка за границу. Группа художников-стипендиатов академии посещает Берлин, Дрезден, Прагу и Вену. А потом – в Италию, в Рим!

Здесь С.Щедрин начинает писать пейзажи, в которых, соблюдая правила классицизма, господствовавшего тогда в изобразительном искусстве, начинает применять и реалистически-романтические методы изображения действительности.

В 1819 году Сильвестр Щедрин завершил свою отчетную работу, вид Колизея. В том же году побывавший в Риме великий князь Михаил Павлович заказал Щедрину два пейзажа. Работать над этими картинами художник уехал в Неаполь. После продажи члену царской семьи картин «Неаполь. На набережной Ривьера ди Къяйя» и «Вид Неаполя» художник становится известным и получает много заказов.

Помните серию картин знаменитого импрессиониста Клода Моне, в которых он рисовал Руанский собор в разное время дня, при разном освещении и в разную погоду? Так вот, в 1823 году Сильвестр Щедрин сделал то же самое. Он нарисовал серию картин «Новый Рим. Замок святого Ангела». На картинах этих восемь раз при различном освещении художник нарисовал одно и то же место, римскую набережную неподалеку от Замка святого Ангела и Ватикана. Что характерно, собор святого Петра и замок святого Ангела на всех картинах служат как бы фоном «Новому Риму»: рыбачьим лодкам с людьми на воде, новым (в то время, конечно) жилым домам.

В 1825 году Сильвестру Щедрину пришла пора возвращаться на родину. Ему предложили занять пост руководителя пейзажного класса в академии художеств. У него могло быть очень много выгодных заказов. Однако художник решает остаться в Италии. И правильно делает. На ярком южном солнце талант С.Щедрина расцвел пышным цветом. Его картины, написанные в Неаполе, в Сорренто и на Капри имеют потрясающий успех, продаются в Англии, Франции, даже в США. И конечно, в России. На этих картинах пейзажист С.Щедрин замечательно изображает людей. Это не человеческие фигурки, нарисованные для того, чтобы оживить пейзаж или показать масштаб памятников архитектуры. Люди, изображенные на фоне роскошных пейзажей – живые рыбаки или горожане, занятые своими повседневными делами.

Писание картин отвлекало художника от сильных приступов печеночной болезни, от которой его не смогли вылечить ни доктора, ни поездки на минеральные воды. Сильвестр Щедрин скончался осенью 1830 года, 8 ноября. До сорокалетия он не дожил года.

mas
Марк Блау

Полюбуйтесь несколькими картинами Сильвестра Щедрина. Слева направо: Веранда,обвитая виноградом.1828 год; В Сорренто; Новый Рим.Замок Святого Ангела.1825 год; Вид в окрестностях Неаполя.

spe
Надежда  Маслова

Какие теплые картины! Хочется прогуляться по изображенным здесь местам. +++

spe
Владислав Черных

Умиротворённость, тепло, нега и покой... Благословенное Средиземноморье ещё спокойного XIX века! Хочу туда в отпуск )))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+