icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такой шаман?

  • 3150
  • 0

Кто такой шаман?

Ш
Шаман… при этом слове сразу представляется человек, танцующий у ритуального костра таинственный танец под гипнотизирующие удары бубна – где-нибудь «на Севере диком», в глухом углу Сибири или на Алтае…

Действительно, слово «шаман» пришло к нам из тунгусского языка, в котором оно является однокоренным со словом «са» – «знать», таким образом, происхождение слова «шаман» сопоставимо с происхождением нашего слова «ведьма» – оно ведь тоже происходит от слова «ведать» (знать) и тоже обозначает человека, практикующего магию (только если ведьма – женщина, то шаман, как правило, мужчина).

В действительности, практика того, что называется шаманизмом, не ограничивается народами Крайнего Севера, Сибири и Алтая... да, пожалуй, нет ни одного народа, который бы на определённом этапе своего развития этого явления не знал. Попробуем же разобраться, что, собственно, делает шаман.

С древнейших времён человек делил мироздание на множество миров. Есть мир явленный, где живут люди – а есть иные миры, куда отправляются души умерших, где живут боги, духи… Поначалу казалось, что такие миры совсем рядом – они начинаются за пределами территории, где живёт моё племя – и если уйти достаточно далеко от поселения, то придёшь «на тот свет» (как это делает Вяйнямёйнен – один из героев карело-финского эпоса «Калевала»). Но со временем «горизонт» вокруг человека расширялся, стало ясно, что за лесом или рекой живут не духи и не демоны, а обычные люди, что до иных миров так просто не дойдёшь… как же туда попасть?

Человек знал два таких естественных способа – умереть и уснуть. Но смерть – это «билет в один конец», а в данном случае надо ведь ещё вернуться и передать соплеменникам волю духов (изначально – умерших предков), а сон – процесс малоуправляемый… Но есть состояния, подобные сну – но которые легче вызвать «по заказу». Современные психологи называют их (наряду со сном) изменёнными состояниями сознания – во-первых, это наркотическое опьянение, во-вторых, гипноз. Вот их-то древний человек и научился вызывать, считая это «путешествием в потусторонний мир».

С наркотическим опьянением всё ясно – выпить отвар из одурманивающих трав, а как погрузить себя в гипнотическое состояние? Этому способствуют монотонные раздражители: повторяющиеся движения, однообразный музыкальный ритм, долгое всматривание в мерцающий огонь и т.п. Вот так и родилась шаманская практика – т.н. камлание и теперь нам понятно назначение костра, танца и ударов в бубен. Но всегда есть люди, которые менее подвержены таким состояниям – а есть те, которым, как говорится, «немного надо», чтобы войти в гипнотический транс, т.е. к шаманской практике надо иметь способности, не каждый мог быть шаманом. Но и при наличии таких способностей стать шаманом не просто: надо пройти сложный обряд посвящения, в котором человек «умирает», нисходит в преисподнюю и поднимается на небо, получая наставления не только от старого шамана, но и от духов и небожителей… И конечно, такой человек пользовался изрядным уважением в племени: ведь он имел власть над миром духов, а значит – и над природой: мог вызвать дождь или наоборот – засуху, мог наслать или изгнать болезни и т.д.

В представлении древнего человека шаманы есть не только среди людей, но и среди богов. Пример бога-шамана – древнескандинавский Один. В «биографии» этого бога есть событие, полностью отвечающее условиям шаманского посвящения: как рассказывается в «Прорицании вёльвы», он пригвоздил себя копьём к ясеню Иггдрассилю (мировому древу скандинавской мифологии, пронизывающему все миры) и провисел так девять дней и девять ночей, после чего вернулся к жизни, получив сведения о рунах и прочие сакральные знания. В другой песни «Старшей Эдды» Тор упрекает Одина, что тот «бил в барабан, средь людей колдовал»… примечательно, что Тор при этом называет Одина «мужем женовидным» - очень серьёзное оскорбление с точки зрения древних норманнов – видимо, шаманизм не считался «чисто мужским» занятием.

Более того, свои шаманы есть даже… у нечистой силы! Ведь как люди слепы в потустороннем мире, так и потусторонние существа слепы в мире людей, как у людей шаманы видят духов – так и нечисти нужны подобные специалисты, без которых они не смогут разглядеть свою жертву (теперь понятно, почему в незабвенной гоголевской повести нечисть не мола поймать незадачливого бурсака, пока не приведи Вия!)

Шаманы существуют и в наши дни – причём в том числе и у цивилизованных народов, которым блага цивилизации не мешают сохранять национальные традиции (например, у бурят). Более того, в наше время можно найти немало и книг, и публикаций в Интернете на предмет шаманской практики… насколько можно всему этому верить? Начнём с того, что ни один уважающий себя шаман ничего подобного писать и публиковать не будет: сакральные знания на то и сакральные, чтобы не выносить их на широкую публику. Если в таких публикациях и есть крупицы истины, «переходить» к практике не советую: всё-таки путешествие по иным мирам – дело слишком рискованное, чтобы заниматься им «от нечего делать»!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+