icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такой шаман?

  • 2444
  • 0

 то такой шаман?

Ў
ЎаманЕ при этом слове сразу представл€етс€ человек, танцующий у ритуального костра таинственный танец под гипнотизирующие удары бубна Ц где-нибудь Ђна —евере дикомї, в глухом углу —ибири или на јлтаеЕ

ƒействительно, слово Ђшаманї пришло к нам из тунгусского €зыка, в котором оно €вл€етс€ однокоренным со словом Ђсаї Ц Ђзнатьї, таким образом, происхождение слова Ђшаманї сопоставимо с происхождением нашего слова Ђведьмаї Ц оно ведь тоже происходит от слова Ђведатьї (знать) и тоже обозначает человека, практикующего магию (только если ведьма Ц женщина, то шаман, как правило, мужчина).

¬ действительности, практика того, что называетс€ шаманизмом, не ограничиваетс€ народами  райнего —евера, —ибири и јлта€... да, пожалуй, нет ни одного народа, который бы на определЄнном этапе своего развити€ этого €влени€ не знал. ѕопробуем же разобратьс€, что, собственно, делает шаман.

— древнейших времЄн человек делил мироздание на множество миров. ≈сть мир €вленный, где живут люди Ц а есть иные миры, куда отправл€ютс€ души умерших, где живут боги, духиЕ ѕоначалу казалось, что такие миры совсем р€дом Ц они начинаютс€ за пределами территории, где живЄт моЄ плем€ Ц и если уйти достаточно далеко от поселени€, то придЄшь Ђна тот светї (как это делает ¬€йн€мЄйнен Ц один из героев карело-финского эпоса Ђ алевалаї). Ќо со временем Ђгоризонтї вокруг человека расшир€лс€, стало €сно, что за лесом или рекой живут не духи и не демоны, а обычные люди, что до иных миров так просто не дойдЄшьЕ как же туда попасть?

„еловек знал два таких естественных способа Ц умереть и уснуть. Ќо смерть Ц это Ђбилет в один конецї, а в данном случае надо ведь ещЄ вернутьс€ и передать соплеменникам волю духов (изначально Ц умерших предков), а сон Ц процесс малоуправл€емыйЕ Ќо есть состо€ни€, подобные сну Ц но которые легче вызвать Ђпо заказуї. —овременные психологи называют их (нар€ду со сном) изменЄнными состо€ни€ми сознани€ Ц во-первых, это наркотическое опь€нение, во-вторых, гипноз. ¬от их-то древний человек и научилс€ вызывать, счита€ это Ђпутешествием в потусторонний мирї.

— наркотическим опь€нением всЄ €сно Ц выпить отвар из одурманивающих трав, а как погрузить себ€ в гипнотическое состо€ние? Ётому способствуют монотонные раздражители: повтор€ющиес€ движени€, однообразный музыкальный ритм, долгое всматривание в мерцающий огонь и т.п. ¬от так и родилась шаманска€ практика Ц т.н. камлание и теперь нам пон€тно назначение костра, танца и ударов в бубен. Ќо всегда есть люди, которые менее подвержены таким состо€ни€м Ц а есть те, которым, как говоритс€, Ђнемного надої, чтобы войти в гипнотический транс, т.е. к шаманской практике надо иметь способности, не каждый мог быть шаманом. Ќо и при наличии таких способностей стать шаманом не просто: надо пройти сложный обр€д посв€щени€, в котором человек Ђумираетї, нисходит в преисподнюю и поднимаетс€ на небо, получа€ наставлени€ не только от старого шамана, но и от духов и небожителейЕ » конечно, такой человек пользовалс€ изр€дным уважением в племени: ведь он имел власть над миром духов, а значит Ц и над природой: мог вызвать дождь или наоборот Ц засуху, мог наслать или изгнать болезни и т.д.

¬ представлении древнего человека шаманы есть не только среди людей, но и среди богов. ѕример бога-шамана Ц древнескандинавский ќдин. ¬ Ђбиографииї этого бога есть событие, полностью отвечающее услови€м шаманского посв€щени€: как рассказываетс€ в Ђѕрорицании вЄльвыї, он пригвоздил себ€ копьЄм к €сеню »ггдрассилю (мировому древу скандинавской мифологии, пронизывающему все миры) и провисел так дев€ть дней и дев€ть ночей, после чего вернулс€ к жизни, получив сведени€ о рунах и прочие сакральные знани€. ¬ другой песни Ђ—таршей Ёддыї “ор упрекает ќдина, что тот Ђбил в барабан, средь людей колдовалїЕ примечательно, что “ор при этом называет ќдина Ђмужем женовиднымї - очень серьЄзное оскорбление с точки зрени€ древних норманнов Ц видимо, шаманизм не считалс€ Ђчисто мужскимї зан€тием.

Ѕолее того, свои шаманы есть дажеЕ у нечистой силы! ¬едь как люди слепы в потустороннем мире, так и потусторонние существа слепы в мире людей, как у людей шаманы вид€т духов Ц так и нечисти нужны подобные специалисты, без которых они не смогут разгл€деть свою жертву (теперь пон€тно, почему в незабвенной гоголевской повести нечисть не мола поймать незадачливого бурсака, пока не приведи ¬и€!)

Ўаманы существуют и в наши дни Ц причЄм в том числе и у цивилизованных народов, которым блага цивилизации не мешают сохран€ть национальные традиции (например, у бур€т). Ѕолее того, в наше врем€ можно найти немало и книг, и публикаций в »нтернете на предмет шаманской практикиЕ насколько можно всему этому верить? ЌачнЄм с того, что ни один уважающий себ€ шаман ничего подобного писать и публиковать не будет: сакральные знани€ на то и сакральные, чтобы не выносить их на широкую публику. ≈сли в таких публикаци€х и есть крупицы истины, Ђпереходитьї к практике не советую: всЄ-таки путешествие по иным мирам Ц дело слишком рискованное, чтобы заниматьс€ им Ђот нечего делатьї!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+