icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Кто такой Ричард Дэй ?

  • 584
  • 1

Кто такой Ричард Дэй ?

Н
Насколько внимательно мы читает титры в фильмах? В первую очередь нас интересует, конечно, раздел «в ролях» – именно там мы надеемся встретить знакомые имена (или узнать, кто же та красавица или тот харизматичный мужчина, кто создал образ полюбившегося героя). Очень важно узнать, кто режиссер – ведь именно он является главным автором фильма, определяющим его «лицо». Интересно также, кто написал сценарий – кому пришел в голову это захватывающий сюжет. Любители музыки обязательно обратят внимание на имя композитора…

Но часто ли мы замечаем в титрах такой пункт, как «художник-постановщик»? А ведь именно от него зависит во многом, что мы увидим на экране – в какой обстановке будет разворачиваться действие (будь то декорации или натура), как будут одеты герои, что у них будет в руках – ведь в искусстве нет мелочей, любая деталь оказывает влияние на восприятие фильма! И потому так важна роль художника-постановщика, потому-то представители этой славной кинопрофессии удостаиваются наравне с актерами и режиссерами престижных кинематографических премий, включая главную среди них – «Оскара»… Ричард Дэй получал ее семь раз – и еще двенадцать раз номинировался.

Ричард Дэй родился в 1896 году в Канаде. Начало его творческого кинематографического пути связано с американским режиссером Эрихом фон Штрогеймом – начиная с 1919 года Ричард работал над созданием костюмов и декораций в ряде его фильмов (правда, имя художника почему-то не всегда значилось в титрах): «Слепые мужья», «Дьявольская отмычка», «Карусель», «Веселая вдова»… нет-нет, не надо вспоминать одноименную оперетту – это совсем другой сюжет. А экранизировать музыкальные произведения тогда смысла не было – ведь речь идет об эпохе немого кино (а значит, визуальный ряд – область творчества в тои числе и художника-постановщика – был важен вдвойне).

Рассказать о всех фильмах, в создании которых Ричард Дэй принимал участие, невозможно – ведь их количество превышает две с половиной сотни, поэтому упомянем хотя бы те кинокартины, которые стали для художника «оскороносными». Первым таким фильмом стал «Темный ангел», созданный в 1945 году: девушка бездумно играет сердцами двумя друзей детства, но когда парни отправляются на первую мировую войну, ей все-таки приходится сделать выбор… Второй такой удачей стала снятая в 1936 году мелодрама «Додсворт» – о драме богатой семьи, распадающейся после продажи компании. Третьего «Оскара» Ричард Дэй получил в 1941 году за фильм «Как зелена была моя долина», построенный в форме детских воспоминаний главного героя – уроженца Южного Уэльса, а в 1942 году – за картину «Моя девушка Сэл», а также «Превыше всего» – о судьбе девушки-аристократки, которая отправилась на фронт в качестве медсестры и полюбила простого солдата.

Следующий «Оскар» последовал в 1951 году – и связано это было с фильмом «Трамвай «Желание», экранизацией одноименной пьесы Т. Уильямса, признающейся классикой американского кинематографа. В этом фильме снимались такие звезды, как Марлон Брандо и Вивьен Ли – она тоже получила «Оскар»… правда, по признанию актрисы, работа надо ролью безумной героини обернулась для нее маниакально-депрессивным психозом. Впрочем, на психику художника-постановщика эта картина никоим образом не повлияла – и три года спустя он удостоился еще одного «Оскара» за фильм «В порту», раскрывающий такую актуальную тему, как коррупция в профсоюзе.

Будучи кинохудожником, Ричард Дэй выступил однажды в роли продюсера, создав в 1958 году фильм «Никогда не люби незнакомца» – о бывшем воспитаннике католического сиротского приюта, которого сломало «открытие» о еврейском происхождении…

Последней номинацией на «Оскар» (правда, не обернувшейся получением премии) стал для Р. Дэя предпоследний фильм – военная драма «Тора! Тора! Тора!», созданный в 1970 году.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+