Между тем, все не так просто. Понятие «продавец» с точки зрения экономики и торговли оказывается несколько более широким, чем «тетенька за прилавком». В широком смысле продавец – это тот, кто продает товар или оказывает услуги, и в этом качестве может выступать не только конкретный человек, но и организация. Основная функция продавца – заключение сделки купли продажи, в ходе которой покупатель платит и получает товар (или услугу), а продавец передает товар покупателю и получает прибыль.
Продавец может быть активным или отпускающим товар. В первом случае деятельность фирмы-продавца включает в себя поиск клиентов, изучение их потребностей и предпочтений, а главное – внушение, что им совершенно необходим такой-то товар или услуга. Известный бизнес-тренер Н.Рысев дает даже такое определение активной продажи: «оказание влияния на картину мира клиента для создания в его мыслях и чувствах предвкушения удовлетворения потребностей… с получением максимальной выгоды клиентом и максимальной прибыли продавцом».
Организация-продавец, отпускающий товары, ничего подобного не делает (а если и делает, то в меньшей степени). Пример такого продавца – любой магазин, в который вы ходите за продуктами каждый день.
В узком же смысле продавцом действительно называется человек, который работает в торговой организации (в том же магазине) и непосредственно общается с клиентами-покупателями.
К продавцам у нас с вами всегда уйма претензий: и обслуживают-то медленно, и ждать-то заставляют, и грубят… под горячую руку мы готовы предъявить им претензии даже за отсутствие того или иного товара, жизненно необходимого нам, или за очередное повышение цен – хотя уж в этом-то «девушка за прилавком» определенно не виновата… и вообще, трудно найти, в чем продавец у покупателя не виноват: сразу подходит с вопросом «Вам что-нибудь подсказать?» – «И чего лезет!», а если не «лезет», опять не так: «Их не дозовешься!»
Между тем, можно с уверенностью сказать, что труд продавца – нелегкий труд. И дело тут не только в вечном недовольстве клиента, который, как известно, «сам не знает, чего хочет, но ты должен убеждать его в обратном». Продавец обязан знать о каждом товаре в магазине (или хотя бы в отделе) практически все. Это значит, например, что в книжном магазине нужно разбираться во всем, начиная сборниками схем для вязания и кончая литературой по квантовой физике, а в магазине дисков – от полифонии строгого стиля до хард-рока. В продуктовом магазине ничуть не лучше – там вечно кого-нибудь интересует, можно ли ВОТ ЭТО есть вегетарианцам или диабетикам (хотя строго-то говоря – состав мог бы и сам на упаковке прочитать). И не вздумай оценить по достоинству интеллектуальный уровень какой-нибудь ну очень умной дамочки – с работы вылетишь, как только дамочка потребует жалобную книгу… Прибавьте к этому еще и то, что многие владельцы магазинов сейчас предпочитают ставить за прилавок хорошеньких молоденьких девушек, а молодость, как известно, недолговечна…
Так может быть, зря мы обижаемся так часто на продавцов? Задумаемся хотя бы о том, что мы приходим в магазин на четверть часа – а они терпят всех нас со всеми нашими претензиями целыми днями.