icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒом и семь€

 то такой предок?

  • 2253
  • 1

 то такой предок?

„еловек вне общества не существует, как личность, остава€сь лишь биологическим индивидом, Ђживотнымї Ц это утверждение смело можно назвать аксиомой. Ќо общество само по себе не однородно, и потому каждый человек включаетс€ в превеликое множество социальных групп, начина€ школьными классами и конча€ политическими парти€ми. Ќо среди всех этих групп поистине почЄтное место занимаю те, что основаны на кровном родстве.

—ила родственной группы Ц семьи, рода Ц в том, что социальное (чисто человеческое) начало в них неразрывно слито с биологическим, точнее, социальное из биологического родилось вместе с „еловеком –азумным, и самой первой социальной группой стал род. —уществование человека в роду воспринималось как нечто само собой разумеющеес€, естественное Ц как то, что птицы летают, а рыбы живут в воде. —амое страшное, что могло произойти с человеком эпохи родового стро€ Ц это быть изгнанным, Ђизвергнутымї своим родом Ц стать Ђизвергомї (как правило, это было наказанием за особенно страшные преступлени€, да и после изгнани€ из рода ничего не оставалось, как только пуститьс€ во все т€жкие Ц именно поэтому слово Ђизвергї и приобрело то значение, которое мы знаем).

“олько чрезвычайные обсто€тельства могли вырвать человека из родаЕ но не смерть! ѕримечательно, что после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, если роду всЄ-таки приходилось пересел€тьс€ на новое место, то оно считалось по-насто€щему обжитым только тогда, когда по€вл€лись первыеЕ могилы. ”мершие члены рода по-прежнему оставались в роду Ц таким образом, Ђпространствої рода простиралось не только Ђвширьї, охватыва€ ныне живущих родственников, но и Ђвглубьї, включа€ в себ€ тех, кого уже нет в живых Ц причЄм на много поколений! ќткроем любую исландскую сагу Ц где описываютс€ событи€ Ђна излЄтеї родового стро€, там о каждом персонаже сообщаетс€ , чей он был сын, кто были родители его отца и т.д. иной раз на четверть страницы. —ейчас таким знанием своей родословной могут похвастатьс€ лишь короли и аристократы, а когда-то это было обычным делом дл€ любого человека.

», конечно, считалось естественным, что умершие родители продолжают любить своих детей, по мере сил принима€ участие в их жизни. ќтголоски таких представлений Ц многочисленные сказки и легенды, в которых умерша€ мать €вл€етс€ герою во сне, чтобы предупредить об опасности, научить, как действоватьЕ Ќо если готовы прийти на помощь духи отца и матери Ц то неужели этого не сделают и дед с бабкой, и прадед с прабабкой, и их родители, деды, и т.д. Ц словом, все те, кого объедин€ет пон€тие Ђпредкиї?

“ак возникло почитание предков Ц одна из первых форм религии. √лавным содержанием еЄ было сохранение единства рода. ”мерших предков по особым дн€м приглашали разделить трапезу с живыми (так родились жертвоприношени€) Ц и, конечно, с ними старались сохран€ть добрые отношени€. ќ них нельз€ было говорить ничего плохого (в позднейшие времена этот обычай распространилс€ не только на собственных предков, но и на всех мЄртвых). ќсобый же гнев предков, как предполагалось, может вызвать желание человека уйти из рода, перейти в другой Ц и когда такое происходило, предков пытались либо обмануть, либо убедить, что человек делает это не по своей воле. »менно поэтому о предсто€щей свадьбе договаривались в иносказательных выражени€х (Ђ” вас товар Ц у нас купецї), а невеста, если даже шла за любимого, должна была в день свадьбы плакать, причитать, умол€€: Ђ“ы оставь мен€ €сный сокол!ї, а при введении в род сына, рожденного вне брака, отец тащил его силой, а сын должен был изображать сопротивлениеЕ

ƒалеки от нас те времена и нравы, и разве что двор€не помн€т свою родословную на несколько вековЕ Ќо отголоски благоговейного отношени€ к предкам сохранились и по сей день Ц хот€ бы к ближайшим. ¬едь и сейчас здоровенному оболтусу, уверенному, что родители об€заны Ђкупитьї ему освобождение от службы в армии, говор€т: Ђ“вой прадедушка в сорок первом году от армии не бегал!ї ”читель вызывает в школу родителей вконец распустившегос€ ученика, в надежде, что хоть в присутствии ближайших предков какой-то стыд проснЄтс€. ¬ советские времена, когда из большинства домов исчезли иконы, нередко их место занимали фотографии родителей, бабушек дедушек, провинившегос€ ребЄнка подводили к такой фотографии и говорили: Ђ—мотри, дедушка на теб€ сердитс€!ї » одним из самых отвратительных поступков считаетс€ бросить на произвол судьбы престарелых родителей.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+