icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то такой ѕавел —ухой? „то интересного можно узнать об истории боевых самолетов?

  • 928
  • 11

 то такой ѕавел —ухой? „то интересного можно узнать об истории боевых самолетов?

—ейчас сплошь да р€дом можно увидеть в »нтернете веселую картинку: батюшка машет метелочкой, брызгает св€той водичкой на новейший самолет. Ѕлагословл€ет, значит. ј чуть пониже, в сопровождающей статье, автор, заика€сь от благолепи€, проводит нехитрую мысль: без веры не будет никакого полета.

— удовольствием представл€ю, куда бы послал этого автора Ќиколай ≈горович ∆уковский, основатель научной аэродинамики. ј более молодые и потому менее сдержанные ученики Ќ.≈.∆уковского, тот же ј.Ќ.“уполев, пожалуй, гон€лись бы по всей ћоскве с гр€зной метлой за автором дурацкой этой фразы. „тобы отметелить как следует и внушить одну очевидную мысль: самолеты создаютс€ не верой, а точным расчетом. ѕотому и летают.

ѕавел ќсипович —ухой, наверное, по ћоскве за дураком-автором не бегал бы. ’от€ бы потому что не привык громко выражать свои чувства. „то, в общем-то, характерно дл€ белорусов. “ихие они люди, вежливые и спокойные. ƒаже в советское врем€ это свойство обитателей √родно, ¬итебска или ћогилева было очевидно вс€кому, приезжавшему в те кра€. » переезд в столицу, как правило, не добавл€л белорусам наглости или спеси.

ѕавел ќсипович —ухой (1895 Ч 1975) родилс€ в Ѕелоруссии, в нынешней ¬итебской области. ≈го отец был сельским учителем. ¬скоре после рождени€ сына семь€ —ухих переехала в √омель. ¬ √омеле же ѕавел закончил в 1914 году местную гимназию с серебр€ной медалью.

—амым сильным впечатлением его отрочества, определившим направление дальнейшей жизни, было впечатление от полетов на аэроплане одного из первых российских летчиков, —ергей ”точкин. ”точкин со своим аэропланом ездил по различным городам –оссийской империи. ƒемонстрационные полеты —.”точкина привели в авиацию целую когорту конструкторов и летчиков. ¬ их числе, кроме ѕ.ќ.—ухого, были ¬.я. лимов и —.¬.»льюшин из ћосквы, ј.ј.ћикулин и ».».—икорский из  иева, ѕ.Ќ.Ќестеров из “билиси, Ќ.Ќ.ѕоликарпов из ќрла, —.ѕ. оролев из Ќежина.

¬ 1915 году ѕавел —ухой стал студентом »мператорского ¬ысшее технического училища в ћоскве (ныне ћ√“” им. Ќ.Ё.Ѕаумана), окончил которое он только через 10 лет. ¬рем€ обучени€ удлинила ѕерва€ мирова€ война, революци€ и √ражданска€ война. — 1925 года ѕ.ќ.—ухой работал в конструкторском бюро ј. Ќ. “уполева, а затем на заводе 156. ¬ это врем€ под руководством ј.Ќ.“уполева началось производство советских цельнометаллических самолетов. ѕод общим руководством ј.Ќ.“уполева ѕ.ќ.—ухой создал истребители »-4 и »-14. ќн также Ц создатель знаменитых самолЄтов-бомбардировщиков. Ќа одном из таких самолетов, јЌ“-25, экипаж ¬.„калова совершил полет через —еверный полюс. —амолет јЌ“-37бис Ђ–одинаї, которым управл€л женский экипаж (√ризодубова, ќсипенко, –аскова) совершил беспосадочный перелет на ƒальний ¬осток. ¬о врем€ ќтечественной войны эти дальние бомбардировщики были известны под именами ƒЅ-1 и ƒЅ-2. Ѕоевой многоцелевой самолет —у-2, созданный ѕ.ќ.—ухим примен€лс€ в первые годы ¬еликой ќтечественной войны, как ближний бомбардировщик, а в конце войны Ц как корректировщик артиллерийского огн€.

ѕ.ќ.—ухой постепенно Ђвыруливалї на Ђсвою собственнуюї дорогу. ¬ 1939 Ц 1940 годах он был главным конструктором на авиационном заводе в ’арькове. ј с 1940 по 1949 Ц главный конструктор собственного  Ѕ, которое базировалось на разных заводах в ћоскве и в ѕодмосковье. — 1953 года  Ѕ ѕ.ќ.—ухого полностью отпочковалось от  Ѕ ј.Ќ.“уполева.

ѕ.ќ.—ухой стал одним из первых авиаконструкторов, создававших советскую реактивную авиацию. –еактивные боевые машины под именем Ђ—уї защищали небо страны. »стребитель —у-7 вдвое превысил скорость звука. »стребители-перехватчики —у-9, —у-11, —у-15, реактивные истребители-бомбардировщики —у-7Ѕ, которые могли базироватьс€ на грунтовых аэродромах истребитель-бомбардировщик —у-17 с измен€емой в полЄте стреловидностью крыла были созданы в 1950-х Ц 1960-х годах. Ёти боевые самолеты отражают путь советской авиации к стратосферным высотам и к высоким скорост€м. ¬ 1970-х Ц 1980-х годах стали известны фронтовой бомбардировщик —у-24, штурмовик —у-25 и истребитель —у-27. »стребитель —у-27 считаетс€ одним из лучших боевых самолетов 20-го века. ¬ общей сложности под руководством ѕ.ќ.—ухого было разработано и Ђвыпущено в небої более 50 новых самолЄтов.

ѕавел ќсипович не числилс€ академиком Ђавиационных наукї, но все, и коллеги, и другие авиаконструкторы отмечали его высочайшую техническую грамотность и стремление к новаторству.  Ѕ ѕ.ќ.—ухого первым, еще в 1972 году, начало сотрудничать с ¬÷ јЌ ———– в области создани€ системы автоматизированного проектировани€ самолетов и авиационной техники. ¬сего за несколько лет перва€ очередь такой системы была разработана и внедрена в конструкторском бюро и на заводах.

¬ насто€щее врем€ Ќѕќ Ђ—ухойї Ц ведущий российский авиационный холдинг, разрабатывающий не только военные, но и гражданские самолеты.


top
Halida Rojkova

«амечательна€ стать€ о замечательном человеке! +++

mas
ћарк Ѕлау

ј вот его замечательный самолет (—у-27)

pro
—емен ÷ыгановский

 стати, когда € вижу картинки с благословлением самолетов или танков, почему-то вспоминаю, что это - оруди€ убийства. ј как же заповедь "не убий"?

spe
¬ладислав „ерных

ƒа, ѕавел ќсипович гениальные машины делал! Ќа его "сверхзвуковых трубах всесоюзного оркестра" больша€ часть советской ѕ¬ќ держалась в 50-70-х. ј штурмовики —у-17 основную т€жесть штурмовой работы в јфганистане на себе вынесли. Ќу а —у-27 и его семейство - вообще симпат€шки, и полностью подтверждают правоту другого знаменитого авиаконструктора, сказавшего "’орошо летать могут только красивые самолеты"!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+