icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Кто такой пан?

  • 6560
  • 2

Кто такой пан?

К
Как часто мы произносим слова, не задумываясь об их изначальном смысле, а тем более – о происхождении… вот, например, откуда пришли слова «паника», «панический страх»? А происходят они от имени древнегреческого бога Пана.

Культ Пана зародился в Аркадии – горной области Греции, которая в те времена была наиболее отсталой… но это на наш «цивилизованный» взгляд – отсталой, а ведь чем более развита цивилизация – тем дальше от природы. Жители Аркадии от природы не удалялись – они мирно пасли свои стада, почти не зная ни наук, ни искусств (кроме музыки), но пользовались при этом доброй славой как народ гостеприимный – такая жизнь на лоне природы могла показаться совершенным счастьем (не случайно в позднейшие времена родилось выражение «аркадская идиллия»). Вот эти пастухи и почитали своего покровителя – бога пастухов, бога лесов, природы, и даже имя его происходило от слова «паон» – «пасти», по другой версии – от корня, связанного с понятием плодородия.

Войдя в греческий пантеон, бог аркадских пастухов обзавёлся и несколько иным толкованием имени, и родословной. Отцом его считался Гермес, а матерью – то ли нимфа Дриопа, то ли Орсиноя, а по некоторым источникам – даже Пенелопа (та самая, которая была верной женой Одиссея!) – а впрочем, не так уж важно, кто была мать Пана, всё равно она убежала, едва увидев ребёнка – очень уж необычен (если не сказать – страшен) был его облик: длинная борода (уже при рождении!), рога, козлиные ноги, да ещё и сразу же – как родился – принялся скакать, как козлик.

А вот у его отца Гермеса младенец Пан ужаса не вызвал: он отнёс сына на Олимп, где малыш изрядно развеселил всех богов – потому его и назвали Пан («все»).

Пан ленив, и особенно он любит предаваться отдыху в послеполуденный зной. В такое время лучше не появляться в глухих местах – на тех, кто осмелится его побеспокоить, Пан наводит неописуемый ужас (именно такой страх называется «паническим»). Согласно легенде, такой ужас навёл Пан на персов во время битвы при Марафоне – и тем самым помог афинянам победить.

Другая черта Пана – любвеобильность. Он часто влюбляется в прекрасных нимф – но обычно безответно (что неудивительно при его страшноватом внешнем облике). Что только не делают несчастные нимфы, чтобы спастись от преследований влюблённого Пана: нимфа Питис обратилась в сосну, а Сиринга – в тростник. Распалённый любовным жаром, Пан срезал тростник, думая найти в нём спрятавшуюся Сирингу – но тростинка оказалось пустой… и тогда Пан понял, что убил свою возлюбленную – и стал целовать куски тростника, словно раны девушки, и согрел их своим дыханием – и из них полились божественные звуки… Так родился инструмент, который мы и сегодня называем флейтой Пана, или сирингой: несколько трубочек разной длины, связанные вместе.

Игрой на флейте собственного изобретения Пан овладел в совершенстве и так этим гордился, что вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Разумеется, победа досталась Аполлону с его кифарой (греки вообще больше ценили струнные инструменты – ведь при игре на духовых нельзя петь), а вот царь Мидас был с этим не согласен… за что и получил от Аполлона ослиные уши.

Пан существовал и в римской мифологии – под именем Сильван, или Фавн.

Во времена императора Тиберия произошло примечательное событие, о котором свидетельствует Плутарх. Мимо острова Пакос в Средиземном море плыл корабль. На корабле был кормчий по имени Таммуз, и вдруг с острова кто-то прокричал: «Таммуз, Таммуз, умер великий Пан!» По всей видимости, и к корабельщику Таммузу никто не обращался, и о козлоногом боге речь не шла: на этом острове почитался Таммуз – аккадский умирающий и воскресающий бог. Видимо, в этот момент на острове совершался обряд, посвящённый смерти бога Таммуза – и жрец возгласил: «Таммуз всевеликий умер!», и слово «всевеликий» (пан-мегас) было ошибочно истолковано как «великий Пан». Но фраза эта – хоть и родилась по недоразумению – стала крылатой и превратилась со временем в символ смерти язычества, побеждаемого новой верой. А нашим современникам видится в ней и другой смысл – умирает дикая природа, отступая перед человеком…

Но было бы ошибкой считать, что Пан умер! С приходом христианства он – как это часто бывало с языческими богами – превратился в демона, а именно – «полуденного беса», наводящего ужас. Помните, у М.Лохвицкой:

Бойтесь, бойтесь в час полуденный выйти на дорогу,

В этот час уходят ангелы поклоняться Богу…

Да и сам облик Пана оказал влияние на формирования средневекового образа беса – мы ведь и сегодня представляем бесов в виде антропоморфных существ с рогами и копытами…

И конечно, мимо образа Пана (Фавна) не могло пройти искусство. Можно вспомнить и картину Врубеля «Пан», и симфоническую поэму К.Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», и вальс В.Андреева «Фавн»…

А ещё в честь Пана был назван спутник Сатурна, открытый в 1990 году.

pro
Леонид Девятых

Пан - интересная личность... Хорошо написано. Несомненный плюс.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+