icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

 то такой пан?

  • 5908
  • 2

 то такой пан?

 
 ак часто мы произносим слова, не задумыва€сь об их изначальном смысле, а тем более Ц о происхожденииЕ вот, например, откуда пришли слова Ђпаникаї, Ђпанический страхї? ј происход€т они от имени древнегреческого бога ѕана.

 ульт ѕана зародилс€ в јркадии Ц горной области √реции, котора€ в те времена была наиболее отсталойЕ но это на наш Ђцивилизованныйї взгл€д Ц отсталой, а ведь чем более развита цивилизаци€ Ц тем дальше от природы. ∆ители јркадии от природы не удал€лись Ц они мирно пасли свои стада, почти не зна€ ни наук, ни искусств (кроме музыки), но пользовались при этом доброй славой как народ гостеприимный Ц така€ жизнь на лоне природы могла показатьс€ совершенным счастьем (не случайно в позднейшие времена родилось выражение Ђаркадска€ идилли€ї). ¬от эти пастухи и почитали своего покровител€ Ц бога пастухов, бога лесов, природы, и даже им€ его происходило от слова Ђпаонї Ц Ђпастиї, по другой версии Ц от корн€, св€занного с пон€тием плодороди€.

¬ойд€ в греческий пантеон, бог аркадских пастухов обзавЄлс€ и несколько иным толкованием имени, и родословной. ќтцом его считалс€ √ермес, а матерью Ц то ли нимфа ƒриопа, то ли ќрсино€, а по некоторым источникам Ц даже ѕенелопа (та сама€, котора€ была верной женой ќдиссе€!) Ц а впрочем, не так уж важно, кто была мать ѕана, всЄ равно она убежала, едва увидев ребЄнка Ц очень уж необычен (если не сказать Ц страшен) был его облик: длинна€ борода (уже при рождении!), рога, козлиные ноги, да ещЄ и сразу же Ц как родилс€ Ц прин€лс€ скакать, как козлик.

ј вот у его отца √ермеса младенец ѕан ужаса не вызвал: он отнЄс сына на ќлимп, где малыш изр€дно развеселил всех богов Ц потому его и назвали ѕан (Ђвсеї).

ѕан ленив, и особенно он любит предаватьс€ отдыху в послеполуденный зной. ¬ такое врем€ лучше не по€вл€тьс€ в глухих местах Ц на тех, кто осмелитс€ его побеспокоить, ѕан наводит неописуемый ужас (именно такой страх называетс€ Ђпаническимї). —огласно легенде, такой ужас навЄл ѕан на персов во врем€ битвы при ћарафоне Ц и тем самым помог афин€нам победить.

ƒруга€ черта ѕана Ц любвеобильность. ќн часто влюбл€етс€ в прекрасных нимф Ц но обычно безответно (что неудивительно при его страшноватом внешнем облике). „то только не делают несчастные нимфы, чтобы спастись от преследований влюблЄнного ѕана: нимфа ѕитис обратилась в сосну, а —иринга Ц в тростник. –аспалЄнный любовным жаром, ѕан срезал тростник, дума€ найти в нЄм спр€тавшуюс€ —ирингу Ц но тростинка оказалось пустойЕ и тогда ѕан пон€л, что убил свою возлюбленную Ц и стал целовать куски тростника, словно раны девушки, и согрел их своим дыханием Ц и из них полились божественные звукиЕ “ак родилс€ инструмент, который мы и сегодн€ называем флейтой ѕана, или сирингой: несколько трубочек разной длины, св€занные вместе.

»грой на флейте собственного изобретени€ ѕан овладел в совершенстве и так этим гордилс€, что вызвал на музыкальное сост€зание самого јполлона. –азумеетс€, победа досталась јполлону с его кифарой (греки вообще больше ценили струнные инструменты Ц ведь при игре на духовых нельз€ петь), а вот царь ћидас был с этим не согласенЕ за что и получил от јполлона ослиные уши.

ѕан существовал и в римской мифологии Ц под именем —ильван, или ‘авн.

¬о времена императора “ибери€ произошло примечательное событие, о котором свидетельствует ѕлутарх. ћимо острова ѕакос в —редиземном море плыл корабль. Ќа корабле был кормчий по имени “аммуз, и вдруг с острова кто-то прокричал: Ђ“аммуз, “аммуз, умер великий ѕан!ї ѕо всей видимости, и к корабельщику “аммузу никто не обращалс€, и о козлоногом боге речь не шла: на этом острове почиталс€ “аммуз Ц аккадский умирающий и воскресающий бог. ¬идимо, в этот момент на острове совершалс€ обр€д, посв€щЄнный смерти бога “аммуза Ц и жрец возгласил: Ђ“аммуз всевеликий умер!ї, и слово Ђвсевеликийї (пан-мегас) было ошибочно истолковано как Ђвеликий ѕанї. Ќо фраза эта Ц хоть и родилась по недоразумению Ц стала крылатой и превратилась со временем в символ смерти €зычества, побеждаемого новой верой. ј нашим современникам видитс€ в ней и другой смысл Ц умирает дика€ природа, отступа€ перед человекомЕ

Ќо было бы ошибкой считать, что ѕан умер! — приходом христианства он Ц как это часто бывало с €зыческими богами Ц превратилс€ в демона, а именно Ц Ђполуденного бесаї, навод€щего ужас. ѕомните, у ћ.Ћохвицкой:

Ѕойтесь, бойтесь в час полуденный выйти на дорогу,

¬ этот час уход€т ангелы поклон€тьс€ ЅогуЕ

ƒа и сам облик ѕана оказал вли€ние на формировани€ средневекового образа беса Ц мы ведь и сегодн€ представл€ем бесов в виде антропоморфных существ с рогами и копытамиЕ

» конечно, мимо образа ѕана (‘авна) не могло пройти искусство. ћожно вспомнить и картину ¬рубел€ Ђѕанї, и симфоническую поэму  .ƒебюсси Ђѕослеполуденный отдых ‘авнаї, и вальс ¬.јндреева Ђ‘авнїЕ

ј ещЄ в честь ѕана был назван спутник —атурна, открытый в 1990 году.


pro
Ћеонид ƒев€тых

ѕан - интересна€ личность... ’орошо написано. Ќесомненный плюс.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+