icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Кто такой Омар Хайям?

  • 1670
  • 9

Кто такой Омар Хайям?

1
11 век. Сложное время. Расцвет науки и торжество мракобесия. Как это сочеталось? Ведь невозможно удержаться где-то посередине. Как, собственно, невозможно без риска для жизни занять позицию справа или слева. Выбор, ох уж, этот выбор!

Самарканд, вечный, как сама жизнь, был в это время настоящим центром притяжения для ученых всего Востока. Здесь, в тишине медресе, при тусклом свете масляной лампады создавали свои научные труды сотни безвестных и самых знаменитых людей. В огромной обсерватории составляли звездные таблицы, решали сложнейшие задачи по математике, писали лечебники.

Среди самых именитых «светлых» голов выделяется математик и мудрец шейх Омар Хайям. Ученый, но пишет удивительно мудрые рубаи. Истинно верующий, а восхваляет земные блага и, о ужас, воспевает вино. Зачем? Так смел и отважен? Презрел веру и заветы предков? Так почему не наказан?

Омар Хайям никогда не боролся с режимом и религией. Он не революционер. Он настоящее дитя своего времени, но мудрое дитя, щедро одаренное способностью видеть сквозь завесу времени.

Его полное имя – Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури. Последнее слов в имени – этот название города, откуда он родом.

Он получил прекрасное для того времени образование в лучших учебных заведениях. Медресе Нишапура, Балха и Самарканда гордились его обширными знаниями и достижениями в математике и астрономии.

А если учесть, что научные трактаты в то время писали стихами, то рифмовать он умел не хуже своих ученых собратьев. Однако время поглотило многие его работы, а вот стихи остались. Их и сегодня знают наизусть, цитируют. Они переведены на многие языки мира.

Омар Хайям не поэт в общепринятом смысле этого слова. Поэзия для него, скорее, отдохновение, способ общения с самим собой, с друзьями, с миром. И еще это его протест против мира ханжества, в котором он вынужден жить.

Богословы в один голос твердили, что если человек живет на земле тяжело и трудно, то потом, на небесах, он получит все. Сады рая примут его, красивые гурии станут его женами, и он никогда и ни в чем больше не будет нуждаться. Просто нужно потерпеть или лучше перетерпеть.

Но сами священнослужители и власть имущие жили в роскоши, бедствовал только простой люд. Это сначала приводило в смятение, потом возмущало. Протест вылился в стихи. В них лирический герой проводит время с прекрасной, но земной женщиной, он пьет вино и богохульствует.

Отчаянно смелый поступок! Стихи читают, их заучивают наизусть, их мудростью восторгаются. Такое не прощается. Омар Хайям слишком близок к наместнику Хорасана. И растущая популярность его совсем не научных трудов беспокоит власти. Опала неминуема. Хайям запирается в Нишапуре. Полного уединения не получилось. Он преподавал, ученики старались не отходить от него, боясь проронить хоть слово из уст Мудрейшего.

Друзей у него не было. Он вел жизнь аскета: спал на циновке, пил воду, ел хлеб и фрукты. Но одиночества Хайям не ощущал, ведь он писал стихи.

О чем мечтал Омар Хайям? Служению какому делу он посвятил свою жизнь? Поэт и философ, ученый и астроном, он мечтал о переустройстве мира и сделал для этого немало.

Трактат «О доказательствах задач алгебры и мукабалы» был третьим по счету, два первых не сохранились. «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», «О всеобщности бытия», работы по физике и астрономии, участие в составлении календаря – вот неполный перечень его научных работ.

Главной своей задачей Хайям считал освобождение человека от религиозных заблуждений. Если человек несвободен, он не может быть счастливым. В мире нет ничего вечного, все приходит и уходит. Не сохранить молодость. Исчезает красота. Безвозвратно уходит любовь.

Жизнь, этот бесценный дар, проходит, как одно мгновение, но успевает наполнить душу человека болью и разочарованием. Так стоит ли жить?

Да, стоит! И еще раз – стоит! Познание законов мироздания, восторг от понимания своей сопричастности к великим открытиям, любовь во всех ее проявлениях – вот ради чего стоит жить.

И хотя многие стихи Омара Хайяма звучат пессимистически, говоря о неизбежности смерти, они зовут к жизни. Это парадокс! Но не лукавил мудрый шейх, говоря о сладости земной жизни. Он просто любил ее и учил тому же всех. И его знаменитое пожелание:

Ты лучше голодай, чем что попало есть.

И лучше будь один, чем вместе с кем попало, - совершенно не потеряло своей актуальности.

top
Halida Rojkova

Рубаи - это четверостишия, у которых рифмуются только первая, вторая и четвертая стоки, третья остается без рифмы.

spe
Милана Гейко

С ранней юности люблю его рубаи. Вот один из любимых:

Нет ничего на свете прекрасней и милее,
Чем стройный кипарис и белая лилея.
Он - сто имея рук, не тычет их вперед.
Она - всегда молчит, сто языков имея... :)

top
Halida Rojkova

А мне нравится это:
Легко подняться
С грязи в князи,
Но должен помнить
Каждый князь,
Что князь не вечен,
Вечна грязь.
Лучше и не скажешь! Спасибо, Милана.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+